|
|
|
Досье на проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" Заключение Мажилиса Парламента Республики Казахстан на проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" Правительство Республики Казахстан, рассмотрев проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне", инициированный депутатами Мажилиса Парламента Республики Казахстан, сообщает следующее. В соответствии с пунктом 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан, если законопроект предусматривает увеличение расходов госбюджета, то он может быть внесен лишь при наличии положительного заключения Правительства Республики. Данный законопроект требует ориентировочно дополнительных средств из бюджета 4044,7 млн.тенге. По абзацу 2 проекта: В отношении исключения части второй статьи 12 следует отметить, что положения указанной статьи Закона устанавливают дополнительные гарантии по поддержке отдельных социально незащищенных категорий граждан (пенсионеров). В республиканском бюджете ежегодно предусматриваются средства на выплату единовременной денежной компенсации только пенсионерам, пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. Согласно пояснительной записке к проекту данные положения подлежат исключению в соответствии со статьей 14 Конституции Республики Казахстан, согласно которой граждане Республики Казахстан имеют равные права перед законом. Однако, в соответствии с комментарием к Конституции Республики Казахстан, равноправие есть равенство человека и гражданина в обладании правами и свободами. Это равенство гарантируется независимо как от природных свойств человека, так и от его общественных черт и обязанность государства гарантировать это равенство. Предоставление дополнительных гарантий пенсионерам не означает лишения других категорий населения прав на выплату компенсации В соответствии с постановлением Конституционного Совета Республики Казахстан от 29 марта 1999 года № 712 "Об официальном толковании пункта 2 статьи 13 , пункта 1 статьи 14, пункта 2 статьи 76 Конституции Республики Казахстан", пункт 1 статьи 14 Конституции Республики Казахстан "Все равны перед законом и судом", устанавливает равенство прав и обязанностей личности, равную защиту государством этих прав и обязанностей личности, равную защиту государством этих прав и равную ответственность каждого перед законом. Равенство перед законом означает, что именно в законах определяются конкретные условия и обстоятельства, позволяющие реализовать права и свободы человека и гражданина. Что касается категории населения, работающей по найму, налоговое законодательство содержит определенные льготы в части освобождения расходов работодателей на выплату гражданам в соответствии с законодательством о социальной защите граждан, пострадавших вследствии экологического бедствия или ядерных испытаний на испытательном ядерном полигоне от социального налога (ст. 104-7 Закона о налогах., ст. 144, 316 Налогового Кодекса). По абзацу 5 проекта: (относительно внесения дополнения в подпункт 3) статьи 13 Закона): В соответствии со статьей 8 п.2 пп.5 Закона о труде, работодатель обязан своевременно и в полном объеме выплачивать заработную плату и иные выплаты, предусмотренные нормативными правовыми актами Республики Казахстан, индивидуальным трудовым, коллективным договорами, актами работодателя. Согласно ст.60 п.1, п.3 Закона о труде работающим по индивидуальному трудовому договору гарантируется ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск с сохранением места работы (должности) и средней заработной платы. Ежегодный отпуск предоставляется за счет работодателя (п.3 ст.60 Закона о труде). Ежегодный оплачиваемый трудовой отпуск предоставляется работникам продолжительностью не менее восемнадцати календарных дней, если иное не предусмотрено другими нормативными правовыми актами для отдельных категорий работников, индивидуальным трудовым, коллективным договорами и актами работодателя. Единый порядок исчисления средней заработной платы утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 29.12.2000 г. № 1942 "Об утверждении Инструкции о порядке исчисления средней заработной платы работников". Согласно данной Инструкции для оплаты ежегодного трудового (основного и (или) дополнительного) или выплаты компенсации за неиспользованный отпуск определяется средний дневной заработок. Средний дневной заработок определяется исходя из суммы начисленной заработной платы за расчетный период. Ввиду того, что уровень заработной платы работников негосударственного сектора экономики превышает в несколько раз уровень заработной платы работников государственных учреждений, то средний дневной заработок для оплаты дополнительного отпуска будет соответственно выше в негосударственном секторе. Предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за счет республиканского бюджета в виде компенсационных выплат повлечет необходимость внесения изменений в действующее трудовое законодательство, а также дополнительные финансовые затраты. По абзацу 6: Предлагаемая редакция заголовка статьи 14 не соответствует содержанию самой статьи. Кроме того, изменение заголовка статьи несет в себе правовую норму, противоречащую действующему законодательству. В соответствии со ст.8 п.2 подпункт 5, а также ст. ст. 86, 87 Закона о труде, социальные пособия по беременности и родам, назначаются на весь отпуск по беременности и родам. Работодатель обязан за счет своих средств выплачивать работнику социальные пособия по временной нетрудоспособности в связи с общим заболеванием, с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием, по беременности и родам, а также социальные пособия женщинам (мужчинам), усыновившим или удочерившим детей. Налоговое законодательство Республики Казахстан предусматривает уменьшение расходов работодателей на социальный налог на сумму выплаты социальных пособий; За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по выплате социальных пособий работодатель несет ответственность, установленную законодательством Республики Казахстан. Порядок выплаты и размеры социальных пособий определяются законодательством Республики Казахстан. В соответствии с пунктом 20 Постановления Правительства Республики Казахстан от 11 июня 1999 года № 731 Об утверждении Инструкции "О порядке назначения и выплаты пособий по социальному обеспечению за счет средств работодателя", пособия по беременности и родам, а также пособия женщинам (мужчинам), усыновившим или удочерившим детей непосредственно из родильного дома, выплачиваются в течение всего отпуска по беременности и родам или отпуска за период со дня усыновления или удочерения и до истечения пятидесяти шести дней со дня рождения ребенка из расчета среднемесячной заработной платы, но не более десятикратной величины месячного расчетного показателя. Пунктом 41 Приказа Председателя Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от 29 декабря 2000 года № 859 Об утверждении Правил выдачи гражданам листков нетрудоспособности предусмотрено, что женщинам, проживающим на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний, листок нетрудоспособности по беременности и родам выдается с 27 недель продолжительностью 170 календарных дней при нормальных родах и 184 дня в случаях осложненных родов или при рождении двух и более детей. Предлагаемые изменения в части источника выплаты социальных пособий по беременности и родам по сути повлекут замену социальных пособий, гарантированных Конституцией и законодательством Республики Казахстан на выплату компенсации (постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 12.03.1999г. № 3/2 "Об официальном толковании пункта 7 ст.61, пп.1 ст.28 Конституции Республики Казахстан". По абзацу 7 (относительно дополнения в статью 17) : В соответствии со статьей 19 Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне", медицинское оздоровление населения и социально-экономическое развитие территорий осуществляются на основе целевых государственных программ. По абзацу 8 (по поводу внесения дополнения в ст.13 и изменений в ст.19 Закона): В соответствии с Законом РК "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" к пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне относятся граждане, проживавшие, работавшие или проходившие службу на территориях, подвергшихся в период проведения ядерных взрывов, а также их дети, признанные инвалидами или имеющие заболевания, при установлении причинной связи между их состоянием здоровья и фактом пребывания одного из родителей. За счет государственного бюджета осуществляются выплаты единовременных денежных компенсаций за ущерб, причиненный ядерными испытаниями, надбавки к пенсиям, дополнительная оплата труда и предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам организаций, финансируемых за счет средств государственного бюджета, и организация медицинской помощи населению. За счет средств организаций (работодателя) осуществляется дополнительная оплата труда и предоставление ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, а также, производиться выплата социальных пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. В связи с этим, считаем необоснованным предложение об отмене финансирования мероприятий за счет средств организаций, пожертвований, благотворительной помощи, а также средств международных фондов. Гражданским законодательством не запрещена деятельность организации, преследующая социальные и благотворительные цели, вместе с тем, внесение предлагаемых изменений в части осуществления социальной поддержки граждан, пострадавших в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне только из средств республиканского бюджета, ущемляет права соответствующих организаций и граждан получателей. Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 2 статьи 28 Конституции Республики Казахстан, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. В связи с этим, считаем необоснованным предложение об отмене финансирования мероприятий за счет средств организаций, пожертвований, благотворительной помощи, а также за счет средств международных фондов. Одновременно сообщаем, что в соответствии с Протоколом 14 заседания Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной комиссии от 19 октября 2001 года признано целесообразным проведение финансовых расчетов по законопроектам, инициируемых депутатами Парламента, по согласованию с государственными органами, компетентными в данном вопросе. Премьер-Министр
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |