|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
06.12.2007 Игра в кошки-мышки.
Изменения в работе отечественных Верещагиных сказываются все сильнее и сильнее. Реформы, как это обычно бывает, начинают спотыкаться о различные подводные камни. Коих вокруг таможни столько, сколько бывает песка на пляже. Новые способы уйти от шлагбаума придумывают как сами предприниматели и их посредники, так и сотрудники госорганов, призванные стоять на постах, но спевшиеся с теневиками. И таких «контрмер» против сейф-пакетов, электронных пломб и ставок 0,6 евро за килограмм с каждым днем все больше и больше. Один из таких способов обхода нового вида таможенного налога был придуман и ранее, однако в эти дни он используется как никогда активно, поскольку эффективность прибыли составляет несколько сот процентов. Речь идет о маршруте Китай - Казахстан - Кыргызстан - Казахстан. Товар, завезенный через посты «Коргас» и «Калжат», оформляется как транзитный и идет прямиком в Бишкек через автодорожные переходы Кордай и Карасу. Заехав в Бишкек, ширпотреб растаможивается на рынке «Дордой» по ставке чуть меньше 20 евроцентов за килограмм, снова грузится в фуры и уже контрабандными тропами переправляется на рынок «Барыс» в приграничном Кордае. А уже оттуда теневики не торопясь развозят товар по регионам Казахстана. Всю эту схему и решило продемонстрировать таможенное ведомство журналистам.
Полный контроль
На границу мы попали в самый разгар операции «Барьер». Таможенники, пограничники и полицейские устроили тотальную проверку всех и вся. Ищут не только контрабанду, но и наркотики и преступников, объявленных в международный и межгосударственный розыск. Оттого и образовалась приличная пробка. Хотя в сутки только через автопереход Кордай проезжают до 4000 человек в обе стороны. Операция наших служб завершится только к Новому году. Но, несмотря на некоторые неудобства и задержку на постах, люди не жалуются, прекрасно все понимая. Да к тому же пост работает в круглосуточном режиме. По приезде на пост «Кордай» нас повели на расположенную рядом автостоянку, где красовались две фуры. От них исходил запах яблок и чеснока. Оказалось, что при прохождении поста владельцы груза, граждане Кыргызстана, пошли на довольно рискованный шаг, в декларации указав, что везут яблоки. При проверке же выяснилось, что грузовики забиты чесноком, лишь перед дверями выложили несколько коробок яблок для конспирации. Предприниматели намеревались сэкономить на пошлинах по 250 000 тенге с машины. Но вместо этого им предстоит в два раза больше выплатить штрафа и растаможить как следует. Словом, попали по полной. Однако, как нам сказал Курманбек Артыкбаев, заместитель начальника управления по борьбе с контрабандой комитета таможенного контроля Минфина, это так, экспромт. Самый смак «улова» контрабанды находится на территории ДТК Жамбылской области. Там уже порядка сорока автомашин с «левым» ширпотребом, который пытались перевезти из Кыргызстана на нашу территорию. По четырем из задержанных фур возбуждены уголовные дела, по остальным идут проверки и экспертиза. И это итог всего лишь полутора месяцев работы мобильных групп таможенников с ребятами из отдела регионального оперативного реагирования - таможенного спецназа. - Заметьте, из-за того, что в Кыргызстане таможенные ставки ниже в три раза, чем наши, даже после введения нормы 0,6 евро за килограмм, теневики пошли на новую схему ухода от налогов, - рассказывает Курманбек Артыкбаев. - Плюс к этому граница между нашими государствами прозрачная, нет заграждений, протекает река Чу вдоль рубежа. В некоторых местах она мельчает, вот там и получаются броды, через которые проходят грузовики днем и ночью. Правда, сейчас, когда наша группа стала работать здесь, они притихли, выжидают, меняют тактику. По данным местных фискалов, на расстоянии 168 километров в зоне действия поста «Кордай» существуют более 30 устойчивых бродов. Около десятка их от перехода Кордай до поселка Каракемер и больше двадцати - в сторону Мерке. И несмотря на активную работу таможенников против контрабандистов, теневики, изменив немного тактику, продолжают перевозить криминальный груз. Для этого они стараются незаметно перетащить товар маленькими партиями на легковом транспорте. Что, собственно, и пообещал нам показать руководитель группы таможенного спецназа Курманбек Артыкбаев, либо ночью - если удастся задержать, либо следующим днем. Но журналисты - народ нетерпеливый, и потому мы сами нашли себе «контрабандистов».
Ночные приключения
На ночлег нас разместили в гостинице напротив рынка «Барыс». Именно это обстоятельство и сыграло на руку снимающей и пишущей братии. Спать многим из нас не хотелось, сидя в комнатах, мы за разговорами коротали время в надежде, что сотовый телефон зазвонит и мы отправимся на поиски ночных приключений. Но мобильники помалкивали. Где-то за полночь некоторым моим коллегам захотелось выйти на улицу. Через некоторое время парни забежали в номер и сказали, что на рынке как-то странно разгружаются две фуры. Решили проверить всей толпой, естественно, с фото- и видеокамерами. В этот момент и началась свистопляска из наших расспросов, отворачиваний от объективов, нервного убегания и требования прекратить съемки. На площадке рынка стояли два грузовика, набитые под завязку, около 20 мужчин активно разгружали машины, вытаскивая огромные тюки на улицу. Пока мы бегали и пытались узнать, что за товар, откуда он и почему все происходит ночью и зачем водители закрыли госномера своих машин, в автобус, стоящий рядом, села толпа людей и удалилась от места событий. Словно тараканы, при свете люди бросились врассыпную. Мы вызвали таможенников. Лишь где-то через час приехала бригада Артыкбаева, которая также не могла выяснить происхождение груза и кому он принадлежит. Нам пообещали уже утром сообщить о результатах разбирательства по этому странному ночному происшествию.
Шлагбаум в конце двора
Наутро таможенники сообщили журналистам, что объявились хозяева грузов и показали документы, по которым выясняется, что товар оказался вполне легальным. Хотя странно: почему тогда бегали от нас эти люди? На это не смогли ответить и сами фискалы. Зато продемонстрировали настоящую приграничную картину. После съемок поста «Кордай» корреспондентов повезли показать броды и «свеженького» контрабандиста. Где-то в двухстах метрах от КПП «Карасу» стоял задержанный легковой «мерседес-универсал», загруженный тремя тюками китайского товара. Водитель, не понимая, что всерьез попал под уголовную статью, рассказал обо всем. Его наняли за 7000 тенге, маршрутом, по которому ехал, пользуется давно, поскольку не раз занимался такой перевозкой. Место, где был задержан этот человек, очень интересное. Брод, через который он перешел, находится прямо возле поста «Карасу», виден он невооруженным глазом и самим таможенникам на КПП, и пограничникам. Но ни те ни другие как-то не замечают проходящий транспорт. Хорошо укатанная дорога от речки идет прямо во двор частного дома, а оттуда - сразу на трассу. Как рассказывают члены группы спецназа, хозяин особняка открывает ворота на дорогу по определенной таксе - 500 тенге с легковушки и 1000 тенге с грузовика. И это только одна контрабандная тропка, а сколько их на самом деле, не знает никто. Ведь рядом целый поселок Карасу, где дворы домов примыкают к реке Чу. Есть только оперативная информация, что в подобных поселках и собирается небольшими партиями контрабандный груз и затем перевозится фурами дальше по Казахстану. Словом, игра в кошки-мышки продолжается. Если таможня придумывает способ поймать контрабандистов, то те тут же находят лазейки, чтобы обойти мышеловки. Только вот прозрачностью границ пользуют не только простые «кубовщики» и теневики, но и те, кто занимается транзитом наркотиков. Работа отдела РОР таможни показала, насколько просто перевозить товар через казахстанско-кыргызскую границу. Преступники даже свою разведку создали. В момент наших съемок спецназ задержал парня, который долгое время ездил по их следам и наблюдал за работой таможенников.
Аскар ДЖАЛДИНОВ, Жамбылская область
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |