|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
06.12.2007 Пора платить по факту Казахстан хочет получать гораздо больше прибыли от высоких цен на сырье. Для этого Минфин предлагает ввести налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который, по убеждению вице-министра финансов Даулета Ергожина, является не пересмотром раннее заключенных контрактов, а лишь корректировкой налогообложения, что законом не запрещается. Как сообщил «&» г-н Ергожин, Казахстан планирует ввести новый налог - НДПИ - вместо ныне действующего рентного налога. По его словам, Минфин и Налоговый комитет в соответствии с распоряжением премьер-министра создали рабочую группу, которая прорабатывает вопрос о внесении изменений в налоговое законодательство. «Введение НДПИ - инициатива рабочей группы. Мы предлагаем правительству внести изменения в Налоговый кодекс и убрать рентный налог, который показал свою несостоятельность, так как за 9 месяцев текущего года по нему собрано по нефтяной отрасли лишь чуть более 500 млн. тенге. На фоне роста мировых цен на сырье мы не видим его эффективности», - отметил г-н Ергожин. По словам вице-министра, НДПИ обеспечит республику стабильными доходами от минеральной сырьевой базы Казахстана, которая по праву принадлежит нашей стране. Предлагаемый налог аналогичен тому, который действует в России, уточнил он. Размер НДПИ будет зависеть от объемов добычи сырья и его стоимости на мировых рынках, отметил чиновник. «Соответствующие изменения разработаны, заканчиваем последние расчеты. В текущем месяце внесем их на рассмотрение в правительство. В первом квартале следующего года они поступят на обсуждение в парламент. По плану, поправки должны вступить в силу в 2009 году», - рассказывает г-н Ергожин. По информации вице-министра, НДПИ будет распространяться на всех недропользователей. «Новый налог будет взиматься с любой добычи, независимо от режима пользования: СРП это или лицензионное соглашение», - сказал он. «На сегодняшний день, я думаю, и многие мои коллеги согласятся, что это правильно. В тот момент, когда растут цены на минеральное сырье во всем мире, Казахстан - владелец сырьевой базы - должен получать адекватную прибыль и извлекать рентный доход. Почему мы должны делиться этой прибылью безгранично, безраздельно?» - удивляется г-н Ергожин. При этом, подчеркивает он, старые контракты однозначно пересматриваться не будут: «Останутся контракт на разведку, добычу, лицензия». Чиновника поддерживает Меруерт Махмутова, директор Центра изучения общественных проблем: «Новый налог призван увеличить доходы бюджета. Таким образом пытаются защитить интересы государства и изымать часть прибыли, получаемую благодаря высоким ценам на нефть». Экономист Канат Берентаев тоже считает, что введение НДПИ - правильное решение. Однако он сомневается, что распространяться НДПИ будет на всех недропользователей. «В рамках СРП налогообложение оговорено юридически, оно имеет особый режим и ставки. Введение же нового налога фактически потребует пересмотра раннее заключенных контрактов», - говорит он «&». Г-н Ергожин, напротив, уверен, что изменение налоговой ставки не означает пересмотра контрактов. «Казахстан за годы суверенитета ни разу не поднимал вопросов о пересмотре контрактов или национализации активов. Такие вопросы пресекались, и будут пресекаться», - подчеркнул он. По его словам, нестабильность взаимоотношений Казахстана с инвесторами связана с тем, что отдельные недропользователи, используя свои контракты, платят налоги выборочно, а это недопустимо. «Когда мы начинаем им говорить, что вы должны платить такие-то ставки, использовать такую-то систему администрирования, они начинают кричать во всеуслышание, что их собираются национализировать, что мы ущемляем их права и стабильность», - рассказывает чиновник. Но это не так, подчеркивает вице-министр. По словам партнера Clyde&Co Пола Тернера, любая попытка упразднить СРП будет, скорее всего, с недовольством встречена инвесторами. «Но правительство должно иметь право регулировать свои налоговые отношения с инвестором на свое усмотрение. Оно не может их просто заморозить и не вносить в них никаких изменений. В большинстве случаев у правительства уже есть какие-то определенные контрактные взаимоотношения с инвесторами, в рамках которых инвесторам гарантируется определенный уровень стабильности», - говорит он в интервью «&». В любом случае в соглашении или контракте должно быть оговорено: «если и будут какие-то изменения, то инвестор имеет право на определенный уровень экономической прибыли, какую он предусматривал по контракту», считает г-н Тернер. В Казахстане сложилась достаточно сложная ситуация сотрудничества инвесторов и государства, отмечает Лариса Щенникова, завкафедрой гражданского права Кубанского государственного университета. Инвесторы здесь, по ее словам, привыкли на протяжении долгих лет жить в особом режиме, который им предоставило само государство. «В России в таких масштабах этого никогда происходило. У нас есть налоговый кодекс, где прописан специальный режим налогообложения. Наше законодательство, по крайней мере, защищает государственные интересы», - говорит она «&». Казахстан, по ее мнению, сегодня встал на аналогичный путь - соблюдения баланса интересов государства и недропользователей. «Законодательство не может быть стабильным, оно все равно является динамичным. Упразднения СРП в Казахстане не будет, это невозможно. Другое дело, что по закону в рамках таких договоров не должны регулироваться вопросы налогообложения. Это неправильная ситуация, когда главным содержанием договора становятся вопросы налогов», - считает г-жа Щенникова. Налог нужен, вот только много времени упущено, сокрушается г-жа Махмутова. «Россия смогла реально воспользоваться высоким уровнем нефтяных цен, взимая экспортную пошлину. Например, с 1 октября российская пошлина на экспорт нефти марки Urals составляет $250,3 за тонну. В целом же принятие во внимание объемов добычи и мировых цен при налогообложении верно», - полагает эксперт.
Тимур Ильясов, Айжан Шалабаева
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |