|
|
|
06.12.2007 ЕС и Казахстан: добрые соседи или стратегические партнеры?
В последние годы Казахстан заявляет о своих намерениях войти, пожалуй, во все всемирные организации и присоединиться ко всем системообразующим возможным всемирным документам и соглашениям. Наша страна возглавит ОБСЕ в 2010 году, есть планы войти в ВТО и, конечно, в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Еще одно из озвученных желаний Казахстана - присоединение к Европейской политике добрососедства. По крайней мере, о таком намерении казахстанская сторона заявила в 2006 году. Эта программа раскрывает перед нашей страной новые возможности для развития интеграции с ЕС.Однако, пожалуй, мало кто из казахстанцев на самом деле знает, что представляет собой данная политика и зачем она нужна нашей стране. Но, по мнению Министерства иностранных дел, на сегодняшний день главным документом в отношениях между Европой и Центральной Азией является новая стратегия партнерства Европейского союза и Центральной Азии, а лидер в разработке и реализации этой стратегии - Казахстан. Почему нас не взяли в добрые соседи, зачем нашей стране нужна стратегия ЕС - ответить на эти вопросы согласились посол Европейской комиссии в Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане господин Адриан Ван дер Меер и заместитель министра иностранных дел РК Кайрат Сарыбай. Посол Европейской комиссиив Казахстане, Кыргызстане и Таджикистане господин Адриан Ван дер Меер ЛИТЕР-Неделя: Господин посол, расскажите, пожалуйста, в чем суть Европейской политики добрососедства? А.М.: На сегодняшний день отношения между Казахстаном и Европейским союзом регулируются в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве. Сейчас мы работаем над созданием плана по дальнейшему осуществлению этого соглашения и установлению новых приоритетов для других форм сотрудничества. В настоящий момент наша официальная точка зрения - это то, что этот документ, Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, является достаточным в данное время. И именно на этой основе мы продолжаем нашу работу. Что мы наблюдаем в ЕС? Прежде всего, мы видим страны, которые являются членами Евросоюза, их 27. Затем мы видим ряд стран, для которых создана Европейская экономическая зона, она действует с Норвегией, Лихтенштейном и Исландией. А также особые отношения существуют между ЕС и Швейцарией. Это касается определенных вопросов: свободное передвижение товаров, лиц и транспорта. Третья группа - страны, которые станут членами ЕС в скором времени: Турция, Македония, Хорватия, пока это все. Следующая группа - страны, с которыми у нас есть соглашения об ассоциациях, это в основном страны Балканского полуострова. Кроме того, существует группа стран, с которыми, как с Казахстаном, у нас есть соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Но на верхушке этого у нас есть группа стран, на которые распространяется политика добрососедства. Почему? Когда происходил процесс расширения с 15 до 25 стран, мы заявили, что не хотим создавать новые линии разделения в Европе. В предыдущий период, во время холодной войны, у нас создавались такие линии разделения, и, когда происходил этот процесс расширения, мы решили, что, не- смотря на то что будет происходить дальше, не хотим новых линий разделения в Европе. И с теми странами, которые будут соседями нового расширенного союза, у нас не будет тяжелых границ, а, наоборот, будет очень мягкий подход. Это означает, что этим странам дадим доступ на наш внутренний рынок, упрощенный режим выдачи виз, расширим и распространим на них наш энергетический рынок, а также расширим контакты между людьми и участие этих стран в программах сообщества. То есть это касается программ в области ноу-хау, таможни, здравоохранения, программы научных исследований. Кроме того, обеспечим доступ к программам в области образования и еще порядка 20-25 различным программам. ЛИТЕР-Неделя: На какие страны распространяется сегодня Европейская политика добрососедства? А.М.: Это: Алжир, Армения, Азербайджан, Беларусь, Египет, Грузия, Израиль, Иордан, Ливан, а также Ливия, Молдова, Марокко, Палестина, Сирия, Тунис и Украина. И, несмотря на то, что Россия тоже является соседом Европейского союза, наши отношения развиваются согласно стратегическому партнерству, которое распространяется на четыре общие сферы. Еще с тремя из стран у нас пока политика добрососедства не активизирована. Это Беларусь, Ливия и Сирия. У каждой страны, которая является частью этой политики, существует свой план действий в рамках политики. В подобном плане мы устанавливаем повестку дня по политическим, экономическим и другим реформам в краткосрочном и среднесрочном аспекте. Мы оказываем поддержку этих реформ финансовыми ресурсами, которые называются инструментами политики добрососедства, с помощью этого инструмента мы поддерживаем проведение политических реформ. Кроме того, существует также и другая схема для стран, включенных в политику добрососедства, - это схема эффективного управления. И также у нас, как и в других странах, есть проблема того, что эти средства применяются на развитие и реформу в конкретных секторах: транспорт, экология, энергетика. И мы выделяем эти средства на административные меры. Схема эффективного управления является дополнительным источником средств политики добрососедства, которая предоставляется тем, кто осуществил наибольший прогресс в достижении целей по эффективному управлению. Первичное осуществление средств будет реализовано осенью этого года. И мы надеемся, что страны будут считать это признанием тех усилий, которые, как мы знаем, являются очень существенными для того, чтобы были осуществлены эти сложные реформы. ЛИТЕР-Неделя: В чем суть такого плана действий в рамках политики добрососедства? А.М.: Прежде всего, мы делаем страновой отчет, где рассматриваем различные вопросы. Он покрывает широкий ряд вопросов: от политики, экономики и социальной ситуации до структурной. К примеру, вот, пожалуйста, план Украины. Очень юридический текст, здесь мы рассматриваем различные приоритеты политической реформы в разрезе регионов. Допустим, функционирование рыночной экономики, вопросы денежной политики, социальные вопросы, таможня, развитие регионов, передвижение товаров, снятие ограничений, вопросы санитарные, закон о компаниях, движение капитала и другие ключевые области. Налогообложение, вопросы политики конкуренции, финансовый контроль. Кроме того, правосудие, правопорядок, энергетика, контакты между людьми, наука, технологии, образование, гражданское общество и межграничное сотрудничество. Этот документ очень детальный, и в каждой конкретной области там определены шаги, которые необходимо предпринимать для последующей гармонизации и интеграции в странах. Основная концепция здесь - развитие интеграции этих стран в наш внутренний рынок для того, чтобы они могли извлечь для себя максимальную пользу без вхождения в состав Европейского союза. Это можно назвать последующим знаком интеграции в европейскую семью. ЛИТЕР-Неделя: Почему же Казахстан не включен в список стран, на которые распространяется политика? А.М.: Хотел бы сказать, что решение о том, кто будет принят и кто не принят, было определено до 2013 года. Почему до 13-го? Потому что у нас бюджетный период идет 7 лет. И финансовые конверты в этих финансовых инструментах политики фиксированы на этот конкретный период времени для этих стран. И почему мы сейчас создаем этот план осуществления стратегии партнерства и сотрудничества? Это происходит с тем намерением, чтобы мы смогли сделать все возможное в этих рамках, чтобы посмотреть, что можно сделать лучше. ЛИТЕР-Неделя: То есть вполне вероятно, что после 2013 года у Казахстана появятся шансы попасть в список стран, на которые Европейская политика добрососедства распространяется? А.М.: Да, но здесь очень систематичный вопрос. Но это вполне вероятно. Заместитель министра иностранных дел Республики Казахстан Кайрат Сарыбай ЛИТЕР-Неделя: Кайрат Шораулы, насколько выгодно на сегодняшний день участие Казахстана в реализации стратегии нового партнерства Европейского союза и в присоединении нашей страны к Европейской политике добрососедства? К.С.: Казахстан стал одним из главных локомотивов в принятии стратегии нового партнерства между Европейским союзом и Центральной Азией. Центральная Азия - это регион, который имеет стратегическое значения для ЕС не только в плане обеспечения энергоресурсами, как это чаще всего присутствует в СМИ, особенно западных. Речь идет о том, что ЦА является важным регионом с точки зрения поддержания стабильности и безопасности на всем Евразийском континенте. К этому пониманию европейцы пришли не сразу. Отдельные страны вырабатывали свои собственные стратегии, собственные позиционные документы, как относиться к Центральной Азии. В 2003 году Федеративная Республика Германия выработала свою собственную стратегию развития отношений с центральноазиатскими странами. Это было вызвано тем, что после событий 11 сентября 2001 года неожиданно фокус мировой политики был направлен на Афганистан. Понятно, что без тесного сотрудничества стран Центральной Азии обеспечить глобальную безопасность просто не представлялось возможным. Мы предлагали нашим европейским партнерам обширный комплекс сотрудничества со всеми странами ЕС. И после интенсивной работы на протяжении 2006 года германское председательство взяло на себя инициативу выработать стратегию нового партнерства между ЕС и странами Центрально-Азиатского региона. Трудно говорить о том, что Европейская политика добрососедства является какой-то альтернативой стратегии нового партнерства, поскольку это два разных пакета, скажем так. Сегодня Казахстан рассматривается как главный локомотив реализации стратегии нового партнерства. Не случайно и то, что мы принимали самое активное участие в разработке этого документа, ведь нашими европейскими партнерами этот процесс назван астанинским, поскольку первое сближение и определение позиций состоялось именно в Астане. В марте 2007 года в нашу столицу приехали министры иностранных дел тройки ЕС и всех стран Центральной Азии. И на основе рекомендаций, выработанных на первой встрече в Астане, пошел астанинский процесс, который завершился принятием в июне этого года стратегии нового партнерства. Первоначально этот документ планировался в качестве концептуального документа, где обозначились бы лишь основные приоритеты и сферы сотрудничества. Но после консультаций и серьезной аналитической работы как со стороны европейских партнеров, так и со стороны центральноазиатских стран была выработана серьезная стратегия, масштабный документ, определяющий контуры будущего сотрудничества. Полагаю, что каких-либо привилегий нам это в отношениях с ЕС не дает, но очерчивает базовые рамки, где мы договорились сотрудничать. Основная идея этой стратегии - развитие регионального сотрудничества. С тем чтобы страны Центральной Азии еще раз осознали, во-первых, значение этого региона, для нас самих это важно осознать, во-вторых, как этот регион в целом может сотрудничать с другими крупными региональными объединениями, например, с ЕС. ЛИТЕР-Неделя: В рамках стратегии ЕС в отношении стран Центральной Азии предусмотрено выделение средств в объеме 750 миллионов евро до 2013 года. Какова доля, выделяемая из этих средств Казахстану? К.С.: В плане выделения финансовых средств Казахстан не нуждается в каких-либо финансовых вливаниях. Вместе с тем нам необходима экспертная техническая оценка, техническое сопровождение ряда проектов как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Поэтому не стоит вопрос о том, сколько средств конкретно выделяется на продвижение проектов в рамках ЕС - Казахстан. Это не столь существенно для нас. Для нас важнее технологическое, техническое сопровождение тех проектов, которые служили бы для развития интеграционных процессов в нашем регионе. Например, экспертно-техническая оценка использования водных, энергетических ресурсов, техническая экспертная оценка, прямое финансовое участие при реализации программ в образовательной сфере. Речь идет о техническо-экспертной оценке и финансовой поддержке в создании среднего класса, создании школ среднего класса. В числе таких проектов создание различных университетов, например, Казахстано-Германский университет в Алматы или академии ОБСЕ в Бишкеке, Центрально-Азиатский университет, который поддерживается фондом Агахана. Кроме того, есть серьезные изыскательные проекты, которые требуют опять-таки технического содействия со стороны экспертов ЕС. То есть, по большому счету, эти средства направляются не в качестве какого-то конкретного вливания, не на реализацию какого-то конкретного инвестиционного проекта, а именно на техническое сопровождение. Еще раз повторюсь, вопрос не в распределении долей между странами. Речь идет о том, кто предложит наиболее продуктивный проект для развития региональной интеграции, для развития двусторонних отношений между конкретной страной Центральной Азии и Европейским союзом, для того чтобы на техническом и на экспертном уровне этот процесс сопровождался. Важно не определить большую сумму для инвестиций, важнее определить качественное использование этих средств. Кроме того, хочу сказать, что наряду с бюджетным финансированием из бюджета ЕС говорится о значительном объеме средств, предусмотренных для инвестиций уже в конкретные проекты, которые бы имели региональное значение, носили прорывной характер. В этом смысле то, что такие финансовые структуры, как Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития, готовы к этому присоединиться, и это позволяет нам говорить о том, что в рамках этой стратегии применимы средства объемом более двух миллиардов евро, а это уже солидные суммы. ЛИТЕР-Неделя: Кто определяет, какие проекты будут реализованы в рамках новой стратегии? Этим займется какой-то конкретный госорган или же представители бизнеса или НПО также смогут заявлять свои проекты? К.С.: В стратегии учитывается участие НПО - очень актуальное на сегодняшний день понятие государственного и частного партнерства. Поэтому, безусловно, что в рамках реализации стратегии нового партнерства будут предусматриваться различные механизмы. Еще раз повторю, это большие региональные проекты, то есть такие, где обязательно или желательно участие госструктур. Поэтому необязательно, чтобы все пять стран нашего региона сразу участвовали, это могут быть какие-то отдельные две или три страны. Мы, кстати, и ставим вопрос о том, чтобы при реализации проектов в рамках стратегии отказ с какой-либо стороны не блокировал участие других стран. ЛИТЕР-Неделя: А проекты, участвующие в государственной программе «30 корпоративных лидеров», тоже смогут войти в стратегию Европейского союза? К.С.: Безусловно, на сегодняшний день нашим министерством проводится сведение предложений различных министерств, ведомств на предмет того, какие проекты казахстанская сторона могла бы предложить европейским партнерам для реализации в рамках стратегии нового партнерства. Эта работа ведется, в ближайшее время мы выведем целый ряд так называемых дорожных карт по развитию тех или иных сегментов региональной интеграции. В том числе и ряд проектов из «30 корпоративных лидеров», которые могут попасть в поле зрения стратегии ЕС. ЛИТЕР-Неделя: То есть получается, что список предлагаемых проектов для реализации в рамках европейской стратегии будет сводиться в Министерстве иностранных дел? К.С.: Сейчас речь идет о создании института национального координатора по реализации стратегии ЕС в отношении стран Центральной Азии. Не только Министерство иностранных дел на уровне координирующего органа, а мы будем выступать в качестве такового органа, национальный координатор будет регулировать всю эту работу, и это будет действительно свод предложений всех министерств и ведомств, заинтересованных сторон для их последующей реализации. То есть речь не идет только об участии МИД. ЛИТЕР-Неделя: На сегодняшний день можно ли назвать какие-то конкретные проекты, которые находятся в разработке для участия в стратегии? К.С.: В стратегии нового партнерства предполагается использование уже существующих инструментов. Между Казахстаном и Европейским союзом существует соглашение о партнерстве и сотрудничестве, и в рамках этого соглашения существует целый ряд направлений. Есть достаточно много интересных проектов, скажем, по совершенствованию таможенного законодательства или, к примеру, развитию наших отношений в сфере авиаперевозок. Сегодня стоит вопрос о том, как мы сможем упорядочить или унифицировать подход стран ЕС к выдаче виз гражданам Казахстана, и наоборот. Речь идет о конкретных проектах, которые до сегодняшнего дня уже реализовывались и которые завтра плавно перейдут в реализацию стратегии нового партнерства. При этом стратегия нового партнерства не исключает новых механизмов, я уже говорил о поддержке ЕС того же самого Казахстано-Германского университета в Алматы или какие-либо других проектов. Сейчас речь идет о том, и это предложение Казахстана, чтобы каждая страна вырисовала по тому или иному направлению шесть базовых направлений в стратегии, конкретную дорожную карту с указанием конкретных проектов. У нас очень много проектов в развитии инновативности, в развитии научных проектов, образовательных программ, ряде инфраструктурных региональных проектов. Это все мы сводим и в самое ближайшее время сможем передать на рассмотрение европейским партнерам. Это своего рода видение Казахстана конкретной реализации данной стратегии. Поэтому сегодня самый главный вопрос, на что указывают как центральноазиатские партнеры, так и европейские партнеры - это то, чтобы стратегия не осталась просто бумагой. Для этого нам необходимо имплементацию осуществлять на базе сведенного анализа, после этого, предлагая конкретные проекты, мы уже могли бы все это реализовывать. В принципе, те самые средства, которые вы назвали - около 750 миллионов евро, распределяются таким образом: 80 процентов на двусторонние и 20 процентов на региональные проекты. Но это очень условное разделение, поскольку все зависит от того, что наши партнеры предложат европейским и, самое главное, что все центральноазиатские страны выиграют от этой стратегии. ЛИТЕР-Неделя: Что касается Европейской политики добрососедства, Казахстан хотел присоединиться к ней еще в 2006 году, к концу текущего 2007 года мы все еще хотим присоединиться к ней? К.С.: Для нас стратегия нового партнерства является очень важной фазой наших отношений с ЕС. Само принятие стратегии уже определяет значение этого региона, и, как неоднократно подчеркивалось, Казахстан играет лидирующую роль в этом процессе. Что касается политики добрососедства, это не исключает абсолютно, чтобы Казахстан на каком-то этапе трансформировался в качестве другого объекта европейской политики. Например, Россия тоже не участвует в политике Европейского добрососедства, поскольку Россия имеет другой калибр, у них есть стратегические отношения. Мы полагаем, что само концептуальное название в качестве стратегии нового партнерства - уже говорит о серьезных, далеко идущих планах как европейцев, так центральноазиатских стран. Поэтому, я полагаю, тут не надо смешивать яйца и яблоки, их нужно разделять, это просто разные вещи. Мы можем, не имея этого статуса, иметь гораздо больше привилегий, нам нужно лишь еще раз шаг за шагом вырабатывать дальнейшие пути нашего совместного сотрудничества с европейцами. ЛИТЕР-Неделя: То есть, по сути, нам с принятием стратегии присоединение к политике добрососедства в принципе не нужно? К.С.: Международные отношения, как правило, строятся на диалоге, поэтому зачем биться в дверь, которая была, может быть, настежь уже раскрыта? Мы считаем, что сегодня приоритеты четко расставлены - Казахстан является лидирующей страной по имплементации стратегии нового партнерства, и полагаем, что нужно реализовать тот потенциал, который содержит в себе эта стратегия. Что будет дальше, покажет время и желание сторон, как и то, насколько мы сможем определиться в наших региональных координатах и насколько европейцы в свою очередь в целом по нашему региону и конкретно по каждой стране. Заглядывать далеко вперед очень сложно. Но стратегия дает такую возможность и сегодня очерчивает благоприятные и конкретные рамки сотрудничества, предоставляя нам возможность с оптимизмом смотреть в будущее.
Галия ИДОЯТОВА, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |