|
|
|
Источник: Газеты «Экспресс К» (www.express-k.kz)
19.12.2007 Золотые яйца таможни
Наведение порядка на пограничных переходах дало бы бюджету Казахстана больше, чем Карачаганаки, Тенгизы и Кашаганы, вместе взятые. Во всяком случае, таможенные сборы по октябрь текущего года уже составили 515 млрд тенге - более 37 процентов наполнения бюджета страны. На этом фоне 12 нефтяных процентов выглядят совершенно несолидно. И тенденция набирает обороты. Во-первых, взрывообразно нарастает торговля с Китаем. Во-вторых, даже первые, часто неуклюжие шаги по легализации товарных потоков выводят из тени колоссальные деньги. Но все вполне может повернуться вспять.
Китай-батюшка
Товарооборот Казахстана с Китаем нынче выходит на 10 млрд долларов, увеличившись по сравнению с прошлым годом на четверть. Этой цифры намеревались достичь к 2010 году, но действительность превосходит самые смелые ожидания. Учтите также, что легальная статистика отражает лишь надводную часть айсберга, а на самом деле масштабы могут быть еще более грандиозными. Интересно посмотреть на структуру товаропотока через казахстанско-китайскую границу. Если вы привыкли думать о Китае как о всемирном лидере в производстве кроссовок из дешевого кожзаменителя и новогодних петард с элементами непредсказуемости, то ваши сведения безнадежно устарели. Товары народного потребления ныне составляют лишь 18 процентов провозимого через "Коргас" груза. Еще 21 процент приходится на так называемые консолидированные грузы, а 61 процент товаров вполне в состоянии пересечь границу на собственных колесах. Это - грузовики, автобусы, автокраны, бульдозеры, грейдеры, погрузчики, экскаваторы и прочая самоходная спецтехника. Кстати, вам известно, что в этом году китайские легковые автомобили вышли на первое место по продажам в России? Днем трасса Коргас - Алматы полупуста - везут понемногу в китайскую сторону металлолом, шкуры, большая часть фур идет за грузом пустыми. Но, как стемнеет, направление движения меняется. Зрелище феерическое. На полной скорости по трассе несутся огромные самосвалы. Прут колоннами, сплошным потоком, фары до горизонта - грозные боевые машины китайской экономической экспансии.
Вышли из сумрака
Стоит дать бизнесу возможность легально, без поборов и посредников работать - и он зубами за нее ухватится. Департамент Таможенного комитета по Алматинской области приводит на этот счет красноречивую статистику. Начиная с 15 ноября, как только была установлена упрощенная ставка обложения товара по 0,6 евро за килограмм, резко возрос поток пассажиров и автотранспортных средств, оформлявшихся на таможенном переходе "Коргас". За двадцать дней, с 15 ноября по 4 декабря, границу на Коргасском переходе пересекли 4817 трейлеров - на 178 процентов больше, чем за те же 20 дней прошлого года! Таможня едва справляется с этим потоком - при расчетной пропускной способности 50 машин через переход ежедневно идут 160-200 фур. Сейчас здесь оформляют только транзит и "скоропорт" (хотя и его мечтают куда-нибудь "скинуть"), а прочие грузы растомаживаются в четырех пунктах в Алматинской области. Иначе "Коргас" просто смоет, как селем. Но еще большее напряжение на пассажирском переходе - поток "челночников" увеличился в шесть раз! Если раньше с них собирали в бюджет 2 млн долларов в месяц, то сейчас - 64 миллиона! В 32 раза больше! Рассчитанный максимум на 500 пассажиров в день переход пропускает теперь до трех тысяч в сутки. Именно в сутки, поскольку 16 таможенных офицеров вынуждены работать до двух-трех часов ночи. А что делать? У них на вооружении всего два "Рапискана", а чтобы справиться с таким потоком, этих аппаратов надо, как минимум, восемь! Это показывает, какие колоссальные возможности открывает совершенствование таможенного законодательства и упрощение механизмов пересечения товарами границы. Уберите одну из "колючек", разрешите конкурентные грузоперевозки на коргасском направлении, снизьте пошлину с 0,6 до 0,3 евро за килограмм - и это даст бюджету страны большую прибыль, чем любое месторождение с миллиардами баррелей нефти. Причем гораздо быстрее и без огромных капиталовложений - почти одними административными методами.
Жадный заплатит четырежды
Самое грустное в этой ситуации то, что нет понимания таможни как главной кормилицы государства. От таможенной курицы, несущей золотые яйца, летят пух и перья. И как бы еще под нож не пустили. Каждый казахстанский таможенник, по утверждению начальника Алматинского областного таможенного департамента Мурата Баймуханбетова, дает стране до 120 млн тенге в год! А отпускается на одного таможенника из бюджета 400 тысяч тенге, то есть примерно 0,3 процента от приносимой им стране прибыли. Зарплата рядового таможенника составляет 20-30 тысяч тенге. Стоит ли удивляться, что в Алматинском областном парламенте пустует 30 вакансий, в Алматинском городском - 70? И это при том, что штатное расписание таможни само по себе крайне скупое. Например, на казахстанско-российской границе, на одном и том же пограничном переходе с российской стороны служит втрое больше таможенных офицеров, чем с казахстанской. Эти дыры невозможно заткнуть первыми попавшимися людьми "с улицы" - как всякий государственный чиновник, претендент на должность в таможенном комитете проходит тестирование на знание законодательства, отвечая более чем на 300 вопросов. Практика показывает, что справиться с экзаменом удается лишь одному из десяти попытавшихся. То есть безграмотных система отсеивает, толковые туда сами не идут. Что будет дальше? В органах МВД служат более двухсот тысяч человек. На таможне - всего 5900, и это на 13 тысяч километров государственной границы. Казалось бы, разве проблема увеличить штаты, обеспечить каждому добытчику достойную зарплату и социальные гарантии? Но государство мирно дремлет. Зато не упускает возможности подсуетиться криминал.
Читайте классику!
Наличие более сообразительных соседей - еще одна причина, почему внешенеторговые деньги обходят наш государственный бюджет стороной. В Кыргызстане таможенная пошлина вчетверо ниже, чем у нас. Значит, деньги будут у них! Сообщения агентства Интерфакс-Казахстан с кыргызстанской границы напоминают фронтовые сводки. Вот 11 декабря "задержали четыре следовавших из Кыргызстана автомобиля с 29 тоннами контрабандных товаров народного потребления". Уже на следующий день "в результате конфликта с пограничниками на границе с Кыргызстаном один из контрабандистов, получивший огнестрельное ранение, позже скончался". А разве может быть иначе? Вспомните знаменитое классическое определение дедушки Маркса: нет такого преступления, на которое не пошел бы капиталист за 300 процентов прибыли, хотя бы и под страхом виселицы. Так между казахстанской и кыргызстанской таможенной пошлиной как раз и есть 300 процентов разницы! Странно: никому не придет в голову сопротивляться закону всемирного тяготения или закону Бойля - Мариотта. Но на нашей границе с Кыргызстаном идет великая война против столь же объективных экономических законов жизни общества. Пока таможенная ставка в наших двух странах разнится вчетверо, контрабанда будет проходить через границу, как сверхтекучий гелий сквозь дырявое решето - хоть вы лопните!
Закон дурак, но это закон
- Рядовой Сидоров! Ко мне! Быстро взял лом, подмел плац! - Но, товарищ майор: Метлой же лучше будет! - А мне не надо, чтобы лучше! Мне надо, чтобы ты задолбался! Когда журналисты на пограничном переходе "Коргас" расспрашивали участников внешнеэкономической деятельности об установленных здесь процедурах, то складывалось впечатление, что все и было так продумано, чтобы декларант "задолбался". На каждом шагу - невыполнимые, взаимоисключающие или бессмысленные условия. Машину из Алматинской области вызвать можно, но из самого Алматы нельзя! Грузовик необходимо перегнать на СВХ и разгрузить, но проезд до склада (700 метров) запрещен! Шофер в Китай выезжать не будет, но китайская виза у него должна быть! Товар принадлежит хозяину, но приблизиться к товару хозяин не имеет права! И так - на каждом шагу. Но это все хитрая мелочишка, подзаконные акты и правила, а где гарантии, что и на государственном уровне не будут приняты постановления, ставящие участников ВЭД в безвыходные условия? Прецеденты суицидальных попыток в масштабе экономики всей страны уже были! Совсем недавно было отменено абсурдное требование экспортной декларации, полностью парализовавшее приграничную торговлю и резко поднявшее цены на товары в стране. А что нас ждет впереди? Вдруг введут (с самыми лучшими намерениями, разумеется) какое-нибудь залоговое депонирование стоимости товара или еще какую-нибудь хитромудрость, после которой история с экспортными декларациями покажется детским визгом на лужайке? Таможенное будущее во мгле. Возможно абсолютно все - от изобилия и процветания и до хаоса и полного коллапса экономики. Все зависит от решений, принимаемых именно сейчас.
№ 233 (16381) от 15.12.2007 Александр КАМИНСКИЙ, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |