27.12.2007
За равные права мужчин и женщин
Гендерное равенство — непременное условие развития демократии. О стремлении обеспечить равные права всем гражданам, независимо от принадлежности к полу, Казахстан заявил еще на заре своей независимости, присоединившись к Конвенции ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Что удалось достичь молодому государству в этом направлении за прошедшие годы? С этим вопросом наш корреспондент обратилась к члену Национальной комиссии по делам семьи и гендерной политике при Президенте Республики Казахстан, главному врачу городской поликлиники № 4 Тараза, депутату городского маслихата Кульшат Карбузовой.
— Наша страна присоединилась к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Ратифицированы также Конвенции ООН «О политических правах женщин» и «О гражданстве замужней женщины». Подписаны международные пакты о гражданских и политических, об экономических, социальных и культурных правах и другие. Всего Казахстан присоединился более чем к 60 международным договорам по правам человека. 29 ноября 2005 года Указом Президента утверждена Стратегия гендерного равенства в РК на 2006—2016 годы. Претворение в жизнь этого документа гарантирует женщинам и мужчинам право на жизнь без дискриминации по признаку пола. Стратегия есть практическое применение Конвенции ООН в нашей стране. Первые же шаги по ее реализации дали ощутимые результаты.
— Какое значение, на ваш взгляд, имеет Стратегия гендерного равенства для социальной политики нашей страны?
— В Казахстане созданы все необходимые правовые и политические условия для развития институтов гражданского общества. Сегодня в стране действуют девять политических партий, около шести тысяч неправительственных организаций, негосударственными являются 80 процентов газет, журналов, радио- и телеканалов.
Принятие стратегии стало одним из ярких проявлений демократических преобразований. Она является свидетельством успешной интеграции Казахстана в мировое сообщество. В истории государства такой документ появился впервые. Фактически он открывает новый этап в социальной политике государства. Благодаря ей на деле будет обеспечено равное участие мужчин и женщин во всех сферах жизни и деятельности общества.
Среднесрочный план реализации Стратегии на 2006—2008 годы, утвержденный Правительством, предусматривает 45 крупных мероприятий по политическому и экономическому продвижению женщин, сохранению репродуктивного здоровья женщин, мужчин и подростков, борьбе с проявлениями насилия в отношении женщин и детей. Их выполнение будет осуществляться государственными органами за счет средств республиканского и местных бюджетов с привлечением неправительственных и международных организаций.
— В 2001 году в своих заключительных рекомендациях по поводу нашего первого отчета в ООН CEDA W рекомендовал Правительству усилить национальную структуру по продвижению женщин, создать организацию по рассмотрению жалоб о гендерной дискриминации. Что было предпринято для их выполнения?
— Данная рекомендация, на мой взгляд, предусматривает создание уполномоченного государственного органа, наделенного соответствующими материальными и финансовыми ресурсами для обеспечения контроля за соблюдением законодательства о равных правах и равных возможностях.
Национальная комиссия, оставаясь консультативно-совещательным органом, наделена широкими правами и полномочиями. Она может принимать участие в разработке проектов законов и нормативных правовых актов, концепций и государственных программ в пределах своей компетенции, заслушивать на своих заседаниях руководителей государственных органов, требовать от них проведения проверок и служебных расследований по фактам нарушения законов по вопросам семьи и гендерного равенства.
В целях усиления деятельности Национальной комиссии в государственных органах создан институт ответственных за формирование и реализацию гендерной политики. В министерствах и ведомствах это вице-министры, руководители департаментов и начальники управлений. В местных исполнительных органах — заместители акимов и секретари комиссий по делам семьи и гендерной политике. Активное участие в продвижении вопросов семьи, женщин и гендерного равенства принимает парламентская группа «Отбасы». Создан специальный совет в Мажилисе Парламента, для которого гендерные вопросы являются одними из приоритетных. Возглавляет его Айткуль Байгазиевна Самакова.
— В рекомендациях CEDA W было отмечено, что в казахстанском законодательстве нет понятия «дискриминации по признаку пола». Не препятствует ли это реализации Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин в нашей стране?
— Действительно, в действующем законодательстве такого понятия нет, но сам термин широко используется в законах, нормативных правовых актах и юридической практике. Например, статья 14 Конституции гласит: «Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения... пола... или по любым иным обстоятельствам». Кроме того, согласно статье 4 Основного закона, «международные договоры, ратифицированные республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно». А поскольку Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин ратифицирована Казахстаном и в ней дано определение понятия «дискриминации по признаку пола», мы имеем полное право на него ссылаться.
Тем не менее введено понятие «дискриминации по признаку пола» в законопроект «О равных правах и равных возможностях женщин и мужчин в Республике Казахстан». Это любое различие, исключение или предпочтение, которое ограничивает или отрицает осуществление прав человека по признаку пола. Как можно видеть, оно соответствует определению этого понятия в Конвенции CEDA W.
— Почему, на ваш взгляд, вопросы бытового насилия остаются актуальными?
— Бытовое насилие действительно остается актуальным. Каждое пятое преступление направлено против женщин. Это многогранная проблема, которая является отражением социально-экономического, политического состояния общества, наличием традиций. Постоянное улучшение социального положения граждан, формирование гендерно-чувствительного общества, принятие законов «О равных правах и равных возможностях», «О бытовом насилии» будут способствовать постепенному снижению бытового насилия.
Необходимо активизировать работу по ликвидации профессиональной сегрегации, призванной сократить и ликвидировать разрыв в оплате труда женщин и мужчин, активизировать усилия по обеспечению женщинам доступа к профессионально-технической подготовке. Необходимо квотирование на уровне принятия решений для достижения баланса в управленческих процессах, усиление национального механизма по улучшению положения женщин.
— Стратегия гендерного равенства в РК предусматривает укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин. Как врачу, вам хорошо известно положение дел в этом вопросе.
— Согласно Конституции, все граждане РК имеют право на охрану здоровья и получение гарантированного объема медицинской помощи. В нашей стране не существует никаких правовых и культурных препятствий для получения женщинами медицинского обслуживания, включая планирование семьи. Медицинским дородовым наблюдением охвачено более 98 процентов беременных женщин. В течение всей беременности и в послеродовом периоде медицинские услуги женщинам оказываются бесплатно. В последние годы были проведены бесплатные медицинские осмотры женщин фертильного возраста (15—49 лет) и детей до 18 лет. Принимаются меры по лечению выявленных патологий, по показаниям больные берутся на диспансерный учет для оздоровления.
Большое внимание уделяется профилактике распространенных в нашем регионе заболеваний щитовидной железы и других йоддефицитных расстройств. В настоящее время в Казахстане йодируется пищевая соль, производимая в республике. Для профилактики анемии, которой особенно страдают женщины и дети, наша страна начала фортификацию муки препаратами железа и витаминными добавками.
Об охране здоровья мужчин, в том числе репродуктивного, мы говорим гораздо реже. Вместе с тем средняя продолжительность жизни представителей сильного пола на 11,4 года меньше, чем женщин. Значительно выше и показатели смертности. Назрела необходимость принимать меры по улучшению здоровья мужчин и продлению их жизни и репродуктивного возраста, тем более что система здравоохранения имеет возможности для создания на базе действующих медицинских организаций сети по охране здоровья мужчин.
— Как вы относитесь к тридцатипроцентному квотированию представительства женщин на уровне принятия решений?
— Квотирование — временная мера для выравнивания соотношения мужчин и женщин на руководящих должностях. Я отношусь к нему положительно.
В политике так же, как в экономике, необходима корректировка. Квотирование поможет преодолеть дисбаланс мужского и женского участия в государственном управлении, сложившийся в силу менталитета.
На мой взгляд, при принятии важных политических и социально-экономических решений нельзя не учитывать гендерные аспекты. Определенную ситуацию мужчина и женщина воспринимают по-разному в силу своих физиологических, анатомических, психоэмоциональных, интеллектуальных, интуитивных особенностей и принимают не всегда одинаковое решение. А так как эти две половины общества и государства имеют равные права на участие в общественно-политической жизни страны, в демократических и социально-экономических преобразованиях, необходимо создать условия для реализации этих прав. Квотирование является одним из механизмов создания этих условий.
Ирина СОН
г. Тараз