|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
09.01.2008 Новый год - новые правила
В 2008 году в Казахстане будет введен ряд законодательных актов, ужесточающих контроль в сфере экономики и способствующих росту благосостояния граждан
Казахстан крепко встал на ноги. Если сопоставлять структуры бюджетного наполнения в 2000 году и в ушедшем 2007-м, налицо ощутимая диверсификация экономики, ее планомерный рост и развитие. К примеру, если в 2000-м налоги от экспорта сырья формировали около 80 процентов госказны, то по предварительным итогам 2007 года они составят порядка 40-45 процентов. Таким образом, реализуемая экономическая стратегия позволяет нашей стране сегодня вести более эффективный диалог с иностранными инвесторами, которые в свое время дали стране хороший старт для динамичного роста, что в свою очередь способствовало улучшению климата в социальной сфере посредством увеличения различных пособий. Именно на достижение этих целей направлен целый ряд законодательных актов, принятых в ушедшем году и вступивших в силу в нынешнем.
Во многих регионах Казахстана, и в особенности в Восточно-Казахстанской, Атырауской, Актауской областях, проблема охраны окружающей среды стоит наиболее остро. Многочисленные предприятия, выросшие в этих регионах за годы независимости страны, оказывают значительное негативное влияние на экологию, что впоследствии может отразиться не лучшим образом на здоровье будущих поколений. В качестве основной причины такой ситуации специалисты во главу угла ставят вовсе не попустительство производственников, а чрезмерную лояльность к ним со стороны государства. В качестве примера можно привести положение дел с захоронением серных соединений. По законодательству республики сера отнесена к четвертой степени опасности, что сопоставимо с битым кирпичом или отработавшими автомобильными покрышками. При этом интуитивно понятно, что такое сопоставление далеко не соответствует реальной картине потенциальной опасности этого вещества. Да и экологические сборы за захоронение серных отходов сильно разнятся с уровнем западных стран. К примеру, если за захоронение тонны сернистых соединений в Европе взимается до 30 евро, то в Казахстане за тот же самый объем, производители платят сумму немногим меньше доллара. В этой связи актуальным вопросом для сохранения экологического благополучия становится внедрение новых норм и правил контроля в этой сфере на законодательном уровне. Поэтому в 2008 году Министерство охраны окружающей среды Казахстана будет выдавать хозяйствующим субъектам разрешения на выбросы вредных веществ только при наличии у них многолетних комплексных планов природоохранных мероприятий. Таково требование вступившей с 1 января этого года нормы принятого в республике Экологического кодекса. - Должна ставиться задача на 3 и 5 лет: каким образом предприятие собирается снизить выбросы отходов, до какого конкретно уровня, сколько средств планирует затратить, - поясняет обоснованность закона министр охраны окружающей среды Нурлан Искаков. - В итоге будет выдаваться единое комплексное экологическое разрешение. И любое нарушение пунктов этого комплексного разрешения повлечет его аннулирование. Новая система выдачи экологических разрешений соответствует практике развитых стран. Все конкурентоспособные развитые страны применяют именно такой принцип. Казахстан станет первым государством в СНГ, которое уже имеет новый Экологический кодекс, который полностью соответствует международным нормам. Кроме того, министерство намерено установить более жесткие квоты на вредные выбросы нефтедобывающих компаний, работающих в казахстанском секторе шельфа Каспийского моря.
Новый закон «О государственных закупках», принятый в прошлом году и вступивший в действие в нынешнем, будет направлен на либерализацию процедур госзакупок, обеспечение их открытости для заинтересованных предпринимательских сообществ с одновременной конкретизацией полномочий и ответственности уполномоченных госорганов за нарушение его норм. Основным отличием нового закона станет внедрение так называемого планирования государственных закупок, в частности по их номенклатуре и объемам. Кроме того, нормами закона упорядочивается круг заказчиков и сокращаются направления их закупок, полностью выведенных из сферы действия законодательства о госзакупках. Предлагается, с одной стороны, вывести из круга заказчиков сельские учреждения, с другой стороны - конкретизируется перечень организаций производственного сектора. В свою очередь сопутствующими поправками в законодательство вводятся новые административные штрафы за ряд нарушений норм в сфере госзакупок, а также увеличиваются размеры действующих штрафов. В целях устранения возможности манипулирования ценами конкурсной комиссией либо использования формальных причин для устранения неугодных конкурентов установлено, что ценовые предложения потенциальные поставщики представляют после квалифицированного отбора отдельно в день подведения итогов конкурса. Вводится также норма, предусматривающая персональную ответственность специалистов и технических экспертов за нарушения, допущенные ими при разработке конкурсной документации либо подготовке экспертного заключения. Одним словом, уже с нынешнего года госзакупки в стране будут проводиться более открыто.
С 1 января 2008 года в Казахстане в имитационном режиме начал функционировать балансирующий рынок электроэнергии (БРЭ). Имитационный, пробный, режим работы необходим для отработки взаимодействия субъектов рынка, устранения дефектов и замечаний, выявленных в процессе запуска и эксплуатации программного обеспечения, а также для проведения маркетинга, сбора и анализа другой рыночной информации, необходимой субъектам данного рынка. Пока данные операции будут осуществляться без проведения взаиморасчетов между субъектами рынка электроэнергии. Переход к осуществлению реальных денежных операций по оплате за купленную-проданную на балансирующем рынке электроэнергию запланирован на второй квартал 2008 года. Предполагается, что за ближайшие полгода удастся довести эту систему до должного уровня функционирования. Само введение БРЭ является механизмом поддержания баланса электроэнергии и мощности в единой энергосистеме Казахстана согласно закону «Об электроэнергетике». Таким образом, закуп электроэнергии будет осуществляться на конкурсной основе у энергопроизводящих организаций, что позволит электростанциям размещать незадействованные двусторонними контрактами резервы мощности. Кроме того, балансирующий рынок создаст благоприятные условия для участников рынка по минимизации рисков неисполнения обязательств по договорам купли-продажи электроэнергии и по компенсации отклонений, связанных с колебаниями нагрузки.
Тариф на прокачку нефти по системе трубопроводов АО «КазТрансОйл» в новом году увеличился на 24,9 процента. Таким образом, стоимость транспортировки 1 тонны нефти на 1 тыс. км теперь будет составлять 3015 тенге без учета НДС, тогда как ранее она равнялась 2413 тенге. Между тем тариф на поставку нефти на внутренний рынок - 1303 тенге без учета НДС за 1 тонну на 1 тысячу км - останется прежним. Это позволит посредством рыночных механизмов урегулировать внутренний рынок ГСМ, считают специалисты. Теперь стоимость транзита экспортной нефти будет более чем вдвое выше аналогичного показателя на внутреннем рынке, что, возможно, благотворно скажется на ценах углеводородов внутри страны. Хотя, с другой стороны, в этом плане Россия уже давно активно использует пошлинное регулирование. На сегодняшний день у северного соседа экспортная нефть стоит чуть ли не на 30 процентов дороже нефти, предназначенной для внутреннего потребления. И в то же время сдерживать цены на ГСМ внутри страны России так и не удается. С нашими 2-3 процентами ценовой разницы это и вовсе невозможно. Хотя тот факт, что этот рычаг все-таки задействован, уже говорит о многом.
Ежегодно в Казахстан приезжают порядка 15 тысяч семей оралманов как по госквоте, так и помимо нее. Прибывающие по квоте получают соответствующий официальный статус, в рамках действующей госпрограммы помощи оралманам для них предусмотрен ряд льгот. В целом, по данным Всемирной ассоциации казахов, за пределами Казахстана в 43 странах мира в настоящее время проживают более 5 млн казахов, из них 80 процентов - в Узбекистане, Китае и России. В 2008 году Казахстан намерен принять по квоте 15 тысяч семей казахов-репатриантов. Согласно утвержденным правилам в квоту иммиграции оралманов включаются семьи, набравшие максимальный балл, определяемый посредством суммирования баллов по каждому из трех критериев: наличие специальности и квалификации, уровень образования и количество несовершеннолетних детей. Таким образом, в Казахстан попадут лучшие. В частности, при оценке уровня образования учитывается наличие среднего технического, среднего профессионального, послесреднего и высшего образования, а также количество высших учебных заведений, оконченных оралманом либо членами его семьи. При наличии среднего технического, среднего профессионального и послесреднего образования присваиваются 2 балла на каждого члена семьи, имеющего такое образование. В зависимости от количества высших учебных заведений, оконченных оралманом либо членами его семьи, присваиваются следующие баллы: 5 баллов - наличие более одного высшего образования; 3 балла - наличие одного высшего образования. Максимальное количество баллов для каждого члена семьи по наличию специальности и квалификации составляет 10 баллов, а по образованию - 6 баллов. Что касается состава семьи, то здесь максимальные 10 баллов получат семьи, имеющие пять и более несовершеннолетних детей, по 5 баллов - семьи, у которых трое или четверо несовершеннолетних, и по 3 балла - если в семье один или два ребенка. Для вновь прибывших будут действовать центры адаптации и интеграции оралманов в Караганде, Шымкенте и в селе Аксукент Южно-Казахстанской области. Их финансирование будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета. Динамичное развитие и диверсификация экономики страны также повлекли увеличение квоты на привлечение иностранной рабочей силы. На текущий год она составит 1,6 процента к экономически активному населению республики (8 млн из 15,5 млн человек). В том числе для первой и второй категорий (руководящий состав организации, специалисты с высшим и средним профессиональным образованием) она составит 0,6 процента (против 0,3 в прошлом году), для третьей категории (квалифицированные рабочие) - 0,93 процента (0,37 - в 2007-м); для четвертой категории (рабочие, занятые на сезонных сельскохозяйственных работах) - 0,07 процента (в прошлом году было 0,13).
С 1 января 2008 года в Казахстане вступили в силу принятые в прошлом году нормы Трудового кодекса. Этим нормативно-правовым актом устанавливается несколько позитивных нововведений. В частности, одним из главных изменений будет исчисление размера оплаты труда. Минимальный стандарт оплаты труда отныне будет определяться из расчета минимального размера месячной зарплаты, установленного законом, и повышающих отраслевых коэффициентов, определяемых отраслевым соглашением и утверждаемых правительством. Таким образом, работники, занятые на тяжелых и опасных работах, будут получать оплату в повышенном размере путем установления повышенных должностных окладов или доплат. Служащим, содержащимся за счет государственного бюджета, будут предоставляться оплачиваемые ежегодные трудовые отпуска продолжительностью не менее тридцати календарных дней с выплатой пособия на оздоровление в размере должностного оклада. В этом же документе предусмотрен еще ряд изменений, которые будут способствовать росту благосостояния работающих казахстанцев. В частности, минимальный размер заработной платы в нынешнем году будет увеличен до 10515 тенге (с 9752 тенге). Для пенсионеров и получателей пособий также предусмотрены значительные надбавки. Минимальный размер пенсии в 2008 году увеличен на 9 процентов, до 7900 тенге, размер государственной базовой пенсионной выплаты стал теперь равен 4210 тенге, увеличившись на 40 процентов, месячный расчетный показатель (МРП) для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также для применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан вырос до 1168 тенге с 1092. Прожиточный минимум для исчисления размеров базовых социальных выплат в нынешнем году составит 10 515 тенге. По сравнению с уровнем прошлого года этот показатель увеличился на 18 процентов. Соответственно увеличены размеры государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту. Помимо этого в текущем году увеличены единовременные государственные пособия в связи с рождением ребенка с 15 до 30 МРП, а также увеличено ежемесячное пособие по уходу за детьми в возрасте до одного года. Кроме того, будет введено обязательное страхование беременности, родов и материнства. Таким образом, социальные выплаты на случай беременности и родов, а также социальные выплаты по уходу за ребенком по достижению им одного года будут осуществляться из государственного фонда социального страхования. Механизм исчисления выплат предусмотрен в размере коэффициента 4,2 при обычных родах и 4,7 - при осложненных родах и при рождении двух и более детей. Например, если среднемесячный доход женщины за последний год составлял 60 тысяч тенге, то при обычных родах размер социальной выплаты из ГФСС составит 252 тысячи тенге. При осложненных родах - 282 тысячи тенге. При этом для женщин, проживающих на территориях, подвергшихся воздействию ядерных испытаний, будут применяться коэффициенты 5,7 и 6,2 соответственно. Между тем соцвыплата по уходу за ребенком до одного года будет начисляться в размере 40 процентов от среднемесячного дохода участницы обязательного социального страхования за последние 24 месяца и выплачиваться ежемесячно.
Алексей Храмков, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |