|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
25.01.2008 «Киднеппинг по-шымкентски»
Стоило жителю Шымкента буквально на десять минут остановить машину у магазина и отлучиться за покупками, как выйдя, он не нашел своего автомобиля на месте. Несложно представить состояние мужчины, если учесть, что в салоне авто остался его трехлетний малыш... «Угнали?» — первым делом промелькнуло в голове. Очевидцы происшествия поспешили успокоить, мол, автомобиль с ребенком увез эвакуатор. Даже догнав платформу, мужчина с трудом вызволил зареванного от испуга сына. Возвращать автомобиль ему отказались наотрез, ссылаясь на то, что он нарушил правила дорожного движения и припарковал машину в неположенном месте. Это абсолютно реальная история и, несмотря на всю дикость описанного случая, он во многом показателен. Благое желание дорожных блюстителей порядка навести порядок на улицах города порой напоминает театр абсурда. За год в областном управлении дорожной полиции сменилось три руководителя. Уже сам по себе этот факт свидетельствует о том, что не все благополучно в этом ведомстве. Многочисленные жалобы на действия дорожных полицейских стали поводом для проведения прокурорской проверки, в ходе которой подтвердилось многое из того, о чем возмущенно говорят автовладельцы Шымкента. С некоторых пор политика местных властей направлена на то, чтобы расчистить улицы областного центра от автотранспорта. Такое ощущение, что водителей просто выживают, создавая искусственные преграды для пользования автомобилем: перекрывают для проезда целые улицы, устанавливают сплошь и рядом запрещающие знаки. Только с октября 2006 года по октябрь 2007 года в городе дополнительно установлено 420 дорожных знаков! Примечательно, что 233 из них появились на центральных улицах. Отныне практически возле каждого объекта общественного пользования — магазина, кафе, базара, офиса, аптеки, расположенного по улицам Тауке-хана, Туркестанской, Б. Момыш-улы, Байтурсынова, проспекта Республики, поставлены знаки, запрещающие стоянку, либо даже просто остановку. При этом официальных стоянок в Шымкенте не прибавилось. Куда парковать машины, не знает никто. Руководство города и области советует предпринимателям решать эту проблему самостоятельно, если хотят, чтобы их бизнес процветал. К примеру, строить подземные парковки. То, что логичнее было бы сначала построить те самые парковки, а уж затем запрещать остановки и стоянки, никого не смущает. Водители пробовали было парковать машины во дворах жилых домов, но вскоре возмутились жители и преградили въезд шлагбаумами. Вряд ли можно назвать организацией дорожного движения и элементарный запрет для движения автотранспорта по отдельным улицам. Так, въезд на улицу Тыныбаева со стороны улицы Дулати к городскому акимату перекрыт бетонным блоком, а с другой стороны — с улицы Казыбек-би установлен «кирпич» и шлагбаум. Несмотря на наличие запрещающего знака «въезд запрещен» и «поворот запрещен», на улицу Тыныбаева возле здания городского акимата ежедневно заезжают в среднем около двухсот машин, каждый из водителей которых фактически нарушает правила дорожного движения. Но никто не привлекает их к ответственности. Более того, акимат Шымкента, самовольно создав стоянку для парковки автомашин работников акимата, нарушил права других участников дорожного движения. Перекрытие движения по улице Тыныбаева, где помимо акимата находятся и другие государственные учреждения, приводит к увеличению интенсивности дорожного движения по соседним улицам. Вот и получается, что ездить по Шымкенту можно, но доехать к месту назначения, по сути дела, нельзя. Как следствие, водители рискуют, оставляя машину под знаком, и умоляют продавцов быстрее обслужить их, пока дорожные полицейские не эвакуировали оставленную машину. Ясно, что удается это не всегда, если вспомнить историю об эвакуации автомобиля с ребенком. Естественно, в отношении любого водителя, проигнорировавшего дорожные знаки, применяются меры административного воздействия. Практически во всех случаях вызывается эвакуатор, доставляющий машину нарушителя на штрафную стоянку. Видимо, предполагая, что из-за безысходности водители все-таки будут парковать машины в неположенных местах, дорожная полиция предусмотрительно позаботилась об увеличении своих рядов. Чтобы справиться с валом нарушений, последовавших за такими нововведениями в организации дорожного движения, в прошлом году дополнительно выделено сто штатных сотрудников и полсотни специальных автотранспортных средств только для обслуживания областного центра. Теперь численность дорожных полицейских превысила три с половиной сотни. Как результат, за девять месяцев 2007 года привлечено к ответственности 173 368 водителей, то есть практически каждый второй... — Мы провели анализ и пришли к выводу, что состояние законности в области дорожного движения не ухудшилось, как это следует из статистических данных УДП, — комментирует ситуацию Канат Мамаев, начальник управления областной прокуратуры. — Если судить объективно, то столь масштабному росту правонарушений способствовало... увеличение штатов дорожной полиции, установление новых дорожных знаков и так далее. Прокуратура Южно-Казахстанской области выявила весьма любопытные вещи. Затраты на содержание одного автотранспортного средства, водворенного на штрафную стоянку, составляют 6 100 тенге, из них 3 470 тенге — расходы за услуги эвакуатора. Однако, по мнению надзорного органа, плата за эвакуатор незаконно включена в расчет, поскольку доставление автотранспортных средств, согласно требованиям КоАП РК, возложено на органы дорожной полиции. Реально же для доставки автомашин на стоянку ТОО «Шымкентское городское коммунальное хозяйство» и ТОО «Автошаруашылык» используется с десяток частных машин-эвакуаторов. По поручению областной прокуратуры городским налоговым комитетом проведена проверка, в результате которой выяснилось, что из 24 319 240 тенге, поступивших за услуги по эвакуации и хранению автомобилей, почти двенадцать миллионов было выплачено... владельцам тех самых частных порталов. Доход же государства, полученный в виде налогов, в несколько раз меньше, чем доход частных владельцев эвакуаторов. Короче, если бы у УДП имелись свои спецмашины, сумма, взимаемая с водителей, была бы значительно меньше. Вот и получается, что сотрудники УДП фактически работают на частных владельцев эвакуаторов и в своей повседневной деятельности активно способствует получению ими стабильного дохода. Стоит ли удивляться, что в ходе выборочной проверки установлены факты незаконного задержания и доставления транспортного средства на штрафную стоянку? Автомобили эвакуировали даже с тех мест, где нет запрещающих знаков, и их парковка не мешала дорожному движению. Шестьсот тенге в сутки обходится автовладельцу хранение машины на штрафстоянке. Естественно, каждый старается забрать ее как можно скорее. Но инспекторами административной практики разрешение на получение автомобиля не выдается, пока он не уплатит штраф. Тем самым нарушаются права водителя, поскольку КоАП РК позволяет сделать это в течение месячного срока. В итоге владельцы десятков автомобилей в течение нескольких дней бывают незаконно лишены конституционного права пользоваться своей собственностью, в то время как некоторые водители получают свои машины практически сразу. Например, К. Ж., владелец BMW-525, автомобиль которого был водворен на штрафную стоянку за управление в нетрезвом состоянии уже менее чем через три часа забрал иномарку на основании... разрешения инспектора ОДП Абайского РУВД. У прокурорских работников вызвало сомнение, что за указанный промежуток времени водитель мог протрезветь. Получается, перед законом равны все, но есть и такие, которые попросту равнее. Или роднее. Это уж как кто посчитает.
Любовь ДОБРОТА г. Шымкент
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |