|
|
|
28.01.2008 Доклад министра культуры и информации РК Е.Ертысбаева
Главной стратегической целью работы Министерства в прошедшем году стало повышение конкурентоспособности отрасли сквозь призму достижения общенациональной цели вхождения в число 50-ти наиболее конкурентоспособных государств мира, отметил Е.Ертысбаев. Поэтому всю стратегию работы мы выстраиваем на основе рейтинга конкурентоспособности. Мы проанализировали существующие разработки в данном направлении, выделив критерии конкурентоспособности государств, которые относятся к компетенции Министерства культуры и информации. В результате, мы ориентируемся на 12 базовых критериев, которые входят в системы рейтингов конкурентоспособности Международного института менеджмента в Лозанне и Всемирного экономического форума в Давосе: национальная культура; ценности общества; языковые навыки населения; отсутствие дискриминации во всех ее формах; инвестиции в средства телекоммуникации; прозрачность деятельности Правительства; уровень публичного доверия политическим деятелям; риски, связанные с политической нестабильностью; общественное единство; гибкость и адаптируемость населения; отношение к процессу глобализации; имидж страны за ее пределами. В целом на сегодня удалось выстроить работу по всем этим направлениям: развитие культуры и духовности общества, языковая политика, развитие телекоммуникаций, обеспечение прозрачности деятельности госорганов, укрепление общественного единства, укрепление имиджа государства внутри страны. Она ведется в три этапа. Первый - начальный этап (он как вы знаете, был начат в 2006 году, и по нашим планам, завершится в этом, 2008 году), предполагает развитие базовых индикаторов производимых услуг, формирование и закрепление новой правовой и макроэкономической среды, повышение эффективности использования ресурсов, укрепление общественных институтов. По итогам этапа будут созданы благоприятные условия для перехода на второй этап - этап эффективного развития (2009-2011). Он предполагает переход на новые принципы менеджмента, стратегического бюджетного планирования, улучшение качества предоставляемых услуг, дальнейшую модернизацию нормативно-правовой базы, направленной на развитие и создание условий для трансферта в отрасль новых технологий. Все это создаст предпосылки для перехода на третий этап - этап инновационного развития (ориентировочно, с 2012 г.). Что конкретно нами сделано в 2007 году? ВО-ПЕРВЫХ, это реформа системы бюджетного планирования министерства и изменение подходов к финансированию культурно-информационной сферы. Важный результат - отход от рассматривания культурной сферы как вспомогательной и второстепенной и, как следствие, ее финансирования «по остаточному принципу». В 2007 году вопросы развития нашей отрасли рассматривались Правительством дважды. А в конце года депутаты Мажилиса Парламента также заслушали отчет Министерства о состоянии и перспективных направлениях культурной и информационной политики на 2008 год. В результате, в 2007 году бюджет Министерства был увеличен в сравнении с 2006 годом на 60% и составил 40,3 млрд. тенге. Освоение бюджетных средств по итогам года в целом составило 99,9%. В текущем 2008 году объем выделяемых бюджетом средств составил уже 51 млрд. 300 млн. тенге, что выше уровня прошедшего года на 27%. Таким образом, за последние два года наблюдается почти 80%-ный рост выделения средств из бюджета. ВО-ВТОРЫХ, совершенствование нормативно-правовой базы. В 2007 году были внесены изменения в ряд нормативных документов по внедрению проектов развития гражданского общества и созданию единой информационной библиотечной системы страны. Конкретно, были приняты новый закон о государственных символах, а также законодательные акты в сфере: - охраны и использования историко-культурного наследия; - модернизации системы государственного управления в сфере языковой политики. Нами была проведена большая работа по разработке и принятию соответствующих подзаконных нормативных правовых актов. Так, только в реализацию законов о культуре и охраны историко-культурного наследия подготовлено 32 акта, из которых принято и введено в действие 26, остальные проходят регламентные процедуры. В-ТРЕТЬИХ, административная реформа в министерстве. На сегодня созданы все необходимые условия для формирования гибкой, мобильной и эффективной системы управления, основанной на разграничении с одной стороны, стратегических и регулятивных, а с другой, реализационных и контрольных функций Министерства, принципах бюджетного планирования, ориентированного на конечный результат. Результатом данной работы являются новое Положение, утвержденное постановлением Правительства в ноябре 2007 года, комплекс изменений и дополнений в действующее законодательство по вопросам разграничения полномочий между уровнями государственного управления. И главное, модернизация структуры министерства, новое распределение обязанностей между Министром, ответственным секретарем и вице-министрами, четкое разделение функций и направлений работы. Этот комплекс мер позволит усилить стратегическое планирование работы министерства, укрепить бюджетное планирование, а также повысить качество исполнительской работы, особенно в части предоставления госуслуг населению. Также мы повышаем прозрачность и ужесточаем контроль на всех направлениях работы министерства. В-ЧЕТВЕРТЫХ, программно-аналитическая работа. В 2007 году разработана отраслевая программа «Культурное наследие» на 2007-2009 гг., предусматривающая привлечение финансовых средств в сумме 4,1 млрд. тенге. Отмечу, что по плану реализации программы в 2007 году уже освоено 2 млрд. 100 млн. тенге. Под руководством Премьер-Министра совместно с заинтересованными структурами подготовлена Информационная стратегия Правительства на 2007-2008 гг. Данный документ нацелен на повышение информационной открытости и прозрачности работы Правительства, усиление публичности членов Правительства. Постановлением Правительства была одобрена «Концепция расширения сферы функционирования государственного языка, повышения его конкурентоспособности». В целях совершенствования государственной языковой политики нами внесены изменения и дополнения в Государственную программу функционирования и развития языков на 2001-2010 годы. Данный документ определяет реализацию культурного проекта «Триединство языков». И, наконец, завершены основные работы по подготовке проекта Государственной программы «Культура и искусство Казахстана на 2009-2011 годы». Как вы знаете, разработка программы ведется по поручению Премьер-Министра РК, которое было дано на предыдущей коллегии, и вошло в Общенациональный план действий правительства. В-ПЯТЫХ, развитие культурной сферы. Развитие национальной культуры и ее готовность к изменениям в процессе глобализации, а, самое главное, сохранение культурных и общественных ценностей в условиях глобализации является одним из критериев определения уровня конкурентоспособности любой страны. Поэтому Министерством была проведена огромная работа в этом направлении. Так, за прошедший год нами было проведено 220 крупных мероприятий республиканского и международного уровня. Впервые мы провели республиканские конкурсы: - композиторов и драматургов по созданию общественно-значимых художественных произведений; - конкурс литературно-сценических произведений для детей и юношества. Произошла положительная динамика в работе учреждений культуры и искусства в регионах. Во всех регионах, кроме Кзылординской, Восточно-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей, приняты отраслевые программы развития сферы культуры на 2006-2008 и 2007-2009 гг. Здесь наблюдается не только постоянный рост числа проведенных мероприятий, но и рост инфраструктуры. Так, сеть учреждений культуры за 2007 год в целом увеличилась на 119 единиц. Сегодня по всей стране работает 64 театра и концертных организации, 161 музеев, 3763 библиотек, 58 кинотеатров, 36 парков и историко-культурных заповедников, 2320 культурно-досуговых учреждений. По итогам 2007 года завершены реставрационные работы на 9 значимых памятниках культурного наследия. Проведены углубленные археологические исследования 32 курганов, некрополей, городищ, царских некрополей и святилищ древнего Казахстана. Начат общенациональный проект наведения порядка на наших курганах, реализуемый совместно с акиматами и неправительственными организациями. Проведены прикладные научные исследования, связанные с историей, материальной и духовной культурой казахского народа и кочевых народов Центральной Азии. Министерством ежегодно наращиваются темпы финансирования на строительство и восстановление объектов культуры. Так, если в бюджете 2006 года на эти цели было предусмотрено 2 млрд. 882 млн. тг., то в 2007 году - 11 млрд. 334 млн. тг., а в бюджете 2008 года сумма выделяемых средств составляет порядка 19 млрд. тг. В-ШЕСТЫХ, размещение государственного информационного заказа. Мы строим открытое общество и поэтому, объективно, живем в условиях массированного культурного и информационного воздействия из-за рубежа. В этой связи важным стратегическим направлением деятельности Министерства в прошедшем году стало повышение конкурентоспособности казахстанского информационного пространства. Как вы знаете, соответствующий Указ Главы государства был принят в 2006 году. На реализацию государственного информационного заказа из бюджета были выделены средства в размере 12 млрд. тенге, что на четверть больше, чем в 2006 году. В общей сложности в реализации госинформзаказа в 2007 году приняло участие более 80 СМИ. Это почти на 15% превышает показатели 2006 года. Госзаказом было охвачено 168 направлений, что на 26% больше, чем в позапрошлом году. В тесном взаимодействии с заинтересованными государственными органами были реализованы масштабные информационные кампании более чем по 60 направлениям. В-СЕДЬМЫХ, это модернизация спутниковой инфраструктуры. Еще одним важным критерием конкурентоспособности страны являются инвестиции и государственная поддержка в сфере телекоммуникаций. Министерством проведена масштабная работа по поддержке и дальнейшему развитию данной сферы. При непосредственном участии Министерства приняты меры по усилению государственных позиций в области телерадиовещательной инфраструктуры, в частности, в стратегически важных субъектах АО «Казтелерадио», АО «Кателко». Начата работа по закреплению на законодательном уровне объектов инфраструктуры телерадиовещания как стратегических объектов, что послужит законодательным критерием для их отнесения к соответствующему перечню и существенно укрепит государственные функции в отрасли. Оптимизированы арендуемые емкости на спутниках «Kazsat» и «Intelsat», что позволило определить реальный объем бюджетных средств, необходимых для аренды транспондеров. Сейчас государство имеет четкие планы модернизации всех этих структур. И мы вложили в этом году большие средства на развитие ТРК «Казахстан», АО «Хабар», «Казтелерадио». В-ВОСЬМЫХ, укрепление взаимодействия с НПО. Крупнейшим мероприятием по сотрудничеству с «третьим сектором» стал III Гражданский форум, организованный нами совместно с Гражданским Альянсом Казахстана. Итоги форума показали, что одной из наиболее эффективных форм взаимодействия власти и неправительственного сектора является государственный социальный заказ. Данный механизм взаимодействия позволяет НПО стать альтернативным провайдером услуг, особенно в социальной сфере. В целом, в прошедшем году совокупный объем средств, выделенных на реализацию государственного социального заказа превысил 300 млн. тенге, что почти на 50% больше уровня 2006 года. В нынешнем году на цели госсоцзаказа в бюджете предусмотрено 709 млн. тенге. Хотел бы обратить внимание на то, что из 9 министерств социальной направленности только 3 предусмотрели в прошедшем году средства на финансирование проектов НПО. В 2008 году размещение государственного социального заказа предусмотрено лишь в 2-х министерствах: Министерстве культуры и информации и Министерстве образования и науки. В-ДЕВЯТЫХ, в сфере развития языков. В 2007 году внесены изменения и дополнения в Государственную программу функционирования и развития языков в части реализации культурного проекта «Триединство языков». Разработан План мероприятий по его реализации. Уточнен График поэтапного перевода делопроизводства государственных органов на государственный язык. В настоящее время переход делопроизводства на казахский язык осуществлен в 10 регионах, 2 городах республиканского значения, 22 центральных государственных органах. Как известно, что нельзя измерить, тем нельзя управлять. В этой связи мы начали работу по созданию казахского TOEFL (тойфл), что позволит нам предметно говорить об уровне владения языком. В 2006 году было создано 5, в 2007 году - 12 компьютерных программ по обучению и внедрению государственного языка в делопроизводство. В прошлом году мы продолжили работу по модернизации и укреплению инфраструктуры изучения языков. В настоящий момент количество центров по обучению языка доведено до 26. В стране действует 1 республиканский, 15 областных и более 10 районных центров обучения языкам. Практически во всех регионах оорганизованы курсы обучения государственному языку при воскресных школах национально-культурных объединений. Проводятся мероприятия по пропаганде государственного языка. На теле-и радиоканалах созданы специальные теле-, радиоуроки казахского языка, организуются семинары, «круглые столы», книжные ярмарки. В 2007 году изданы «Казахско-русский словарь», «Русско-казахский словарь», «Словарь синонимов казахского языка», «Диалектологический словарь казахского языка», «Словарь сравнений казахского языка» и другие. Вся издаваемая продукция передается в библиотеки учебных заведений, бюджетных организаций и государственным органам. *** Таковы основные итоги работы Министерства в 2007 году. Подробный отчет по основным направлениям работы размещен на веб-сайте министерства по адресу www.sana.gov.kz. Однако, было бы неправильно останавливаться на освещении лишь положительных моментов в нашей деятельности и умолчать о волнующих нас проблемах. Прежде всего, мы должны понимать, что в новых условиях - условиях необратимого нивелирования границ как в мировой экономике, так и в мировой культуре - на первый план выходит задача сохранения национальной культурной идентичности. По большому счету это означает, что в условиях глобализации культура становится важнейшей опорой национальной идентичности. Именно культура, являясь генератором общественных идеалов, формирует и представляет духовное состояние граждан и защищает традиционные ценности общества. Великий Аль Фараби не зря в свое время подчеркивал: «Человеку прежде всего необходима культура, без культуры знание может принести вред». В то же время, сохранив самобытность, наша новая культура должна отвечать самым высоким стандартам того общества, в которое мы стремимся, - в высокотехнологичное, информационное и гражданское. Отсюда другая роль культуры на нынешнем, новом этапе развития страны - источника "инновационности" общественного сознания. Именно новая культура, новое общественное сознание станут залогом экономического прорыва Казахстана к достижению общенациональной цели. Мы должны выводить роль нашей культуры на новый, более высокий уровень. В основе его - понимание культуры как силы духовного единения общества, условия сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала страны. В таком понимании культура является главным гарантом эффективного развития страны, ее весомости в мировом общественном мнении. В осознании этого, донесении этого до каждого казахстанца, - на мой взгляд, и будет состоять наш главный вклад в развитие государства, процветание страны. Как сказал Абай в «Словах назидания»: «Мы не стремимся овладеть знаниями в целях наживы. Напротив, используем богатства на пути к овладению знаниями. Искусство - вот подлинное, неиссякаемое богатство, учиться ему - самое благородное дело». Реализация задачи Главы нашего государства по формированию культуры конкурентоспособности должна найти сильную опору в лице гражданского общества, информационно-коммуникативной среды на всех языках Казахстана и сильной культуры. И это зависит от нас. Нас также не может волновать и ряд имеющихся системных проблем отрасли, требующих последовательного решения. Таковыми являются: 1. низкая конкурентоспособность сферы и несоответствие услуг мировым стандартам качества; 2. сохраняющееся технологическое отставание и неразвитость инфраструктуры; 3. монополизация и, вследствие этого, низкая эффективность; 4. неразвитость рыночных и общественных институтов регулирования; 5. малая емкость отраслевого рынка. Актуальной остается и проблема недостаточного финансирования отрасли в регионах. Неопределенность социального статуса творческого работника и низкая зарплата не способствуют повышению престижа работников культуры и закреплению кадров на местах. В этой связи, прежде всего, нам нужна программа поэтапного повышения средней заработной платы работников сферы культуры. Сейчас этот уровень ниже, чем в сферах здравоохранения и образования, в среднем на 15-20%. Во-вторых, необходимо решить проблему обеспеченности культурных работников жильем. К примеру, только в столице страны городе Астане из 1458 работников подведомственных организаций Министерства 754 не имеют квартир. Это практически 50% всех работников. Это возможно сделать, либо выкупая недостроенные объекты у несостоятельных подрядчиков с их последующей достройкой, либо выделяя средства из бюджета на постройку жилого комплекса для работников культуры. Кроме того, возможно выделение под строительство земельного участка и создание строительного жилищного кооператива. Подобный механизм выделения жилья целесообразен также для акимов областей и города Алматы. Принимая во внимание обозначенные проблемы, нами был разработан План работы Министерства и определены следующие ключевые направления нашей работы в 2008 году. ПЕРВОЕ, это стратегическое планирование. Перед нами стоят задачи разработки Стратегического плана действий по повышению конкурентоспособности национального культурного и медиа-поля на 2009-2011 гг. Миссией министерства культуры и информации должно стать создание современной общенациональной культурно-информационной среды, интегрированной в глобальное культурно-информационное пространство, отвечающей стандартам наиболее конкурентоспособных государств мира. В этих условиях необходима перенастройка всей существующей схемы управления в сфере культуры и информации на систему бюджетного планирования, ориентированного на результат. На сегодня мы разработалы 27 индикаторов в следующих областях: - культуры (13 показателей), - информации, архивов и документации (5 показателей), - языковой политики (5 показателей), - общественного согласия и развития гражданского общества (4 показателя). Эти индикаторы, которые были сегодня вам доложены на утренних секциях, должны быть просчитаны с учетом мнения регионов, творческих организаций, НПО и экономических возможностей государства. Прямой диалог должен привести к правильному определению конечных результатов политики государства в области культуры и информации, определить оптимальные пути их достижения. И здесь нам очень важно добиться системного решения имеющихся проблем в культуре аула и села. Отсюда ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ - усовершенствование системы бюджетного планирования, внедрение принципов БОР (бюджета, ориентированного на результат). Хочу доложить, что на сегодняшний день просчитаны два сценария финансовой политики Министерства до 2011 года: - базовый, предполагающий сценарий роста ВВП до 7%. В этом случае рост бюджетных вливаний в развитие нашей сферы потребует увеличения в 2 раза в сравнении с бюджетом 2007 года; - оптимистичный, предполагающий рост ВВП в среднем до 9%. Для нас это выгодный вариант, так как для достижения поставленных результатов нам понадобится финансовых вливаний в 3,3 раза больше, чем в 2007 году. Подобный принцип позволит осуществить переход от модели «государство-меценат» к модели «государство-инвестор». Основные усилия государства должны быть сосредоточены на модернизации и повышении эффективности использования потенциала отрасли. Инвестиции в сферу культуры могут привести не только к развитию данной отрасли, но и повысить ее доходы и обеспечить необходимый рост человеческого капитала. Нам надо изменить сам принцип финансирования культурно-информационной сферы. Еще раз повторю. В бюджетном планировании акцент должен быть смещен от жестких бюджетных ограничений к системе финансирования, ориентированной на конечный результат. Государственные, отраслевые, региональные и бюджетные программы должны иметь конкретные цели и индикаторы. Мы должны выстроить четкую логическую вертикаль: «стратегические цели развития страны - стратегические цели развития государственных органов - конкретные задачи - индикаторы - необходимые бюджетные ресурсы». Это не только повышает нашу самостоятельность, но и усиливает ответственность за предоставляемые услуги и достижение конечных результатов. ТРЕТЬЕ, обеспечение прозрачности государственного социального заказа. Начиная с 2003 года объем финансирования государственного социального заказа только по линии нашего Министерства увеличился в 66 раз. Вместе с тем, мероприятия в рамках конкурса проводятся открыто для всех заинтересованных лиц и организаций. Мы уделяем большое значение информационной поддержке проведения конкурса. Открытость и прозрачность конкурса обеспечивается работой экспертной комиссии, в состав которой входят представители международных организаций, известные лидеры сектора НПО. Необходимо и в дальнейшем обеспечивать прозрачность открытых конкурсов за счет привлечения большего количества экспертов, размещения подробной информации о предстоящих конкурсах и их итогах на официальном сайте Министерства. Положительные результаты работы в данном направлении будут способствовать повышению уровня прозрачности правительственной деятельности, который, в свою очередь, позитивно скажется на рейтингах конкурентоспособности. Эту практику открытости и прозрачности мы будем распространять на всю систему госзакупок. В частности, на сайте министерства уже размещен График проведения конкурсов по государственным закупкам услуг в 2008 году. ЧЕТВЕРТОЕ, борьба с коррупцией. В 2007 году усилена система внутреннего аудита и контроля за эффективностью расхода бюджетных средств, соблюдением финансовой дисциплины и исполнением служебных обязанностей корпусом управленцев подведомственных структур. Так в прошлом году, в результате проверки службой внутреннего аудита Министерства девяти объектов, было выявлено нарушений на общую сумму 74,3 млн. тенге. Выявленные факты нарушений служебных обязанностей повлекли за собой кадровые перестановки в ряде организаций. Приведу один простой пример. В прошлом году в государственном учреждении «Азрет Султан» была реформирована система сбора пожертвований. Ящики для пожертвований стали опечатываться, а сбор и передача средств осуществляться специальной комиссией. В результате собираемая сумма увеличилась в 2007 г. более чем в 9 раз - с 4 до 37 млн. тенге. И это только за счет наведения элементарного порядка! В текущем году необходимо принятьмеры по ужесточению контроля за соблюдением действующего законодательства о государственных закупках во всех подведомственных организациях. Усилить персональную ответственность руководителей и их финансовых служб за нецелевое, неэффективное использование бюджетных средств. Хочу отметить, что наша бескомпромиссная политика в отношении нечистоплотных управленцев в сфере культуры останется неизменной, даже несмотря на давление, которое отстраненные руководители пытаются организовать. Кроме того, сегодня нами рассматривается возможность проведения реформ, направленных на повышение эффективности управления в ряде подведомственных организаций. Во-первых, в настоящее время Министерством рассматривается предложение в Правительство страны по изменению формы хозяйствования государственного учреждения «Государственный историко-культурный заповедник-музей «Азрет-Султан». Там поступают большие объемы пожертвований. Необходимо направить их на развитие заповедника-музея. Особо важно, что такая политика способствует снижению бюджетной нагрузки и увеличению поступлений в доход государства. Во-вторых, Министерству необходимо детально изучить вопрос проведения международного кинофестиваля «Евразия». Созданный в середине 90-х годов, он стал узнаваемым и успешным, однако до сих пор не создано четкой системы его подготовки и проведения. Ежегодно создаются разовые дирекции, которые после проведения кинофестиваля ликвидируются. В тоже время зарубежный опыт показывает, что солидные кинофестивали имеют дирекции, работающие на постоянной основе. Этим создается системность в работе кинофестиваля, повышается прозрачность в использовании выделяемых средств и есть лицо, конкретно ответственное за вверенное направление работы. В-третьих, Министерству также необходимо изучить вопросы совершенствования менеджмента в деле изучения, исследования и сохранения памятников истории и культуры страны. На сегодняшний день налицо проблемы в системе подготовки научно-проектной документации, системе управления реставрационной деятельностью. Отсутствует единый центр сбора и хранения научно-проектной документации, что ослабляет контроль за качеством проектно-сметной документации и реставрационных работ, авторский надзор. Необходимо изучить данный вопрос и подготовить предложения о совершенствовании системы разработки и научно-технического контроля научно-исследовательских и проектных работ по воссозданию и реставрации памятников истории и культуры. Поручаю Ответственному секретарю и Вице-министрам, курирующим свои направления, изучить эти вопросы и внести согласованные решения по каждому из них. ПЯТОЕ, региональная политика. Мы планируем усилить методическое, информационно-аналитическое обеспечение работы региональных структур, работающих с нами по вопросам развития сферы культуры и информации. Полагаем необходимым разработку и внедрение системы методологической поддержки и рейтинговой оценки деятельности прежде всего местных, но также и центральных исполнительных органов, самого Министерства и подведомственных организаций. Мы уже начали работать в направлении формирования минимальных нормативов культурной инфраструктуры на четко определенное количество населения. Ведомственный приказ издан и направлен в качестве рекомендаций во все регионы. Далее мы намерены продолжать данную работу. Это предполагает разработку критериев эффективности деятельности тех или иных государственных органов в сфере информации, культуры, языков и общественного согласия. Необходимо отметить, что мировая практика свидетельствует об эффективности и оправданности внедрения подобных схем. В-ШЕСТЫХ, аналитическая работа. Работа в аналитическом направлении должна быть полностью пересмотрена. Нам необходимо перейти к «упреждающей аналитике», когда предлагаются различные модели развития ситуации в отрасли и превентивные меры по недопущению возникновения тех или иных проблемных вопросов. Аналитические структуры должны давать прогнозы и сценарии для выработки прикладных и технологических решений. Для этого мы создали специальный департамент стратегического анализа и планирования. В-СЕДЬМЫХ, международное сотрудничество. Необходимо отметить, что на сегодняшний день созданы условия для усиления этого направления работы. Предстоит наладить комплексную работу в приоритетных направлениях. Это касается, в первую очередь, сотрудничества с СНГ, исламским миром, развитыми странами и работы с ведущими международными организациями. В частности, необходимо усиление работы в СВМДА, где наше Министерство является координатором гуманитарной корзины, и, следовательно, главным проводником политики страны в сфере культуры и информации в регионе. В-ВОСЬМЫХ, организационная работа. Приоритеты на 2008 год обозначены и показаны на выставке в фойе. Для выстраивания организационной работы министерства уже третий год применяется метод ежедневного планирования в рамках единого Сетевого графика. Вместе с тем, кроме текущей работы необходимо сконцентрировать усилия на дальнейшей реализации прорывных проектов, поддержанных на прошлогодних заседаниях правительства. Все они хорошо известны и информация о них имеется в раздаточном материале. Кроме того, с учетом наработок мы, в 2008 году, выдвигаем серию НОВЫХ стратегических инициатив, которые станут настоящим локомотивом развития сферы культуры и информации в целом. 1. Переход к цифровому формату теле- и радиовещания. Техническая инфраструктура вещания уже готова к переходу на цифровые технологии: будет заменен ряд технологического оборудования - это и спутниковые системы передачи телевизионного сигнала, и наземное телевизионное передающее оборудование. Реализация данного проекта предполагает социальный пакет и создание условий для формирования частного рынка цифровых телекоммуникаций. Что касается преимуществ цифрового вещания, то они налицо - это высокое качество изображения, звука и многопрограммность. 2. Развитие контента национального сегмента глобальной информационной сети и запуск новых крупных web-порталов. Интернет становится стратегическим условием повышения конкурентоспособности страны. И его потенциал необходимо использовать для расширения доступа к культурным ценностям. В этой связи начата реализация ряда стратегических проектов, таких как электронный государственный фонд «Библиотека Казахстана» и информационно-познавательный web-портал «Национальное наследие». Таким образом, мы не только обеспечим сохранность культурного наследия путем перевода в электронную форму, но и значительно облегчим доступ к культурным ценностям жителей самых отдаленных районов страны. В тесной связке с обозначенной задачей стоит необходимость выстраивания системы работы по развитию контента казахстанского сегмента сети Интернет. 3. Создание глобальной мультисегментной информационно-вещательной сети на базе государственной телерадиокорпорации «Казахстан». Министерством в рамках передислокации в столицу корпорации «Казахстан» инициирована работа по созданию на ее базе в Астане технологичного современного медиа-центра. Это позволит поднять на новый уровень осуществление таких специальных проектов как общенациональные и международные телемосты, «прямые эфиры», такой высокорейтинговый сегмент телевидения как проведение всевозможных ток-шоу, развлекательных, интерактивных и новостных программ. Кроме того, это будет единственный медиа-центр нового формата в Центральной Азии. Одним из его основных направлений будет предоставление услуг телетрансляции и студийных помещений независимым частным компаниям. За основу данного проекта взята практика работы останкинской телекомпании в Российской федерации и крупных мировых информационных агентств, таких как Рейтерс, BBC, Вести-Россия. 4. Строительство новой суперсовременной кинопроизводящей базы, отвечающей всем современным стандартам качества. Для реализации данного проекта необходимо создание комплекса по производству фильмов всех популярных форматов - сериалов, научно-популярных, исторических, документальных и др. для всего центрально-азиатского региона. Базой для казахстанской «фабрики грез» станет киностудия «Казахфильм», имеющая сложившиеся традиции и репутацию. В настоящее время крупнейшими кинопроизводящими центрами являются Индия (Болливуд), активно развивается киноиндустрия в Китае, но в Центральной Азии недостаточно развито кинопроизводство. В случае реализации данного проекта Казахстан может занять эту нишу и в будущем отечественный кинематограф станет лидером в регионе Центральной Азии. 5. Культурный проект «Триединство языков». Основная цель проекта - создание организационно-технических условий для свободного владения и использования населением как минимум трех языков - казахского, русского и английского. Успешное решение задач по развитию казахского и других языков в республике требует также углубленного и тщательного изучения проблемы, необходим научно обоснованный мониторинг функционального соотношения языков, реальная оценка их востребованности в общественных, межличностных отношениях. В этой связи актуальным становится исследование текущей языковой ситуации в стране, через призму мнений самих казахстанцев, изучение и внедрение международного опыта, что способствует формированию и укреплению казахстанской идентичности. К тому же, повышение уровня языковых знаний, как один из критериев рейтинга конкурентоспособности Международного института менеджмента г. Лозанна, так же станет одним из шагов вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран. 6. Создание единой информационной библиотечной системы Казахстана по принципу ведущих мировых библиотечных интеллектуальных центров. Данный проект нацелен на внедрение новых информационных технологий и новых международных стандартов информационно-библиотечного обслуживания населения страны. На сегодняшний день проводится работа по созданию центра перевода в цифровой формат библиотечного фонда страны. В рамках этого проекта предполагается осуществление системной работы по сбору книг, научных трудов, копий диссертационных работ и др. для перевода в цифровой формат. На следующем этапе необходимо создание единого сервера, на котором будет размещен оцифрованный библиотечный фонд. Кроме того, данный проект будет способствовать не только компьютеризации отдаленных регионов и увеличению числа пользователей Интернетом, но и позволит получить текст необходимой книги не выходя из дома, а также получить доступ в мировые электронные библиотеки. 7. Создание Национального информационно-ресурсного центра развития неправительственных организаций. Данный центр обеспечит «третий сектор» страны единой разветвленной ресурсной базой, будет своеобразным «аккумулятором» идей и гражданских инициатив. Также центр сможет оказывать общественным объединениям организационную и юридическую помощь, наладить эффективный информационный обмен и взаимодействие с международными фондами. Таким образом, последовательно реализуя поставленные стратегические задачи, Казахстан должен стать ключевым информационным и культурологическим плацдармом в Центральной Азии, а Министерство культуры и информации - стратегическим ресурсом и инструментом для обеспечения достижения поставленных Главой государства стратегических задач регионального лидерства.
Уважаемые коллеги!
Наша главная задача - оправдать колоссальное доверие, оказанное всем нам Главой государства и Премьер-Министром. Мы четко пониманием: человеческий и профессиональный потенциал сферы является незаменимым и обязательным условием ее выполнения. Именно вы - яркие представители творческой интеллигенции, высокие профессионалы, признанные лидеры национальной культуры, преданные идеалам Отечества, сумели в тяжелые годы становления нашей государственности сберечь культурное богатство страны. Мы не только пережили самые тяжелые, бедственные для всей сферы времена, мы сумели поднять Культуру с колен, дать ей толчок для прогрессивного развития. Хочу выразить благодарность каждому за ежедневный, порой невидимый труд, и пожелать творческих свершений, профессиональных успехов в достижении поставленных целей. Я верю в Вас, культурную элиту нашей страны. Каждый из нас несет ответственность за принимаемые сегодня решения. Удачи Вам!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |