|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
30.01.2008 Союз конкурентов Беларусь, Казахстан и Россия завершили формирование правовой базы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Однако самый сложный момент в трехсторонней интеграции - создание наднационального органа - еще впереди. Достичь консенсуса в этом вопросе будет непросто, предупреждают политологи. В минувшую пятницу в Москве на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС премьер-министры трех стран подписали 9 документов, образующих договорно-правовую базу Таможенного союза. Среди них соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании, о вывозных таможенных пошлинах в отношении товаров, поставляемых в третьи страны, о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Эти документы устанавливают единый режим торговли стран-участниц Таможенного союза в отношении третьих стран и предусматривают постепенную передачу полномочий по регулированию внешней торговли наднациональному органу - комиссии Таможенного союза. По поручению президентов трех стран Таможенный союз должен полноценно заработать в 2010 году. Однако, по мнению политологов, данные сроки условны. Президент Института развития Казахстана Магбат Спанов говорит «&», что эта дата необходима лишь как ориентир. «Создать Таможенный союз к 2010 году просто нереально. Начиная с 2004 года каждое правительство обещает нам вхождение в ВТО, в итоге же конца и края этому процессу пока не видно. То же самое получается и здесь», - отмечает он. По его словам, в Казахстане, Беларуси и России существуют значительные различия в экономических системах и формах госуправления, что создает вынужденные трудности на пути приведения национальных экономических законодательств к единому стандарту. Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков, в беседе с «&» также прогнозирует задержку сроков, связывая ее с определенными разногласиями между тремя странами. В частности, отношения Беларуси и России, осложненные вопросами с газом, усугубляются тем, что, по мнению Минска, Москва в Таможенном союзе планирует играть главенствующую роль. Г-н Сатпаев обращает внимание и на то, что в последнее время российские официальные лица очень часто заявляли, что создание единого таможенного пространства с участием России, скорее всего, будет протекать интенсивнее после ее вхождения в ВТО. Более того, возникали опасения, что, вступив в ВТО, Россия пересмотрит некоторые положения Таможенного союза. «Учитывая, что сейчас Казахстан и Россия ведут активные переговоры по вступлению в ВТО, понятно, что если они туда вступят, некоторые положения единого Таможенного союза будут изменены, так как правила ВТО окажутся в приоритете», - считает политолог. По его словам, даже внутри России на уровне официальных лиц до сих пор идут споры, стоит ли России сейчас создавать единое таможенное пространство или же ей лучше подождать пропуска в ВТО. «Согласование всех этих вопросов займет более длительный период, так как каждая из сторон будет лоббировать свои экономические интересы», - заключает он. Еще во время саммита глав государств ЕврАзЭС, состоявшегося в октябре прошлого года в Таджикистане, возникли разногласия по поводу формирования наднационального органа - комиссии, в рамках которой будут вырабатываться ключевые механизмы практической работы Таможенного союза, напоминает г-н Сатпаев. «У Казахстана и Беларуси возникли подозрения, что Россия ставит своей целью подмять наднациональный орган под себя. Тем более что Россия лоббирует так называемую процентную систему распределения голосов, по которой она имеет гораздо большую возможность влияния на работу наднационального органа, чем Казахстан и Беларусь», - добавляет политолог. По его словам, в этом есть определенная опасность. «Появление наднационального органа, который курировал бы те или иные межнациональные экономические процессы на территории бывшего Советского Союза, являлось основной причиной, почему многие страны СНГ высказались против создания Таможенного союза. Они рассматривали этот орган как угрозу суверенитету», - подчеркивает г-н Сатпаев. Его мысль продолжает г-н Спанов, полагающий, что Казахстан такими темпами может лишиться независимости. «Создание наднациональных органов - это расставание с частью суверенитета», - считает он. Эксперт не сомневается, что Россия будет преследовать свои интересы. «Существует такая тенденция: чем больше возможности страны, тем больше ее давление. Конфликты интересов неизбежны, но компромисс всегда возможен», - полагает, тем не менее, г-н Спанов. В свою очередь г-н Сатпаев отмечает, что Россия сейчас реализует очень жесткую экономическую политику. По его словам, Москва будет пытаться всеми силами лоббировать свои экономические интересы в рамках единого таможенного пространства, что вызовет противодействие, в частности со стороны Казахстана. «Быть государством, идущим в фарватере российской экономической политики, Казахстан не хочет, и в этом есть открытый потенциал для конфликта», - констатирует г-н Сатпаев. При этом г-н Сатпаев предупреждает об опасности того, что Таможенный союз так и не будет создан. По его словам, пример Евросоюза показывает, что создание полноценных экономических объединений и интеграционных проектов возможно между государствами, относительно равными по уровню экономического развития и взаимодополняющими друг друга. «Сейчас же Россия и Казахстан фактически конкуренты на мировом рынке сырья. И эта ситуация будет мешать установлению более тесных контактов», - резюмирует эксперт.
Оксана Щербакова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |