|
|
|
Источник: Интернет-издание Washington ProFile (www.washprofile.org)
01.02.2008 Риторика президентов
Президент США может любить или не любить публичные выступления. Однако без них он не сможет успешно управлять страной. Историк Артур Шлезингер\Arthur Schlesinger в книге "Имперское Президентство"\The Imperial Presidency отмечает, что речи президентов играют чрезвычайно важную роль. По его мнению, чтобы быть успешным, президент обязан продемонстрировать две вещи: во-первых, показать, что он обладает определенным видением ситуации и стратегией; во-вторых, объяснить американскому обществу причины своих действий. В этой связи Шлезингер сравнивает президентов Джимми Картера\Jimmy Carter и Рональда Рейгана\Ronald Reagan. По мнению Шлезингера, Картер обладал независимым взглядом на вещи и пытался провести ряд важных шагов во внутренней и внешней политике. Однако он не любил публичных выступлений. В результате, его популярность в США была низкой, а его успехи на посту президента - весьма незначительными. В свою очередь, объем знаний Рейгана был меньше, чем у Картера, однако Рейган (его называли "великим коммуникатором") умел увлекать и воодушевлять публику. В результате, имидж Рейгана не страдал даже после очевидных провалов, а его успехи на посту президента оказались большими, чем у Картера. По данным историка Лин Рагсдэйл\Lyn Ragsdale, автора книги "Статистика Президентства"\Vital Statistics on the Presidency, разные президенты США проявляли разный уровень ораторской активности (она проанализировала статистику с начала 1920-х годов до середины 1990-х и учитывала только важные речи). Наиболее велеречивым хозяином Белого Дома стал Ричард Никсон\Richard Nixon, который ежегодно произносил 8.1 важных речей. Герберт Гувер\Herbert Hoover, наоборот, предпочитал хранить молчание - 1.8 речи за год правления. Для сравнения, для Билла Клинтона (учтен только первый срок президентства) этот показатель равен 3.5, для Джорджа Буша-старшего\George H. W. Bush - 4.3, для Рональда Рейгана (второй срок) - 6.8. С другой стороны, все это время неуклонно росло число появлений президентов США на публике и их общений с народом. К примеру, если Гувер (правил США в 1928-1932-е годы) выходил "в народ", в среднем, 100 раз в год, то Клинтон - 343 раза. Безусловно, активность президентов зависела от многих факторов, в том числе и состояния их здоровья, однако однозначно, что каждый последующий глава США выступал и отвечал на вопросы соотечественников чаще и дольше, чем его предшественник. Еще одна любопытная особенность: эта тенденция не прослеживается при анализе количества пресс-конференций, в которых участвовали президенты. Франклин Рузвельт\Franklin Roosevelt давал по 83 пресс-конференции в год, "разговорчивый" Никсон - только 8, а Клинтон - 30. Линн Рагсдэйл в книге "Президенты и Пресса"\The Presidency and the Press: Negotiating Newsworthiness at the White House, доказывает, что удачная речь, транслировавшаяся по ТВ, способна повысить рейтинг президента на 3%. Пол Брэйс\Paul Brace и Барбара Хинкли\Barbara Hinckley, авторы книги "Следуя за Лидером"\Follow the Leader: Opinion Polls and the Modern Presidents, еще более высоко оценивают потенциал речей - по их данным, рейтинг президента может вырасти на 6%. Также есть исследователи, которые скептически относятся к риторическому инструменту в руках президента. Так, социологи Деннис Саймон\Dennis Simon и Чарльз Остром\Charles Ostrom в середине 1990-х годов опубликовали ряд статей, в которых доказывали, что ораторское искусство президентов не влияет на их популярность. Джордж Эдвардс\George Edwards, автор книги "Обращение к Неслышащим"\On Deaf Ears The Limits of the Bully Pulpit, доказывает, что в подавляющем большинстве случаев речи президентов оказывались неспособны в долгосрочной перспективе повлиять на настроения американцев. Исключением являются некоторые вопросы внешней политики, но и здесь эффект речей краткосрочный, а не долгосрочный. Джим Куйперс\Jim Kuypers, автор книги "Кризисная Риторика Президентов и Пресса После Окончания холодной Войны"\Presidential Crisis Rhetoric and the Press in the Post-Cold War World, пришел к интересному выводу. По его мнению, в эпоху Холодной войны роль выступлений президентов была большей - дело в том, что для американцев была, в целом, понятна суть противостояния с СССР. Поэтому президенты лишь различным образом иллюстрировали и дополняли эту позицию. После краха СССР ситуация в мире необычайно усложнилась и роль заявлений президента уменьшилась: первую скрипку стали играть средства массовой информации, которые, в свою очередь, косвенно манипулируют содержанием речей президентов (то есть, президенты вынуждены говорить о том, что волнует прессу, а не пресса пишет о том, что волнует президентов). Куйперс также указывает, что в периоды кризисов все речи президентов США строятся на основании трех постулатов: 1. ситуация полностью под контролем, 2. новый фактор повлиял на ситуацию, но я ожидал его проявления 3. я знаю, как решить возникшие проблемы. Есть несколько типов речей, которые обязан произносить каждый президент страны. При вступлении в должность новый глава США произносит "инаугурационную речь"\Inaugural Address. Эту речь традиционно транслируют большинство теле- и радиокомпаний США, а крупные газеты перепечатывают ее текст полностью. Считается, что именно это выступление позволяет понять приоритеты нового главы страны. Спичрайтеры пытаются добавить в инаугурационную речь яркую фразу, которая станет лейтмотивом политики нового президента. Джон Кеннеди\John Kennedy произнес широко цитируемую фразу: "Не спрашивайте, что ваша страна сделала для вас. Спросите - что вы можете сделать для вашей страны!". Рональд Рейган в инаугурационной речи заявил, что "правительство - это не способ решения проблем. Правительство - это проблема". Джордж Буш-старший попросил американцев, чтобы "лицо нации стало более добрым, а лицо мира - более великодушным". Билл Клинтон, в свою очередь, призвал "делать то, что Америка умеет лучше всего: предлагать больше возможностей для всех и требовать больше ответственности от каждого". Вторая речь, относящаяся к "обязательной программе" президентов - "Послание к Конгрессу"\State of the Union, которую произносят в начале каждого года - в январе. Как и инаугурационные речи, "Послание к Конгрессу" обычно собирает огромную аудиторию слушателей. Главная цель речи - обозначить приоритеты развития США на предстоящие 12 месяцев. Обычно эту речь начинают готовить за несколько месяцев до ее произнесения. Кроме этого, президенты в обязательном порядке произносят речи на съездах (конвенциях) своих партий\Presidential Nomination Acceptance Speeches. Это делается в преддверии новых выборов - однопартийцы формально одобряют кандидатуру действующего главы страны в качестве официального кандидата своей партии. Конвенционные речи, как правило, строятся по простой схеме: президент докладывает о своих успехах на поприще управления страной и строит планы на будущее. Трансляции с партийных съездов также привлекают большое внимание жителей США и поэтому считаются особо важными - они во многом влияют на результаты будущих выборов. Существует также традиция еженедельного радиообращения президента к народу\Saturday Radio Addresses, которые выходят в эфир по субботам. Как правило, они посвящены разговору о текущих проблемах страны. Подобные речи должны быть легки для восприятия и часто снабжены шутками. Менее известны выступления в Розовом Саду Белого Дома\Rose Garden Speeches. Речи, произносимые в саду, как правило, посвящены приятным событиям - поздравлению спортсменов, ученых, общественных деятелей, встречам с различного рода делегациями американцев и пр. Соответственно, эти речи значительно более короткие, более развлекательные по содержанию и, редко цитируются политологами и историками. Иной тип речи произносится при назначении президентом кандидата на высокую государственную должность (предложенная им кандидатура должна получить одобрение Сената\US Senate). Президенты кратко объясняют, какие задачи должно решать то или иное ведомство, и доказывают, что кандидат идеально подходит для решения подобных задач. 01 Февраля 2008 Washington ProFile
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |