|
|
|
01.02.2008 Нам есть что позаимствовать у немецких коллег - судья Верховного суда Адил Куркбаев
АСТАНА. 1 февраля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - Президент Казахстана Н.А.Назарбаев в своем Послании народу «Новый Казахстан в новом мире» указал, что одним из важнейших направлений реформ в нашей стране станет совершенствование судебно-правовой системы. Во исполнение поручений Главы государства, в Казахстане уже введен суд присяжных, арест будет санкционироваться судом. Как и подчеркивал Президент, мы постепенно переходим к судопроизводству современного и открытого типа. В связи с этим очень важно знакомство наших судей с судебной практикой развитых стран, изучение опыта зарубежных судов в решении тех или иных вопросов. По приглашению Немецкого общества по техническому сотрудничеству, в рамках проекта «Поддержка правовой и судебной реформы в странах Центральной Азии» состоялась поездка в Германию представителей Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. О системе обучения юристов в Германии в беседе с нашим корреспондентом рассказывает судья Верховного суда РК Адил Куркбаев, возглавлявший казахстанскую делегацию. - Программа визита была определена в соответствии с его целью, которая заключалась в ознакомлении с системой юридического образования в Германии, изучении опыта подготовки судей. Мы посетили Высший суд Федеральной земли Берлин, где нас ознакомили с системой подготовки юристов в Германии, стажировки, отбора кандидатов в судьи, процедурой их назначения на должность. В офисе Берлинского бюро Немецкого общества по техническому сотрудничеству состоялась беседа с доктором Гердом Магером. Мы обсудили с ним основы научного подхода к процессу обучения, вопросы мотивации обучаемых, условий обучения, значения кандидатуры преподавателя, его восприятия аудиторией, планирования занятий, особенностей отдельных форм обучения. Мы также присутствовали на судебных разбирательствах участкового суда Тиргартен, на занятиях в Немецкой судебной академии в Вустрау. По инициативе представителей Верховного суда Казахстана проведена встреча с директором Академии Дагмар Миттлер, которая предоставила общую информацию о системе повышения квалификации судей и прокуроров в Германии и ответила на все наши вопросы. Академия является надрегиональной организацией по повышению квалификации судей всех сфер подсудности и прокуроров. К слову, в Германии на федеральной службе состоит свыше 500 судей, на уровне земель - около 20500. Академия была создана в 1973 году путем заключения административного соглашения между Федерацией и федеральными землями с местом нахождения в городе Трире. После присоединения новых земель Академия была расширена с определением второго места заседаний в городе Вустрау. - Чему учат судей в судебной Академии? - Примерно половина учебных часов отводится на юридические специализированные темы - гражданское право, уголовное право, специальная юрисдикция. Третья часть посвящается занятиям по межпредметной тематике, остальное время - вопросам социальной компетенции. А именно: методике ведения переговоров, организации работы судов, руководству персоналом и менеджменту. В течение учебного года в Академии обучается около пяти тысяч судей и прокуроров. Причем обучение проводится по желанию, судьи, как правило, проходят обучение один раз в четыре года. Программа обучения, то есть учебный план, заблаговременно рассылается заинтересованным лицам, которые вправе подать заявки на интересующие темы. Степень востребованности тех или иных занятий служит одним из критериев при формировании программы на предстоящий год. Помимо Академии, повышение квалификации судей обеспечивается силами учебных центров федеральных земель. - Что Вам показалось наиболее интересным в вопросах подготовки судей в Германии? - В первую очередь, меня впечатлила сама система юридического образования. Подготовка юристов там проводится в два этапа. Первый представляет собой обучение в университете продолжительностью 4-5 лет. Условием поступления является лишь наличие аттестата об окончании средней школы, оценки которого служат основным критерием отбора. Практически все учебные заведения по подготовке юристов - государственные, и предоставляют бесплатное образование. Учебная программа включает обязательные предметы: гражданское, уголовное, публичное право и процесс, социология, философия и история права. Студент сам вправе выбрать профилирующий предмет для углубленного изучения. Предусмотрены трехмесячная практика, семинары в небольших группах по риторике, развитию коммуникативных навыков. В ходе обучения каждые полтора-два года вузом проводятся промежуточные экзамены, используемые для отсева студентов. Все экзамены включают в качестве задания разбирательство дела. По окончании обучения проводится государственный экзамен в устной и письменной форме, принимаемый не вузом, а государственной экзаменационной комиссией соответствующей земли. В состав комиссии входят профессора высших учебных заведений, представители судов, органов юстиции, прокуратуры и другие практические работники. Те студенты, которые считают себя готовыми к сдаче экзаменов, подают заявление в комиссию, приложив документы о сдаче промежуточных экзаменов в вузе. Кандидаты сдают семь экзаменов продолжительностью по пять часов каждый в течение двух недель. Экзамены проводятся анонимно и представляют собой письменное решение практических задач по разным отраслям права. После сдачи государственного экзамена предусмотрено практическое обучение, и место практики кандидаты выбирают сами. К примеру, высшим земельным судом проводятся семинары, на которые претендует где-то шестьсот кандидатов на двести мест. Это дает возможность отобрать лиц, имеющих наиболее высокие результаты экзаменов. При прочих равных условиях стажировка осуществляется по очереди с момента подачи заявления. Большинство кандидатов ожидает в течение года. После получения места им обеспечивается государственная поддержка, примерно в размере 700 евро в месяц. В ходе четырехмесячной стажировки в суде, кандидат, закрепленный за конкретным судьей, посещает семинары, выполняет три письменные работы, по итогам которых получает оценки от судьи, а также от участия в семинаре, и эти оценки могут приниматься во внимание при проведении второго экзамена. - После стажировки в суде кандидат считается подготовленным к судебной деятельности? - Нет. Он сначала стажируется в прокуратуре в течение 3,5 месяца, затем столько же в государственном административном органе, где обучается навыкам общения с гражданами. В завершение проводится девятимесячная стажировка у любого адвоката. Таким образом, через 20 месяцев юрист должен написать семь контрольных работ, которые длятся по пять часов в течение двух недель. Работа представляет собой разбор конкретных дел, из которых два - по гражданскому праву, два - по уголовному, два - по административному и один - по выбору экзаменуемого. В некоторых землях включается трудовое или социальное право. Задание может заключаться в выполнении функции судьи, прокурора или адвоката и имеет достаточно высокую степень сложности. Стажер должен знать нормы законодательства и судебную практику, причем не только нормативные предписания Германии, но и любых стран Европейского Союза. Из семи экзаменов кандидат должен выдержать хотя бы четыре. После сдачи письменных экзаменов человек около четырех месяцев ждет устного экзамена. В это время продолжается стажировка по юридической специальности. Устный экзамен проходит в форме презентации по избранной теме, при этом экзаменаторами могут быть заданы вопросы по любому направлению. В целом экзамены сдают лишь около 75 процентов кандидатов. Остальная четверть вправе вновь пройти обучение в течение четырех месяцев, и повторно сдавать семь экзаменов. Провалившие экзамен не имеют права работать или повторно обучаться в вузе по юридической специальности. После экзаменов лица обращаются с заявлениями о принятии на работу по избранной специальности. При этом примерно 70-80 процентов становятся адвокатами. - А если человек хочет стать судьей? - В таком случае он может быть приглашен на собеседование. Замечу, при этом имеют значение не только результаты экзаменов, но и социальная приверженность: наличие опыта работы в социальной сфере, наличие обязательств перед политическими партиями, личностные качества. В среднем на одно место имеется четыре претендента. Изучаются представленные кандидатом материалы, количество которых составляет от 10 до 20 документов. Вывод о том, приглашать лицо на работу или отказать ему в этом, направляется на заседание Совета судей, который может его одобрить или, наоборот, не согласиться. Затем материалы направляются в специальный комитет, состоящий из судей, адвокатов и прокуроров. Состав комитета выборный и формируется согласно закону о выборе судей. - Наверное, после такого отбора не остается никаких сомнений в профессиональных качествах судей? - Тем не менее, судьи назначаются с испытательным сроком, в течение которого они могут быть уволены. Лишь по окончании испытания применяется пожизненное назначение. Только после этого может подаваться заявление о переходе в вышестоящий суд, что опять предполагает проведение процедур согласования и назначения. Следует отметить, действия совета и комитета при отборе кандидатов в судьи могут быть оспорены в административном суде, путем подачи конкурентного иска. - Как Ваши коллеги в Германии оценивают опыт развития и реформирования судебной системы Казахстана? - Немецкая сторона отмечает намерения Казахстана по внедрению интерактивного обучения, новых практических и методических навыков, отвечающих современным тенденциям юридического образования и повышения квалификации. Участники встреч подчеркнули актуальность профессиональной подготовки и высокой квалификации судейских кадров как необходимого условия независимого и справедливого правосудия. В беседах акцент был сделан на возможности более широкого участия Верховного суда в юридической подготовке студентов и кандидатов в судьи. В этом плане представитель Немецкого общества по техническому сотрудничеству, судья участкового суда Тиргартен Вольфрам Эберхард особо отметил усилия Казахстана, в том числе деятельность координатора учебных программ Верховного суда, выразил надежду на дальнейшее сотрудничество, обмен опытом с другими государствами центрально-азиатского региона. В целом, нам есть, что позаимствовать у немецких коллег. К примеру, германский опыт организации юридического экзамена и экзамена на должность судьи может быть использован при обсуждении правовой регламентации аналогичных процедур в Казахстане. На наш взгляд, в рамках сотрудничества с проектом Немецкого общества по техническому сотрудничеству было бы эффективным проведение специальных семинаров для судей, преподавателей и магистрантов Института правосудия. Кроме того, представляется целесообразным организовать повышение квалификации казахстанских судей в Немецкой судебной академии по отдельным программам обучения. - Спасибо за интервью.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |