|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
01.02.2008 Потребитель модернизирует железную дорогу «Казахстан Темир Жолы» (КТЖ) в течение 5 лет будет ежегодно на 15% повышать тарифы на грузоперевозки. Предприниматели опасаются, что удорожание транспортировки вызовет новый всплеск цен на товары. Представители логистических компаний в свою очередь считают, что число желающих перевозить грузы железной дорогой через Казахстан заметно уменьшится. Решение о повышении тарифов на ж/д услуги было одобрено на заседании правительства. Министр транспорта и коммуникаций Серик Ахметов считает, что рост цен на услуги КТЖ необходим для модернизации железнодорожной отрасли в рамках инвестиционной программы на 2008-2012 годы. Увеличение тарифов коснется в основном экспорта и импорта грузов в международном сообщении. При этом министерство не собирается повышать тарифы на перевозку социально значимых грузов: зерна, угля и сельхозпродукции. «Повышение тарифов обязательно отразится на цене конечного продукта. Потому что Казахстан - страна с большой территорией, а заводов, производящих продукцию на местах, немного», - сказал в беседе с «&» генеральный директор АО «Vita» Петр Потапов. В качестве примера г-н Потапов приводит компанию Vita, часть заводов которой расположена в Алматы, а другая - в Кыргызстане. Компания вынуждена перевозить свои грузы через огромные территории. «Железнодорожные расходы составляют немалую часть от стоимости товаров. Конечно, цена не поднимется на 15%, скорее всего, вырастет в пределах 2%», - предположил г-н Потапов. Такого же мнения придерживается президент Raimbek Group Раимбек Баталов. По его мнению, все повышения тарифов моментально сказываются на потребителях, потому что это одна из статей расходов. «Затраты подсчитываются, а затем включаются в конечную цену продукции. Не исключаю, что данный шаг КТЖ приведет к новому росту цен», - выразил свое мнение предприниматель. «Повышение тарифов может негативно сказаться на росте грузоперевозок через Казахстан. Тем более что существуют альтернативные пути, например, Транссибирская магистраль или маршруты через Монголию», - говорит в интервью «&» специалист по логистике Калвис Витолиньш. Он считает, что в целях экономии грузоотправители могут попросту выбрать иной маршрут доставки своих товаров, в обход Казахстана. Г-н Витолиньш подчеркивает, что компаний, на данный момент использующих казахстанские маршруты, и так не очень много. По его мнению, проблему железнодорожной отрасли можно было бы решить двумя путями: первый - повысить тарифы на грузоперевозки, второй - увеличить объем этих самых перевозок, подписав договоры с международными перевозчиками, а уже впоследствии выделить деньги на ремонт путей. «Похоже, руководство КТЖ выбрало первый, не самый удачный вариант решения проблемы», - констатирует г-н Витолиньш. Председатель Ассоциации национальных экспедиторов Казахстана Нигматжан Исингарин придерживается прямо противоположного мнения. Он считает, что рост тарифов не отразится на объеме перевозок. «Угроза объему перевозок в другом - дефиците железнодорожных вагонов. Их производство в России и Украине не покрывает потребность самих этих государств», - утверждает г-н Исингарин. Он уверен, что правительству необходимо срочно решать вопросы создания собственного производства грузовых вагонов. Повышение тарифов позволит КТЖ привлечь около 680 млрд. тенге. «Это даст компании возможность оздоровить около 3 тыс. километров железнодорожной магистрали, приобрести около 480 единиц локомотивов и более 23 тыс. грузовых вагонов», - прокомментировал повышение расценок глава Минтранскома. Представители бизнеса в свою очередь обращают внимание на то, что любая уважающая себя компания всегда старается изыскать деньги на обновление своих производственных мощностей, но тогда такие инвестиции позволяют увеличить производительность труда. В конечном счете компания должна выигрывать за счет повышения эффективности, а не за счет роста цен на свои услуги. Если компания нуждается в инвестициях, то для этого существуют займы и вложения акционеров, полагают эксперты. Совсем необязательно перекладывать реализацию своей инвестиционной программы на плечи потребителей. Справка По итогам 2007 года КТЖ получила 14,1 млрд. тенге чистой прибыли против 22,4 млрд. тенге, полученных в 2006 году. Причиной такого снижения в компании назвали увеличение расходов на ремонт основных фондов, куда было выделено около 10 млрд. тенге.
Дамир Мухаметов
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |