|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
05.02.2008 Дорожные знаки некомпетентности
Много вопросов за последние два года породили прокурорские проверки, касающиеся соблюдения законности в работе дорожной полиции Восточно-Казахстанской области. И главный из них: чего больше в обнаруженных нарушениях — некомпетентности, халатности или коррупции, пока остается без ответа. Не случайно заместитель областного прокурора Турсун Велиев, выслушав на очередной коллегии прокуратуры доклад о результатах еще одной проверки, в сердцах заметил: «Дорожная полиция у нас — государство в государстве. Не для кого не секрет, что многие вопросы решаются через эту службу. И она начинает чувствовать себя элитным подразделением, для которого закон вроде и не писан». И поручил провести тщательное расследование по ряду обнаруженных вопиющих фактов. В частности, на территории специализированного склада КГКП «Управление делами акимата города Усть-Каменогорска», где находится штрафная стоянка, куда помещаются задержанные дорожными полицейскими автомобили, работники прокуратуры насчитали более 250 автомашин. Причем на 25 из них не было никаких документов, подтверждающих правомерность их содержания. Журнал учета транспортных средств, водворенных на территорию специализированного склада, также не ведется. По регистрационным журналам ОДП УВД Усть-Каменогорска, фиксирующим задержание автотранспортных средств, эти 25 автомашин не значатся. Из-за отсутствия на них государственных номеров установить собственников этих машин невозможно. — А может быть это угнанные автомобили? — резонно предположил заместитель прокурора области Турсун Велиев. Ведь кому-кому, а инспекторам дорожной полиции должно быть известно, что при постановке автомобиля на штрафную стоянку они должны составить соответствующий акт, в котором указать не только фамилию владельца, его адрес и телефон, но и нарушение, за которое применена санкция. С другой стороны — штрафная стоянка все же государственное предприятие. Почему же его руководитель не забил тревогу о том, что на его территории бесхозные автомобили? Все просто. Как объяснил нынешний директор КГКП Асхат Мухаметкалиев, он недавно назначен на эту должность. А журнал регистрации канул вместе с бывшим директором. И акта приема-передачи всего этого хозяйства составить не удалось. А на нет, говорят в народе, и суда нет. Только прокуратура эту народную мудрость решила опровергнуть и довести расследование до логического финала. А дабы подозрительные машины не исчезли со стоянки также «невидимо», как и туда попали, их зафиксировали и в акте, и на фотоснимках. Подозреваю, после расследования много нам «открытий чудных» узнать смиренно предстоит... Впрочем, и на коллегии «открытий», дающих информацию к размышлению, оказалось немало. Например, как объяснить тот факт, что одних водителей за не очень серьезные нарушения Правил дорожного движения инспектора направляли на пересдачу экзамена для проверки знаний ПДД или лишали водительских прав (хотя Кодексом об административных правонарушениях такая санкция за это не предусмотрена), а других злостных нарушителей сами же и покрывали? К примеру, пятого октября прошлого года водитель А. Алексеев превысил скорость, за что должен был получить предупреждение или штраф от одного до двух МРП. Несмотря на это, при составлении административного материала у А. Алексеева было необоснованно изъято водительское удостоверение. Зато в Семее водитель С. Грищенко почему-то возымел у инспекторов странный иммунитет от серьезного наказания в виде лишения прав, хотя в течение прошлого года десять раз (!) нарушал Правила дорожного движения. Аналогичные изъяны выявлены в ОДП УВД Семея более чем в 15 административных материалах, где одни и те же автовладельцы привлекались от четырех до десяти раз за различные нарушения ПДД. Установлены и факты, когда отдельные водители, лишенные судом права управления транспортными средствами, злостно не исполняя судебные решения, продолжали колесить по дорогам без водительских удостоверений. И что удивительно, это удалось обнаружить прокуратуре по материалам дорожной полиции, сотрудники которой умудрялись привлекать этих лиц к административной ответственности за... другие нарушения ПДД. Подобные случаи обнаружены практически во всех регионах области. Что за этим — незнание законов или нечто другое? А может быть, и то и другое? Например, в Семее, на центральной улице, от перекрестка до перекрестка, были установлены противоречащие друг другу дорожные знаки. По этой трассе каждый день ездили и работники дорожной полиции, которые этого не замечали. А может быть, делали вид, что не замечают. Ведь так удобно: штрафуй себе водителей и с одной, и с другой стороны! Вот вам и показатель отношения к делу... По причине некачественной подготовки полицейскими административных материалов каждое второе дело возвращается из судов без рассмотрения. «И нарушители уходят от ответственности!» — с возмущением констатировали низкий уровень квалификации дорожных инспекторов члены коллегии областной прокуратуры. Доказательством тому служат прямо-таки анекдотичные примеры: на перегонщика скота был составлен протокол о нарушении ПДД как на водителя автотранспорта, человек выпал из автобуса, а в протокол записали совсем другое... Еще одна причина безнаказанности виновников роста ДТП — грубейшие нарушения сроков рассмотрения административных дел. Особенно этим отличился ОДП ГОВД Риддера. Волокита на протяжении от трех до девяти месяцев здесь считается нормой. Из-за истечения срока исковой давности специализированным административным судом города прекращено производством большое количество административных материалов, а правонарушители освобождены от ответственности. Подобная ситуация и в ОДП Шемонаихинского района. — Может быть, полицейские специально держат нарушителей на крючке, чтобы «клиент созрел» для определенных действий? — высказал «крамольное» предположение Турсун Велиев. Заместитель начальника управления дорожной полиции Восточно-Казахстанской области Виктор Семенов множество обнаруженных прокуратурой нарушений «списывает» на большую текучесть кадров и частые поправки в законах, которые полицейские не успевают усвоить. Наверное, есть и это. Хотя, как известно, незнание закона не освобождает от ответственности. Правда, на сей счет у руководителей некоторых подразделений дорожной полиции есть свое мнение. Они всячески стараются увести от наказания провинившихся подчиненных. К примеру, начальник отделения административной практики управления дорожной полиции Гульнара Бергалиева в своей справке по результатам проверки Усть-Каменогорского городского отдела ДП поставила вопрос о дисциплинарной ответственности отдельных должностных лиц за допущенные нарушения. Однако названные лица так и не были наказаны. Подобную же реакцию на попытки призвать к ответственности нерадивых работников дорожной полиции встречали и представители других контролирующих органов. Следствие такой политики соответствующее — дисциплина «хромает». В некоторых районных подразделениях плановые мероприятия не исполняются или просто переписываются из квартала в квартал ради галочки. Да и в самом управлении дорожной полиции, оказывается, не очень взыскательны к своим сотрудникам. Во всяком случае, если судить по отчетам, то за девять месяцев прошлого года в управление с жалобами на неправомерные действия инспекторов обратилось всего четыре гражданина. Однако, согласно журналу входящей корреспонденции, таких заявлений было почти в четыре раза больше. Остается надеяться, что углубленная проверка прокуратуры все же позволит дать четкий ответ, халатность или коррупция мешает наведению порядка на дорогах Рудного Алтая...
Виктория ШЕВЧЕНКО, Восточно-Казахстанская область
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |