|
|
|
Источник: Газеты «Известия-Казахстан» (www.izvestia.kz)
05.02.2008 Дистанционное образование нам не по карману
Несколько лет назад в Казахстане всерьез обсуждался вопрос о замене заочной формы обучения на дистанционную. Многие вузы поспешили воплотить эту идею в жизнь, однако, что бы ни обещала абитуриентам реклама, сегодня полноценного дистанционного образования в стране нет. И, похоже, в обозримом будущем не будет. По мнению экспертов, создание системы дистанционного образования практически невозможно без государственной поддержки. В Европе и США история дистанционного образования насчитывает уже несколько десятилетий. Так, например, один из пионеров в данной области Французский национальный центр дистанционного обучения был основан еще в 1939 году. За это время западные вузы испробовали множество форм обучения на расстоянии, но все же сегодня главным принципом качественного дистанционного образования считается интерактивность. К слову, именно этот критерий приводили в качестве основного довода сторонники замены заочного образования дистанционным. Причем современная модель дистанционного обучения подразумевает не только более тесный, по сравнению с заочной формой обучения, контакт с преподавателем. Интерактивным должен быть сам процесс обучения. А как раз этого казахстанские вузы, несмотря на создание дистанционных групп, своим студентам гарантировать не могут. - У наших вузов нет контента - специальных материалов для дистанционного обучения, - утверждает директор департамента развития человеческого капитала Национального центра информатизации (НЦИ) Бахыт Шарипов. - Некоторые вузы размещают на своих сайтах отсканированные учебники, называя их электронными, и выдают это за дистанционное образование. Но само построение электронного учебника кардинально отличается от обычного, там заложены совсем иные принципы воздействия, он должен быть интерактивным. По информации НЦИ, электронные учебники сейчас есть только у одного технического вуза, да и то пока только по одной специальности. Впрочем, создание подобных учебных пособий - дело трудоемкое и довольно затратное. Так, над созданием каждого электронного учебника трудится целая команда специалистов - авторы, программисты, дизайнеры, методисты, научные консультанты и дикторы (электронный учебник можно не только читать, но и слушать). Кроме того, электронные учебники содержат тестовые вопросы и задания, лабораторные работы. Интерактивность же данных учебных пособий заключается в контроле процесса обучения: если студент не справляется с тестовым заданием, «умный» учебник рекомендует ему вновь изучить заданную тему. Кроме того, дистанционное образование подразумевает постоянное общение с преподавателем-тьютором как в on-line, так и off-line режимах. У нас же во многих высших учебных заведениях за дистанционное обучение выдают совсем другие образовательные формы, например учебное телевидение. Так, в филиалах одного алматинского вуза студенты-дистанционщики обучаются по телевизионным лекциям, в другом - по присылаемым тематическим брошюрам. Экзамены при этом сдают стандартно в конце семестра, тогда как при дистанционной форме обучения должен существовать гибкий график обучения. - Существует еще одна серьезная проблема - подготовка преподавателей для дистанционного обучения, - говорит директор департамента методологии и стандартизации НЦИ Елена Артыкбаева. - При данной форме обучения преподаватель - уже не источник информации, потому что студент самостоятельно обучается, он выступает в роли наставника - тьютора. Такие специалисты должны не только помогать учащимся, но и уметь самостоятельно разрабатывать дистанционные курсы. Как пояснила Елена Артыкбаева, сейчас Центр информатизации совместно с Республиканским институтом повышения квалификации готовит в качестве тьюторов школьных учителей. А из всех существующих вузов только один выразил желание подготовить подобных специалистов. Получается, что сегодня многочисленные высшие учебные заведения республики не обладают ни методиками, ни материалами, ни кадрами для дистанционного обучения студентов. И хотя такая форма дешевле очной и заочной, все же стоит взвесить все «за» и «против», прежде чем поступать на дистанционное отделение. Вряд ли изменится сложившаяся ситуация в будущем, по крайней мере, без существенной финансовой поддержки. Так, разработка, тиражирование и сопровождение каждого дистанционного курса, по данным ЮНЕСКО, требует от 20 до 150 тысяч долларов вложений. Таким образом, создание фонда курсов дистанционного обучения выльется в несколько миллионов, а то и миллиардов долларов…
Вместо постскриптума
Однако подвижки в сфере дистанционного образования все же есть. Так, казахстанские школьники могут сейчас самостоятельно заниматься по многим предметам, а главное - готовиться к ЕНТ на специальном портале дистанционного образования для школьников (http://moodle.nci.kz/). В качестве тьюторов там выступают ведущие учителя страны, которые помогают школьникам искать ответы на все интересующие их вопросы. Причем обучение на сайте абсолютно бесплатное. - Этот проект при поддержке ЮНЕСКО действует с прошлого года, - рассказывает Бахыт Шарипов. - С помощью этого портала школьник может получить больше знаний, чем заложено в учебной программе. Ведь часто абитуриентам не хватает школьных знаний для поступления в вуз. Кроме того, дистанционное школьное образование незаменимо для сельских школ, где нередко не хватает учителей. Сейчас на сайте представлен еще не весь спектр школьных предметов. Однако, как заверили в НЦИ, портал будет расширяться, а также дистанционные курсы будут переведены на казахский язык. Кроме того, уже 60 процентов школьной программы выпущено в формате электронных учебников. Как рассказала Елена Артыкбаева, электронные учебники по заказу Министерства образования бесплатно распространялись по школам, но были случаи, когда эти учебные пособия так и оставались в сейфах директоров и не доходили до учащихся. Поэтому сейчас их распространяют также через учителей-тьюторов.
Компьютерный ликбез
В странах Восточной Европы навыками компьютерной грамотности владеет больше половины населения, в Западной Европе - около девяноста процентов. Там такой показатель считается низким, а потому государство платит слушателям курсов информатики. В Казахстане, согласно государственной программе снижения информационного неравенства, за три года компьютерно грамотной должна стать пятая часть населения. Казахстанцам, конечно, за тягу к знаниям никто платить не будет. Однако овладеть элементарными навыками обращения с компьютером учат бесплатно. Школы для взрослых действуют при районных акиматах. В прошлом году там обучались безработные и бюджетники, в этом - в основном госслужащие. К слову, для чиновников в 2009 году знание компьютера станет обязательным. В дальнейшем сертификат о владении компьютерными навыками, как пояснили в Национальном центре информатизации, станет и для других категорий служащих столь же необходимым документом, как и трудовая книжка. В частности, сейчас НЦИ готовит тренеров по обучению компьютерной грамоте военнослужащих. Также сотня подготовленных специалистов будет обучать сотрудников железнодорожной отрасли. Новоиспеченные пользователи смогут обучаться и дистанционно. Для них действует бесплатный портал компьютерной грамотности (http://www.compobuch.kz/). Там же все желающие могут пройти тестирование для подтверждения своих навыков. Результаты тестирования Национальным центром информатизации вносятся в протокол, на основании которого акимат выдает сертификат. Таким образом, каждый пользователь компьютера получит индивидуальный код, по которому работодатели в скором будущем смогут проверить уровень владения компьютером любого соискателя. Подтверждать свои знания обладателям сертификата нужно будет каждые три года. Как пояснили в НЦИ, это связано с тем, что информационные технологии ежегодно обновляются как минимум на пятнадцать процентов. Наряду с курсами компьютерного ликбеза и сайтом дистанционного обучения в прошлом году было выпущено более полумиллиона учебно-методических брошюр и столько же планируется выпустить в этом году.
Юлия Мамырбаева 01 фев 2008
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |