|
|
|
Источник: Газеты «Экспресс К» (www.express-k.kz)
Нелегалов квотой не обидишь
Премьер-министр Карим Масимов поручил органам внутренних дел республики в 2008 году усилить контроль в сфере миграции и не допустить роста преступности среди гастарбайтеров. Ежегодно миллионы жителей нашей планеты вынуждены срываться с насиженных мест в поисках лучшей доли под солнцем. Казахстан в силу своего экономического благополучия и не совсем равномерного его распределения можно назвать как импортером рабочей силы, так и ее экспортером.
Рынок труда
Среди стран СНГ наша республика наряду с Россией является главным импортером рабочей силы. В число же стран - поставщиков гастарбайтеров входят Узбекистан, Кыргызстан, Молдавия и Таджикистан. В мире существует две диаметрально противоположные точки зрения на проблему нелегальной миграции. Приверженцы первой, а их большинство, заявляют, что приезжие несут с собой только вред - повышение конкуренции на рынке труда, болезни, преступность и т.д. Вторые, в основном это хозяева нелегалов, относятся к проблеме трудоустройства гастарбайтеров с пониманием и всячески поощряют увеличение этого потока. Государство и правозащитники в данном споре решили занять позицию золотой середины, признав необходимость привлечения рабочей силы из-за рубежа, но ограничив ее квотой. К примеру, Россия пошла на сокращение эмиграционной квоты в связи с тем, что большинство приезжающих стремится в Москву и Санкт-Петербург (в 2008 году РФ примет более двух миллионов тружеников, что в три раза меньше, чем в прошлом году). В Казахстане же правительство увеличивает квоту на привлечение иностранной рабочей силы. В текущем году этот показатель составит 1,6 процента (в прошлом году было 0,8 процента) от экономически активного населения республики. Если воспользоваться статданными, по которым сегодня в нашей стране насчитывается около восьми миллионов так называемого экономически активного населения (ЭАН), то путем несложных арифметических действий можно подсчитать, что Казахстан планирует привлечь в 2008 году около 130 тысяч иностранцев. При этом если выезжающие за границу казахстанцы еще могут надеяться на легальное оформление своего нового статуса, то иностранцы, попавшие в нашу республику, полностью отдают себя на милость работодателя. - Гастарбайтеры у нас, с законодательной точки зрения, - пассивная сторона, - говорит представитель Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Виктория Тюленева. - А это значит, что трудовые мигранты не сами получают разрешение на работу, за них это делают работодатели. Таким образом, иностранцы сегодня могут устроиться на работу только к тем, кто имеет соответствующее разрешение, процедура получения которого, к слову сказать, достаточно обременительна. Получается своего рода замкнутый круг, который не решает главную проблему - большая часть трудовых мигрантов остается нелегалами.
Внешняя сила
По данным МВД, за последние пять лет количество ежегодно въезжающих в Казахстан иностранцев увеличилось в пять раз и составило в 2006 году около двух миллионов человек, а за семь месяцев 2007 года в республику въехало уже около полутора миллионов иностранцев. Подавляющее большинство (93 процента) из них составляют граждане стран СНГ. По словам вице-министра внутренних дел Алика Шпекбаева, в Казахстане только к 2015 году потребность в дополнительной рабочей силе составит порядка 500 тысяч человек. А по подсчетам международных организаций, у нас уже работает от 500 тысяч до миллиона нелегальных трудовых мигрантов. Ситуацию не исправила даже проведенная в 2006 году легализация. - Тогда легализовали иностранную рабочую силу работодатели, а затем мигранты столкнулись с неразрешимой проблемой, - поясняет Виктория Тюленева. - Ведь они, являясь зачастую сезонниками, работают на одного работодателя не больше шести-восьми месяцев и законно устроиться на работу к другому работодателю уже не могут. Для этого нужна другая амнистия, их должен легализовать другой работодатель. Потому неудивительно, что из легализованных в 2006 году 164 тысяч трудовых мигрантов на ноябрь 2007 года, по данным МВД, этот статус сохранили за собой только 93 тысячи. По подсчетам Международной организации по миграции, в Казахстане ежемесячный доход трудовых мигрантов в среднем составляет 200-400 долларов. Живут они в основном там же, где и работают, или в бараках, построенных в частном секторе, реже всего - в съемных в складчину квартирах. По этим же данным, гастарбайтеры в год отправляют на родину от 1000 до 1500 долларов каждый. В целом же в прошлом году трудовые мигранты вывели из казахстанской экономики порядка одного миллиарда долларов. И это только те средства, которые проходят по банковским проводкам. В условиях бурного роста экономики Казахстана особой социальной напряженности не вызывали ни количество гастарбайтеров, ни суммы вывозимого ими капитала. Поскольку, во-первых, казахстанцы не будут работать не только "на хлопке за 100 долларов", но и официантами и техничками за 200, а во-вторых, сумма даже в миллиард долларов не является смертельной для отечественной экономики. Ситуация резко изменилась в условиях кризиса ликвидности. Остановка большинства строительных площадок, а именно в эту область было привлечено больше половины трудовых мигрантов, привела к тому, что рабочие-строители стали переходить в другие отрасли, и не всегда законно. Что вызвало ответную реакцию со стороны государства. Так, в конце января вице-министр внутренних дел Алик Шпекбаев заявил, что по результатам оперативно-профилактических мероприятий "Нелегал", "Граница", "Мигрант" к ответственности привлечены 139 тысяч иностранных граждан, из страны выдворено более 16 тысяч, закрыт въезд семи тысячам иностранцев сроком на пять лет. Но подобные меры половинчаты, поскольку большая часть депортированных нелегальными путями возвращается назад. Поэтому правозащитники считают: во избежание ненужных недоразумений между гражданами РК и наемными мигрантами казахстанским властям необходимо провести исследование. Чтобы получить четкие ответы на вопросы: сколько и в какой сфере производства нужны мигранты, а в какой их появление нежелательно. Кроме того, существенно бы изменило ситуацию создание единого органа, контролирующего миграционные процессы, а также внедрение успешно апробированного россиянами опыта, когда разрешение на работу выдается непосредственно мигранту.
№ 258 (16406) от 05.02.2008 Виталий КРАСНОВ, Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |