|
|
|
Источник: Позиция.kz (www.posit.kz)
05.02.2008 Бегущие по «волнам»
- Все, приехали! - эта мысль первой приходит в голову каждому алматинскому водителю, попавшему в пробку. В часы пик стоят все: инспекторы дорожной полиции и проектировщики очередной развязки, топ-менеджеры крупных корпораций и рядовые строители. Способов борьбы с этим неминуемым явлением городской жизни предложено много. Но даже в самых развитых странах проблема дорожных заторов по-прежнему остаётся актуальной. Как разгрузить дороги южной столицы? Ответ на этот вопрос искала корреспондент «Позиции.kz». - Совсем, как у нас! - удивлённо восклицают гости из российской столицы. Алматы пока не вырос до размеров Москвы, но уже сейчас город утопает в дорожных заторах. Подсчитано: нынче среднестатистический алматинец тратит на дорогу вдвое больше времени, чем еще пять лет назад. Город становится все крупнее и богаче, растет и количество транспорта. Сейчас в Алматы зарегистрировано более полумиллиона автомобилей. Прибавьте к этому двести тысяч транзитных авто - и получите реальную картину. Заторы на дорогах - проблема не только Алматы, а всех мировых столиц. И в каждом мегаполисе борьба с пробками ведется по-своему. Во многом это зависит от особенностей застройки города. Например, в Москве так называемая радиальная планировка, и чтобы разгрузить центр, москвичи построили в свое время три кольцевые дороги. В планах было строительство четвертой, но теперь эксперты признают, что ввод в эксплуатацию еще одного кольца на данном этапе лишь усугубит ситуацию. По другому пути пошли в Нью-Йорке и Сиэтле. Эти американские города по своей квартальной застройке напоминают Алматы. Решение проблемы там увидели в одностороннем движении. То есть параллельные улицы, расположенные на расстоянии 200-300 метров друг от друга, сделали односторонними. А в Лондоне пошли на менее популярные меры: здесь въезд в центр города стал платным. Оригинальных вариантов решения проблемы много, но идеального не разработано до сих пор. Алматинские эксперты тоже пытаются разгрузить дороги. Но по-своему. Например, Атамурат Шаменов, разработчик альтернативной программы «Система ликвидации заторов на автомобильных дорогах Алматы», считает, что основная проблема заторов - отсутствие парковочных мест. Недолго думая, новатор предложил… убрать зелёные насаждения вдоль дорог, а на их месте парковать автомобили. Кроме того, по мнению Шаменова, разгрузить дороги поможет и строительство автостоянок на прилегающих к рекам территориях и над ними. И хотя экология в южной столице уже сейчас катастрофична: город находится в котловане, крупных лесных массивов вокруг него нет, а смог над Алматы видно невооруженным глазом, эколог по образованию, господин Шаменов считает, что «однородная высадка деревьев не санирует воздух». То есть, хуже, мол, уже не будет. Но на столь радикальные методы алматинские власти, понятное дело, не решились. Идею Шаменова никто не поддержал. Специалисты верят в существование и другие способы борьбы с заторами, более действенные, например развязки. - В этом году планируется сдать в эксплуатацию ещё несколько развязок. Райымбека - Суюнбая, Пушкина. Строятся развязки на Абая - Джандосова, Джандосова - Сатпаева, Райымбека - Розыбакиева. Кроме того, будут достроены объекты на Рыскулова - Бокейханова и Рыскулова - Кудерина. Это разгрузит город, - рассказал «Позиции.kz» заместитель начальника Управления дорожной полиции Алматы Ермек Кусаинов. На перекрёстках Тимирязева - Жарокова и Тимирязева - Розыбакиева построили так называемые правосторонние съезды. По словам дорожных полицейских, эта практика показала хорошие результаты. - Теперь, говорит Ермек Кусаинов, - проектировщикам поручили проработать улицу Джандосова и выяснить, на каких перекрёстках там возможны правосторонние съезды. Программа «Час пик», проводимая УДП, - ещё один метод борьбы с заторами. Но, по мнению горожан, регулировка дорожного движения инспекторами лишь усугубляет ситуацию. Однако, заверяют гаишники, это не так. Если в часы пик перекрёстки будут регулироваться только светофорами, город замрёт в пробках. Виной тому - культура самих водителей. Ну не привыкли наши «горячие парни» пропускать друг друга, и все тут! Кроме развязок и правосторонних съездов планируется и использование специального электронного оборудования, «привязанного» к светофорам. Кстати, к этой же идее пришли и москвичи. «Зелёная волна» - так называется новый электронный метод борьбы с заторами, стартующий уже в марте этого года. О том, как будет работать эта система, рассказывает директор ТОО «СМЭУ - Алматы» Алексей Прокуров: - Специальные датчики будут установлены на удалённом от перекрёстка расстоянии. Как только автомобиль попадёт в зону действия датчика, тот передаст информацию на светофор, который переключится в режим зелёного света. Кроме того, будут установлены радарные датчики. Аналогов им нет в России. Они позволят отслеживать состав потока и будут передавать точную статистику. Пока такое оборудование установят только на трёх перекрёстках: Саина - Абая, Саина - Джандосова и Саина - Шаляпина. Только после опытной эксплуатации станет ясно, насколько действенна эта система в борьбе с пробками, и нужно ли оснащать таким оборудованием другие светофоры. Шаг осторожный, но это объяснимо: оборудование трех светофорных объектов обошлось государству в 70 миллионов тенге. Дорого? Тогда для сравнения ещё одна цифра: общий ущерб от дорожных аварий в пробках составляет миллиард долларов ежегодно. Не забыли дорожники и пешеходов: в этом году решается вопрос о строительстве надземных и подземных пешеходных переходов. В Управлении дорожной полиции предложили три из них разместить по улице Саина, от Абая до Толе би: - Это спальный район города, - рассказывает Ермек Кусаинов, - Саина - очень широкая улица, перейти её сложно. Мы внесли предложение разместить здесь три подземных пешеходных перехода. Ещё хотелось бы построить пешеходный переход в районе центрального стадиона. Там как раз развязка будет неподалёку, и чтобы поток транспорта не прерывался, пешеходный переход можно сделать надземным или подземным. Пока это в стадии проекта, нужно, чтобы специалисты дали своё заключение. Дело в том, что инженерные сети не везде позволяют копать. В планах у ТОО «СМЭУ - Алматы» установить ещё и динамические панно, которые будут передавать информацию для водителей, например, какой должна быть оптимальная скорость движения, чтобы попасть в режим зелёного света. Возможно, это новшество появится уже в конце года, но пока только на границах города. В городском акимате на ближайший год запланировали проектирование стоянок. Когда написанная на бумаге программа «Паркинг» сползёт с белых листов, в городе появятся автостоянки. Для решения проблемы заторов в Алматы, как и во многих других мегаполисах, делается, вроде бы, немало. Но опираясь на богатый опыт западных стран, уже сейчас понятно - требуется кардинальное переустройство транспортной схемы. Дороги должны быть не просто хорошего качества, но и иметь высокую скоростную способность. А это значит, что рано или поздно мы придём к тому, что целые кварталы будут сноситься для расширения дорог.
Анастасия Мурзаева
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |