|
|
|
05.02.2008 Губительные «мелочи»
Итак, правительственная комиссия назвала причины взрыва на шахте «Абайская» и определила виновников трагедии. Уголовное дело по факту гибели 30 горняков продолжает расследовать прокуратура Карагандинской области. Между тем всех мучает один вопрос: почему так часто стали гибнуть люди в карагандинских шахтах? За последние три года - сотня жизней… Найти виновных и добиться их наказания - не главное. Главное - сделать все возможное, чтобы в шахтерских семьях больше не плакали вдовы и сироты. Что нужно сделать, чтобы труд горняков стал безопасным? Об этом мы поговорили с известным в Караганде общественным деятелем Вячеславом Михайловичем Сидоровым. С 1964 по 1992 год он работал на 22-й шахте, прошел все ступени «карьеры» шахтера, начиная от плитового и заканчивая грозом - горным рабочим очистного забоя. Во время шахтерских забастовок начала 90-х его выбрали в рабочий комитет. Позже Сидоров стал депутатом Карагандинского областного маслихата, возглавил профсоюз угольщиков «Коргау». Им он руководил до 2006 года. Сейчас Вячеслав Михайлович на пенсии, но проблемы и беды шахтеров по-прежнему принимает близко к сердцу. - Вячеслав Михайлович, можно коротко и ясно ответить на вопрос - что нужно сделать, чтобы обезопасить горняков от трагедий, подобных тем, что случились за последние годы на «Шахтинской», шахте имени Ленина, «Абайской»? - Необходим комплекс мероприятий. В свое время, когда расследовался взрыв на шахте «Шахтинская», следователь в своем заключении привел четыре причины, приведших к катастрофе. И они актуальны по сей день, ничего за эти годы не изменилось. В их числе - несовершенная система оплаты труда, многосменная работа, несоблюдение пылегазового режима, отсутствие предварительной дегазации пластов угля. - Расшифруйте, что имелось ввиду. - Несовершенная система оплаты труда - это так называемая премиальная система. Когда основную часть заработка составляет премия, а не оклад. То есть люди в погоне за заработком могут нарушать требования безопасности. Ведь если действует альтернативная ей почасовая оплата труда, то вне зависимости от того, есть план или нет, ты получаешь свои деньги. На Западе эта система введена повсеместно. А у нас, на Украине, в России такого нет: действует премиальная система. Вокруг этого идут дискуссии. Администрация против западной модели и мотивирует это так: мы вам будем платить, а вы не будете работать. Что тут ответишь… Посменная работа - тоже фактор риска. Посмотрите, все взрывы происходят рано утром. Что такое прийти на работу к 6 утра? Это значит, что встать человек должен в 3 часа утра. Я сам ходил в эту смену и прекрасно помню, как это тяжело. Естественно, ни о какой концентрации внимания в этом случае не может быть и речи. А значит, вполне вероятны ошибки, в том числе и роковые. Для соблюдения пылегазового режима нужна более современная аппаратура. Причем в этом вопросе с точки зрения администрации все в порядке. Ведь та аппаратура, которая сейчас используется, прошла все соответствующие контрольные инстанции. Она соответствует нынешним требованиям ГОСТа. Но она морально устарела… Предварительная дегазация пластов угля -больной вопрос.Для этого нужны деньги, деньги и еще раз деньги. У нас ведь все шахты сверхкатегорийные по газу метану, содержащемуся в пластах угля. Это значит: на одну тонну добытого угля у нас выделяется 25 кубометров метана. Для того чтобы уменьшить содержание метана в пластах, нужно бурить дегазационные скважины. Они бурятся как вертикально, так и горизонтально, через скважину выкачивается газ. И если дегазацию пласта провести заранее, года за полтора, содержание метана снижается на 40-50 %. Среди погибших на «Абайской», как указано в списке, были бурильщики. Именно они проводят дегазацию пласта. Получается, они проводили это мероприятие непосредственно перед проходческими работами. А делать это надо заранее!..После взрывана шахте Ленина я смотрел паспорт работ. Там работы по дегазации пластов проводились, но за три месяца до того. Это снижает уровень газа, но не так, как надо. Как это было на шахте «Абайской» - я не знаю. Государственная комиссия должна все эти вопросы выяснить. Одна из причин взрыва может быть в этом. - Какие еще факторы можно выделить как опасные? - В первую очередь - это человеческий фактор. От этого никуда не уйти… Вот реальная история: на одной шахте в России два года назад поставили современную аппаратуру. Она запускалась программой, которую контролировал диспетчер. Так вот, диспетчер в эту программу однажды засунул такие данные, что в результате произошел взрыв - аппаратура просто не среагировала на опасность. Вообще, в идеале, взрывов метана в шахтах быть не должно, сколько бы там не было этого газа. Ведь если нет искры - взрыва не будет. Откуда берется искра? Если обратиться к истории, то варианты разные. Взрыв на Сокурской шахте, когда 70 человек погибли. Комиссия тогда сделала вывод, что искра была от лампочки шахтерского фонаря. На шахте Ленина взрыв был от самоспасателя - к такому выводу пришла комиссия. Я сам этот самоспасатель видел - это дичайший случай: самоспасатель проткнули штырем. А внутри него есть кислород. И если его проткнуть штырем, он начинает гореть, появляется эта искра. То есть, в любом случае, человеческий фактор всегда присутствует. Квалификация рабочих тоже на многое влияет. Да что там говорить - рабочих сейчас готовят в учебном центре, где объясняют все «на пальцах». А корочки гроза в Шахтинске покупают - это ни для кого не секрет. И люди учатся своей профессии уже под землей! В советское время мы не были так зажаты капиталистическим подходом. Это позволяло нам соблюдать большинство требований безопасности. А сейчас принцип «не хочешь - уходи» висит над человеком дамокловым мечом. Человеку не говорят: не соблюдай технику безопасности. Наоборот, говорят : все соблюдай. Но дело в том, что если соблюдать все правила, план никак не выполнишь. Начинать выполнять технику безопасности надо с «мелочей». Надо посмотреть, в какой спецовке шахтер. На Западе наши люди были - и поразились. Там, если у шахтера нет рукавиц, он в забой не спустится. А у нас? Если наш откажется без рукавиц в забой идти, его просто не поймут. Решат, что у него с головой что-то случилось. Еще одна, казалось бы, «мелочь» - передвижение по шахте. Там ходят электровозы. Если они будут двигаться со скоростью 4 км/ч, как положено по технике безопасности, до лавы придется добираться 1,5 - 2 часа. План не выполнишь! Вот электровоз и носится 10-12 км/ч. И вот так - по всем ступенькам производственного цикла - эти «мелочи». А из них и вырастают трагедии. Для сравнения - все знают, что в машине надо пристегиваться ремнями безопасности. Но пристегиваются не все и не всегда. Считают, это мелочь. А в итоге? Мелочей на самом деле не бывает. Тем более под землей…
Кстати
В ближайшее время «Арселор Миттал Темиртау» начнет внедрять самые передовые методы по борьбе с метаном - об этом заявил глава угольного департамента компания Мурат Перзадаев. В Караганду, по его словам, пригласят американских специалистов, которые представят свои технологии бурения скважин и откачки через них метана из угольных пластов. В то же время карагандинские ветераны угольного бассейна выражают недоумение желанием обратиться за помощью к заокеанским коллегам. Ведь можно использовать и местных специалистов. Тем более что фирмы, готовые оказывать такие услуги, в Караганде есть. Например, Джандил Усеров, в прошлом инженер-буровик, вспоминает, что до прихода Лакши Миттала на всех шахтах проводилась дегазация. Специализированное предприятие имело 40 буровых установок, скважины бурились на глубину до 1200 метров (напомним, взрыв на «Абайской» произошел на глубине 440 метров). До продажи угольного бассейна индийцам работу буровиков финансировало государство, и горняки тогда не гибли. Но траты на безопасность показались нынешней администрации излишними. Еще бы - за бурение одной скважины глубиной 500 метров придется заплатить 100 тысяч долларов. Это зарплата 200 горняков. Инвестор решил экономить - вот за три последних года в карагандинских забоях и сгинула сотня шахтеров…
Дмитрий Суриков
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |