|
|
|
Источник: Газеты «Экспресс К» (www.express-k.kz)
Автобусная травля
Фраза «подышать свежим воздухом» в Астане уже давно вызывает кривую усмешку. Кроме сотен тысяч машин, в городе есть еще автобусы, выдыхающие черные клубы гари. Как власти пытаются бороться с отравляющими выбросами и что по этому поводу думают работники автопарков, выяснял корреспондент "ЭК". По данным Комитета транспортного контроля, сейчас в Астане 926 автобусов, из них 326 уже перешагнули семилетнюю возрастную планку. - Дело в том, что автобусы старше семи лет считаются уже "слабоходящими", - говорит начальник управления транспортного контроля Асет Асавбаев. - И большинство наших автопарков закупает машины китайского производства с соответствующим качеством. По сути дела, заставить автобусное руководство поправить дела не может никто. При нарушениях - взять те же вредные выбросы - транспортники-контролеры могут только наложить штраф на хозсубъект (т.е. автопарк) - при первом "попадании" - два МРП, при последующем - пять. Общественный транспорт испытывают "на вредность" специальными приборами - газоанализаторами. - Для предпринимателей эти штрафы - капля в море, так что они ничего не меняют, - сетует Асавбаев. - А постоянно контролировать автопарки по закону о предпринимательстве мы не имеем права. Проверки проводятся раз в год. Если есть замечания, выписываем либо штрафы, либо предписания, которые должны "браться на заметку" в течение двух месяцев. А запретить нарушителям выходить на линию мы не можем, потому что их заменить просто некем. Единственное, что могут попытаться сделать транспортники, - увеличить сумму штрафа. Как сказал председатель Комитета транспортного контроля Минтранскома Адлет Барменкулов, планируется умножить эту сумму в десять раз, и сумма в 50 МРП, возможно, как-то подействует на нерадивых частников. За 2007 год, кстати, штрафов за вредные выбросы накапало на 221 тысячу тенге. Антикачество столичных автобусов, по словам Асета Асавбаева, лежит на совести руководителей парков, покупающих то, что подешевле. Хотя через годик ситуация, вероятно, изменится к лучшему. - В 2009 году мы хотим ввести стандарт Евро-2, который ограничивает уровень шума, выбросов и прочее. То есть новые автобусы, не соответствующие нормам, не будут завозиться в страну: таможня их не пропустит, - пояснил Асавбаев. В Европе, к слову, уже сейчас действует стандарт Евро-4. Разница ясна, как говорится, без комментариев. Ну а пока Казахстан только подбирается к высоким нормам, астанчанам приходится дышать тем, что есть. За мнением противоположной стороны я обратилась к директору автобусного парка N№ 1 Сергею Богатыреву. Он оценил нынешнее состояние автобазы Астаны как удовлетворительное, в других городах куда хуже. - Сегодня практически все маршруты в городе работают нерентабельно. На линию выходит максимум 700 автобусов, остальные на ремонте, - сообщил Богатырев. - Наш парк закупает машины корейского и европейского производства, а у частников хватает средств только на китайский ширпотреб. По его словам, гораздо более острая проблема - качество дизельного топлива, а не качество техники. А оно, по мнению Богатырева, в Казахстане не выдерживает никакой критики. Это во-первых, а во-вторых, его цена просто заоблачная. Именно эта дороговизна, уверен директор автопарка, не позволяет частникам привести, так сказать, "в чувство" свою базу. Чтобы "разрулить" ситуацию, расчетный тариф должен быть не сорок тенге, как сейчас, а в два раза выше. Но директор автопарка понимает невозможность такого варианта, поэтому надежда, как он признается, только на господдержку. - А те автобусы, которые чадят, между прочим, в общем-то, не опасны, черный дым - проблема эстетики, - утверждает мой собеседник. - А вредны как раз те выбросы, которых не видно! Что касается повышения штрафов и введения стандарта Евро-2, то Сергей Богатырев обеими руками "за", но главная загвоздка, как он подчеркнул, все же в цене и качестве дизтоплива. Он уверен: пока топливный рынок не стабилизируется, на приятные сюрпризы от автопарков рассчитывать не приходится.
№ 258 (16406) от 05.02.2008 Наталья ТЕРЕНТЬЕВА, Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |