|
|
|
05.02.2008 Трагедии на Карагандинских шахтах продолжаются. Год назад прокурором Карагандинской области Карамановым С.С. в интервью была дана правовая и аналитическая оценка по взрыву на шахте Ленинской, Шахтинской и в целом по аналогичной отраслевой проблематике. Сегодня эта интервью все еще актуально, так как все осталось на своих местах.
Генеральная Прокуратура. Управление специальных прокуроров. ( по руководству межведомственными следственными группами) 05.02.08г
Лично причастныВо время подготовки к расширенному заседанию областной коллегии с участием руководителей крупнейших предприятий области и госорганов, посвященному результатам проверки применения законодательства о труде и охране труда, сотрудники облпрокуратуры задались вопросом: какова ситуация с производственным травматизмом в других промышленных областях? Выяснилось, что за прошлый год данные Карагандинского региона оказались худшими: 837 случаев! Они принесли 112 смертей. 141 человек получил тяжкие травмы! У соседей в Павлодарской области число пострадавших в три с половиной раза ниже. В Восточно-Казахстанской и Актюбинской областях случаев травматизма соответственно в три и почти в шесть раз меньше. Скорбный список значительно пополнился 20 сентября, когда трагедия на шахте имени Ленина унесла жизни 41 горняка. Что является первопричиной столь тревожной статистики? Почему в большинстве случаев не оказывается виновных в гибели людей на производстве? Как переломить ситуацию в лучшую сторону? На эти и другие вопросы нашего корреспондента ответил прокурор Карагандинской области Серик Караманов. — Серик Садвокасович, какой принцип является главным для прокурорских работников в работе по предупреждению производственного травматизма? — Усиление ответственности каждого за свои обязанности. Необходимость жесткого надзора со стороны прокуроров, которые призваны следить за исполнением закона на местах. Когда полтора года назад я приступил к работе, то обратил внимание на ситуацию в расследовании уголовных дел в городе Сатпаеве, на предприятиях корпорации «Казахмыс», где ежегодно происходит 25—26 смертных случаев. Анализ положения завершился строгим взысканием бывшему прокурору города. Действующее законодательство позволяет прекращать уголовные дела, если стороны примирились, возмещен и заглажен причиненный ущерб. Потому из 30 дел в суды направлено лишь восемь. В 90-х годах во время реформ в правоохранительной структуре мы утратили позиции в первую очередь из-за отсутствия следователей, специализирующихся на промышленном травматизме. Поэтому по моей инициативе была создана следственная группа при ДВД области по расследованию дел такой категории. Изменения налицо — в кратчайшие сроки изучены многие дела, возбужденные по фактам гибели людей на объектах ТОО «Корпорация «Казахмыс» в Сатпаеве. В скором времени следователи примут к производству уголовные дела по Жезказганскому региону, а в последующем — по всей области. На работу этой группы мы возлагаем большие надежды. Она станет эффективным уголовно-правовым средством предупреждения производственного травматизма. — На коллегии впервые за долгие годы был поставлен вопрос об ужесточении мер, применяемых к работодателям, не соблюдающим законодательство об охране труда. — Тому есть основания. Мы изучили причины, способствующие производственному травматизму. Основные из них — несоблюдение техники безопасности, грубая неосторожность со стороны работников, неудовлетворительная организация производства, недостатки в обучении техники безопасности. Должностные лица горнорудных предприятий игнорировали запреты госинспекторов труда, что приводило к смертельному и тяжкому травматизму. По факту аварии на шахте имени Ленина мною лично возбуждено уголовное дело, проведено тщательное расследование. Мы убедились, что главная причина трагедии — привязка оплаты труда к установленной работодателем планке производственного показателя. Привлечены восемь должностных лиц шахты по трем статьям Уголовного кодекса, идет судебный процесс. Надо сказать, что уже шесть-семь лет уголовные дела по фактам несчастных случаев с шахтерами не направлялись в суд, в том числе и по гибели 23 человек на шахте «Шахтинской». Видимо, предприятиям давалась возможность встать на ноги. Ущерб семьям пострадавших компенсировался, они отказывались от претензий. Но это не выход из ситуации. На предприятиях компании «Миттал Стил Темиртау» большинство проблем, связанных с созданием безопасных условий труда, не решены. Массу нарушений трудового законодательства выявили проверки на шахтах. Пособия по листкам нетрудоспособности не выплачивали. Людей принуждали брать отпуска без сохранения зарплаты, а дни отдыха — в счет трудового отпуска. Прокуратурой области перед руководством угольного департамента поставлены вопросы о замене значительного количества оборудования и средств, установок и транспорта с высокой степенью изношенности. Руководитель угольного департамента заявил о начале работы над проектом вложения в улучшение условий труда на шахтах около 27 миллионов долларов. Однако как и кто реально осуществляет контроль над вкладываемыми суммами? Выполнение и целевое назначение инвестиционных программ должно подвергаться регулярным проверкам уполномоченного государственного органа. Много нарушений правил безопасности в металлургическом производстве компании «Миттал Стил Темиртау». Большие перегрузки легли на технический персонал. Судите сами. С 1997 года объем производства увеличился на 55 процентов, а количество работников сократилось на 27 процентов — восемь тысяч человек! К примеру, в газовом цехе эксплуатация газоповысительных станций ведется одним человеком. По правилам эту работу должны выполнять не менее двух работников в смену: персоналу категорически запрещается оставлять работающие агрегаты без надзора! Если говорить об условиях труда и содержании рабочих мест, то везде превышены допустимые уровни запыленности и загазованности. В прошлом году в конвертерном цехе получили отравление газами тринадцать человек. — Скажите, почему не действует нормативная база, регулирующая порядок определения степени изношенности машин и оборудования, сроков их службы? — А потому что в законодательстве ее нет и никогда не было. Именно поэтому прокуратурой области направлены в Генеральную прокуратуру предложения о внесении дополнений и изменений в действующее законодательство об охране труда и промышленной безопасности. — Можно сегодня говорить о формализме в работе контролирующих государственных органов? — Конечно. От них требуется своевременное реагирование на нарушения трудового законодательства. Мы проверили деятельность областного департамента труда, занятости и социальной защиты населения, управления по государственному контролю за ЧС и промышленной безопасностью. Принимаемых ими мер недостаточно. Слабым звеном этих структур остается контроль над исполнением собственных предписаний. Именно отсутствие принципиальной позиции специалиста регионального управления по промышленной безопасности в августе 2006 года привело к трагедии в производственном объединении «Балхашцветмет»: работницу цеха по подготовке шихты затянуло между транспортерной лентой и натяжным барабаном. Осиротели трое малолетних детей. В департаменте труда не ведутся должный учет и регистрация вынесенных постановлений, что позволяет усомниться в достоверности статистических данных департамента. Генеральная прокуратура поддержала наше предложение по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство о разграничении контрольных функций по техническому контролю между органами по ЧС и промышленной безопасности и территориальными органами по труду на горнорудных, металлургических, добывающих, а также промышленных объектах повышенной опасности. Считаем целесообразным проведение такой работы на уровне двух министерств. Недопустима ситуация, когда государственный инспектор труда, не имеющий специальных познаний в области промышленной безопасности и порядка технологических процессов, несет наравне с инспектором по ЧС и промышленной безопасности одинаковые полномочия и обязанности. Необходимо «разгрузить» территориальные отделы труда и исключить дублирование функций, причем не самое качественное. Способствуют нарушениям и медики: нами выявлено 27 случаев укрытия ими тяжкого травматизма. Они намеренно называют тяжкие увечья легкими, скрывают профзаболевания. Потому что от степени тяжести повреждения здоровья зависит сумма страховых выплат и других социальных гарантий. Наравне с ведомственными учреждениями корпорации «Казахмыс» и компании «Миттал Стил Темиртау» вина лежит и на медицинских работниках государственных организаций здравоохранения. На коллегии было указано: контролирующим органам жестче принимать решения, останавливать производственный процесс там, где грубо нарушаются правила безопасности, не на час, два, а до полного устранения нарушений! Это самый эффективный способ улучшить ситуацию — когда работодатели подсчитают убытки, они поймут, что лучше затратить миллионы на создание безопасных условий труда, чем терять миллиарды от простоев. Наталья РЫЖКОВА г. Караганда 14 апреля, 2007 г.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |