|
|
|
14.02.2008 Путь в финансовый центр
Для участников казахстанского фондового рынка последние годы выдались весьма богатыми на события. Так, за указанный период одним из актуальных вопросов финансового рынка республики явилось создание и работа Регионального финансового центра Алматы (РФЦА). В свою очередь, начало его деятельности ознаменовалось организационной работой, развитием инфраструктуры фондового рынка, созданием соответствующей нормативной базы, заключением договоров и меморандумов о сотрудничестве и проведением консультаций с зарубежными экспертами. Вместе с тем, подводя определенный итог проделанной в этом направлении работе, следует отметить, что, несмотря на значительное улучшение состояния фондового рынка, для построения эффективно функционирующего регионального финансового центра в Центрально-Азиатском регионе необходимо решить ряд макроэкономических задач. К таким задачам, прежде всего, можно отнести изменение концепции налогообложения, усиление поддержки со стороны государства по отношению к малому и среднему бизнесу, а также повышение качества образования и системы здравоохранения.
Изменение концепции налогообложения
За шестнадцать лет независимости наше государство в своем развитии прошло несколько этапов от практического выживания до состояния экономического подъема и регионального лидерства во многих сферах. Однако, несмотря на позитивные сдвиги в реформировании страны, возникла необходимость принципиальных изменений некоторых методов, работавших на начальном этапе становления, но не всегда эффективных и актуальных. Например, концепция налоговой системы Казахстана (система, которая, по сути, напрямую зависит от фактических реалий экономической ситуации) была сформирована еще в начале 90-х годов в условиях экономического кризиса и дефицита бюджета. На сегодня экономика республики находится на стадии устойчивого развития, и, следовательно, пришло время пересмотреть порядок налогообложения и изменить его с учетом новых реалий. Новая система должна быть направлена на построение эффективной экономики, стимулирующей развитие приоритетных отраслей, уменьшение разрыва между различными слоями населения, поощрение благотворительной деятельности предпринимателей. В связи с этим возникает необходимость в проведении международного конкурса по привлечению лучших в мире специалистов с целью разработки наиболее подходящей для современного Казахстана новой концепции налогообложения. Налоговое законодательство и правоприменение может и должно рассматриваться государством в качестве важнейшего инструмента регулирования, посредством которого развитие рынков капитала может быть направлено в позитивное русло.
Поддержка малого и среднего бизнеса
Основа экономической и политической стабильности государства, а следовательно, и успешной работы финансового центра — это средний класс. Крайне важно в качестве приоритета экономической политики использовать возможности малого и среднего бизнеса (МСБ). Их развитие — это гарантия занятости населения, снижения бедности. Особо важно: именно малый бизнес есть главный, наиболее мобильный способ внедрения инноваций. Об этом говорит весь мировой опыт. Говорит он и о том, что здоровой можно считать только ту экономику, где не менее 60 процентов ВВП производится на предприятиях малого и среднего бизнеса (как правило, куда более эффективных, чем крупные предприятия). Важнейшее условие поддержки предпринимательства в рамках рыночной экономики — активное участие государства в обеспечении предпосылок и условий конкуренции. При этом принимаемые государством меры, по возможности, должны быть направлены на облегчение доступа МСБ к капиталам и новым технологиям. В этой связи в Казахстане немаловажным решением проблемы явилось бы строительство около двухсот заводов в каждом районном центре с привлечением лучших экспертов в сфере инновационных технологий, с выделением на эти цели государственных средств через АО «ФУР «Казына», на которое будут возложены и функции контроля в отношении данного вопроса. Следуя принципу лучшей корпоративной практики, данные предприятия могли бы создаваться в форме акционерных обществ, десять процентов акций которых принадлежали бы работникам самих предприятий. Такой подход к делу повысит заинтересованность коллектива компании в увеличении ее производительности и повышении эффективности своей работы и профессионализма. Очередным шагом на пути к модернизации экономики является выход данных акционерных обществ на казахстанский фондовый рынок. Эта схема поможет решить вопрос подготовки высококвалифицированных кадров, создания рабочих мест и сокращения текучести кадров, развития регионов и фондового рынка, а также эффективного использования государственных средств. Таким образом, мы сможем рационально распределить рабочую силу и создать эффективное производство на местах. Реализация указанных предложений позволит усилить эффект развития современного конкурентного государства с высокими стандартами жизни.
Повышение уровня образования
Достаточное количество высококвалифицированных и подготовленных кадров — немаловажное условие эффективного функционирования финансового центра. К сожалению, на нынешнем этапе можно констатировать тот факт, что уровень знаний специалистов, работающих в финансовом секторе, недостаточно высок. Отчасти это объясняется низким уровнем заработной платы преподавателей, вынуждающим их искать более высокооплачиваемые позиции и заставляющим организации образования набирать менее квалифицированные кадры. В результате сложившаяся ситуация ведет к ухудшению качества отечественной образовательной системы и понижению статуса преподавателя прежде всего в глазах учеников, что незамедлительно сказывается на нежелании последних учиться и низкой успеваемости. Соответственно, для того чтобы сделать профессию учителя вновь привлекательной, необходимо, в первую очередь, решить вопрос о достойном материальном поощрении. В этом плане показателен пример Сингапура, где заработная плата учителя соразмерна зарплате менеджера компании среднего звена. В рамках данной системы, помимо зарплаты, сингапурский преподаватель также получает бонусы, премиальные в конце академического года, что составляет своего рода его предпринимательский доход, и косвенно стимулирует развитие конкурентной среды в сфере образования. Конкуренция же в свою очередь не замедлит сказаться и на качестве образовательных услуг. Естественно, в наших условиях необходимость повышения заработной платы преподавателям повлечет за собой закрытие многих учебных заведений, которые будут не в состоянии осилить такие материальные расходы. В этом случае поддержка государства будет заключаться в проведении конкурса среди функционирующих вузов с целью выделения гранта на разработку лучшей модели международных центров образования и детального бизнес-плана по улучшению системы и качества образования в республике. В этой связи также можно обратиться к опыту Китая, фундаментальная наука которого на сегодняшний день вполне конкурентоспособна. Так, начиная с 90-х годов на конкурсной основе была отобрана группа университетов, которые сохранили научный потенциал и успешно управляли своим развитием. Такие университеты получили долгосрочную поддержку государства. В данном случае государство обязалось доплачивать за обучение магистров и аспирантов на уровне стоимости хорошего платного высшего образования, что способствовало отбору лучших студентов, а также определенная часть государственных ресурсов была выделена на собственно науку, на длинные программы фундаментальных исследований. Вместе с тем особое внимание должно быть уделено строительству школ и профтехучилищ. В стране необходимо создание профтехучилищ с соответствующей инфраструктурой в каждом региональном административном центре республики. Безусловно, для решения сложившейся проблемы в сфере образования страны необходимо серьезное переосмысление содержания программ образования и подготовки кадров и немедленное решение этого вопроса, в том числе путем перераспределения государственных ресурсов, предназначенных для финансирования других проектов. Одним из альтернативных источников финансирования мог бы стать выпуск государственных ценных бумаг Министерством финансов либо предлагаемым к созданию Агентством по управлению государственным долгом. К слову, данное Агентство контролировало бы не только торговый баланс, соотношение экспорта и импорта страны, но и выпускало бы государственные ценные бумаги (ГЦБ), регулируя в какой-то степени объем внешнего долга. Средства, привлеченные за счет выпуска ГЦБ, могут служить источником финансирования для строительства школ, а также для повышения заработной платы работникам сферы образования и здравоохранения. В результате реформа образования сделает важнейший вклад в конкурентоспособность страны и мобилизацию в элиту своих наиболее компетентных, энергичных и высоконравственных граждан.
Улучшение качества здравоохранения
В кардинальных изменениях нуждается и система здравоохранения страны, так как говорить о процветающем государстве можно только тогда, когда оно обеспечивает достойные условия жизни и заботится о здоровье своей нации. Ключевыми аспектами эффективности реформ в этой области, бесспорно, являются организационное и научно-методологическое обеспечение. Тот же сингапурский опыт свидетельствует, что при решении главной проблемы недостаточного финансирования страна нашла свой собственный путь борьбы с бесконтрольным увеличением бюджетных расходов на здравоохранение. В Сингапуре содержание системы здравоохранения осуществлялось не только за счет государственных субсидий, но и частичной оплаты медицинских услуг самими пациентами из средств, аккумулированных на их спецсчетах в Центральном фонде социального обеспечения — ЦФСО (изначально созданном в качестве простой пенсионной сберегательной системы) в рамках системы «Медисэйв» («Medisave»). Средства, накопленные на счетах «Медисэйв», за счет произведенных отчислений из заработной платы в размере шести процентов могли использоваться для оплаты счетов по медицинскому обслуживанию, а также для покрытия страховых премий в рамках системы добровольного страхования «Медишилд» («Medishield»). Таким образом, была решена проблема значительной утечки материальных ресурсов на содержание системы здравоохранения, а также достойной оплаты труда медицинских работников. Соответственно, и в нашей стране опыт создания и внедрения пенсионного обеспечения должен быть перенесен в медицинскую сферу. Таким образом, резюмируя вышесказанное, стоит отметить, что реальной основой для решения задач, стоящих перед финансовым центром в дальнейшем его развитии, являются налоговая и социальная реформы, что, в свою очередь, способствует созданию новых рабочих мест в МСБ, сокращению безработицы, повышению уровня образования и здравоохранения, обеспечению доступа к этим сферам широких слоев населения. А создание нормальных экономических условий для малого и среднего бизнеса будет иметь статус значимого государственного социального проекта. Аркен АРЫСТАНОВ, председатель Агентства РК по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |