|
|
|
18.02.2008 Что дали нам реформы?
Ирина Халелова, 15.02.2008
Анализ системы образования показывает, что реформа образования в развитых странах проводится один раз в 10 лет. В Казахстане же за 16 лет независимости было проведено 9 реформ образования, принято 4 закона «Об образовании», 5 концепций и 5 стандартов образования. Нынешний министр образования по счету 11-й. Что дали среднему образованию Казахстана все эти реформы? Воспользуемся данными аналитического отчета «Дополнительные частные уроки (репетиторство) в Республике Казахстан», представленного образовательным центром «Білім - Центральная Азия». Исследование охватило 6 крупнейших государственных вузов Алматы и Шымкента. Выборка включала 37 преподавателей этих высших учебных заведений и 1004 студента первых курсов по двум типам программ: высокого спроса (экономическим, юридическим, информационным технологиям, биотехнологиям, нефтегазовым) и низкого спроса (педагогическим). Исследование было сфокусировано на рынке репетиторских услуг (включая подготовительные курсы) при переходе из системы среднего в систему высшего образования. Именно на этом этапе услуги репетиторов наиболее востребованы.
Среднее образование «на боку» Под понятием «частное репетиторство» согласно международной практике подразумевают «преподавание школьных дисциплин в дополнение к основному обучению и оплачиваемое самим учеником. Частное репетиторство включает в себя как частные уроки (предоставляемые индивидами), так и подготовительные курсы (предоставляемые организациями)». Как следует из итогов исследования, 89,6% опрошенных в старших классах школы брали частные уроки или посещали подготовительные курсы. Половина всех опрошенных (49,8%) пользовались услугами репетиторов и 39,8% посещали подготовительные курсы. При этом большинство студентов, посещавших подготовительные курсы (62%), занимались еще и с репетитором. Брали уроки по одному предмету 41,4%, по двум предметам занимались 30,6%, по трем предметам - 28%. Подготовительные курсы по всем предметам, включенным в список вступительных экзаменов, посещали 27,5%. Только 22,3% занимались по одному предмету. Наиболее часто обращались к репетиторам по математике (33,5%), на втором месте - история и физика (по 18%), на третьем - государственный (казахский) язык - 8,9%. Наибольший спрос в Казахстане на репетиторов по математике, истории и родному языку. Эти предметы включены в качестве обязательных в ЕНТ. Популярность физики можно объяснить тем, что государство осуществляет политику поддержки и повышения престижа технических специальностей (треть государственных грантов выделена на технические специальности), а физика является тем четвертым предметом по выбору, который дает право поступать на многие технические специальности. Следующим по популярности в крупных городах идет иностранный язык. 73,2% студентов занимались с репетиторами только в 11-м классе. 43% занимались непосредственно перед самим экзаменами или в течение последней школьной четверти. Что касается подготовительных курсов, то почти половина респондентов, посещавших подготовительные курсы (48,3%), начала их посещать за 3 - 6 месяцев до вступительных экзаменов, 36,5% - за год до экзаменов или раньше, 11,3% - за 2 месяца и 4% - в последний месяц перед экзаменами. Занимались с репетитором более 4-х часов в неделю 21,2% респондентов. Один час в неделю посвящали дополнительным урокам 9%. Основная цель занятий с репетиторами - подготовка к вступительным экзаменам; на втором месте - желание лучше понимать предмет; на третьем - восполнение пробелов в знаниях. Причины посещения подготовительных курсов в большинстве случаев совпадают с ответами, касающимися занятий с репетиторами. Для большинства слушателей курсов было важно получить более глубокие знания по предметам, по которым будут сдаваться экзамены. Восполнение пробелов в знаниях, запоминание и систематизирование ранее пройденного курса указали 48% опрошенных против 44% по частным урокам. 10% респондентов единодушно сошлись во мнении о том, что система образования не дает необходимых знаний и навыков и поэтому им приходится прибегать к услугам частных репетиторов или подготовительных курсов. В числе менее важных причин были отмечены следующие: 5% респондентов ответили, что их заставили ходить на курсы родители (в случае с частными уроками таких было 3%); 6% опрошенных ответили, что стали ходить на курсы по примеру друзей (этот показатель был более 3% в случае с частными уроками). Основная причина возникновения репетиторства в нашей стране с точки зрения казахстанских преподавателей - низкий уровень среднего образования. Так считают 57% респондентов. 37,8% преподавателей считают второй по значимости причиной слабую поддержку государства в сфере высшего образования. Это находит свое отражение в ограниченном количестве мест на бесплатных отделениях вузов и, соответственно, увеличении конкурса на них. 21,6% опрошенных в числе немаловажных причин возникновения репетиторства отметили желание преподавателей, занимающихся репетиторством, получить дополнительный заработок.
Готовит ли школа в вуз? Учащиеся в своей основной массе связывают получение частных уроков с целью поступления в вуз. 56,9% опрошенных студентов в Казахстане основным мотивом получения частных уроков считают увеличение шансов для поступления в вуз. 50,2% считают, что школьная программа не охватывает всего, что требуется на вступительных экзаменах. Почти половина студентов убеждена в том, что частное репетиторство - единственный путь успешной сдачи вступительных экзаменов. Это позволяет сделать вывод о том, что существует разрыв между требованиями при поступлении в вуз и тем, что имеет учащийся на выходе из школы. Иначе говоря, школа не дает тех знаний и навыков, которые необходимы при поступлении в вуз. На вопрос, достаточно ли знаний и навыков, приобретенных в средней школе, для успешной сдачи вступительных экзаменов в вуз, - 46% преподавателей и студентов ответили, что школьных знаний достаточно для поступления в вуз, 37% студентов и 38% преподавателей - что их недостаточно, 17% студентов и 16% преподавателей затруднились ответить на данный вопрос. Студентам задали вопрос: «Думаете ли вы, что знания и навыки, полученные в средней школе, достаточны для успешной сдачи выпускных экзаменов в школе без репетитора?» 27,5% опрошенных выразили сомнение в этом. Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, школа оторвана от требований, предъявляемых для поступления в вуз, с другой - она не способна обеспечить необходимыми знаниями и навыками, требующимися для успешной сдачи выпускных экзаменов самой же школы. Большинство респондентов считают, что школьная программа перегружена, что является одной из основных причин обращения к репетитору. С этим утверждением согласились 73,5% казахстанских студентов.
Этика и коррупция в образовании Более половины студентов (56,9%) считают одной из главных причин возникновения частного репетиторства и участия в этом школьных учителей их желание получить дополнительный заработок. 81,9% казахстанских студентов согласились с предположением, что учителя намеренно не объясняют суть своего предмета с тем, чтобы иметь возможность давать частные уроки. Для сравнения: в Кыргызстане и Таджикистане с таким утверждением согласились 42% опрошенных. Эти данные говорят о падении планки этических норм, подрывающем авторитет школы и учителя в глазах учащихся, родителей и общества в целом. Далеко не все респонденты согласны с тем, что школьный учитель является лучшим репетитором (46,2% студентов не согласны и 6,2% совершенно не согласны с этим утверждением). Тот факт, что школьный учитель становится репетитором своего ученика, возникает, как правило, из обоюдного желания ученика и учителя. Причем в большинстве случаев - это инициатива ученика: 78,5% респондентов отметили, что частные уроки ученики обычно сами просят школьного учителя дать ему/ей. В то же время две трети студентов считают, что учителя поощряют своих учеников, имеющих проблемы с предметом, к прохождению частных уроков. Масштаб и интенсивность занятий с репетиторами таковы, что практически можно говорить о том, что в последний год обучения в школе формируется параллельный учебный процесс. Каким образом казахстанские ученики находят репетиторов? Как правило, это происходит по инициативе родителей и самих учителей. 28% опрошенных отметили, что школьные учителя сами предложили свои услуги в качестве репетитора. В 26% случаев репетитора нашли родители, 19,4% нашли репетитора по рекомендации учителя, 18% - по рекомендации друзей и только 5% - по объявлению. Остальные пути поиска репетитора (сам попросил учителя, помогли родственники, на курсах подготовки к ЕНТ) менее популярны. «Система образования уже не отвечает тем требованиям, которые ей предъявляет общество на современном этапе. Низкое качество образования и несоответствие школьной программы требованиям, предъявляемым при поступлении в вуз, способствует широкому распространению репетиторства. Поскольку рынок репетиторских услуг представлен в основном самими работниками системы образования - учителями и преподавателями, то это приводит к возникновению скрытых форм коррупционной практики, когда учителя за дополнительную плату предоставляют частные уроки своим или чужим ученикам», - подводят итоги авторы аналитического отчета.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |