|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz), Сатубулдин С
27.02.2008 Методика ранга.
Несмотря на то что первоочередной задачей на среднесрочный период для Казахстана является достойное противостояние в условиях глобального экономического кризиса, перспективной стратегии по вхождению республики в 50 развитых и конкурентоспособных стран мира никто не отменял. Более того, по мнению академика НАН РК, доктора экономических наук, профессора Сагандыка Сатубалдина, это вполне возможно. Только, во-первых, надо четко представлять, о чем идет речь, а, во-вторых, не стремиться в этом процессе выдавать желаемое за действительное, как это, к сожалению, у нас нередко бывает. Для нашей газеты Сагандык Сатубалдиевич сделал подробный анализ методики ранжирования места среди развитых и конкурентоспособных стран мира. Подобный взгляд на проблему еще нигде в прессе не обсуждался, и это исследование можно считать эксклюзивным. Сегодня в мире насчитывается около 200 государств. По социально-экономическому, политическому и культурному показателям они подразделяются на развивающиеся, новые индустриальные, развитые и «промышленно развитые» страны. Последнее определение обычно применялось к странам «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия и Япония) и странам близким к ним по уровню развития. Теперь в официальных отчетах МВФ будет фигурировать другой термин - «страны с развитой экономикой». В эту группу, помимо прежних «промышленно развитых» стран, включены четыре процветающих государства - Гонконг, Южная Корея, Тайвань, Сингапур, а также Израиль. Объясняя терминологические новации, представители МВФ указывают, что названные азиатские государства сравнялись с ведущими державами по такому важнейшему показателю, как доход на душу населения, обладают устойчивыми финансовыми рынками, широкой и разнообразной структурой экономики, включая быстрорастущий сектор обслуживания. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, определив ход выполнения дальнесрочной стратегической программы социально-экономического развития Казахстана-2030 в своих посланиях народу в 2006 году - «Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии» и 2007 году - «Новый Казахстан в новом мире», предложил стратегию вхождения республики в число 50 наиболее развитых и конкурентоспособных стран мира. В СМИ активно по этому поводу публикуются статьи, высказываются мнения. Однако в большинстве этих материалов их авторы определяют понятия развитой и конкурентоспособной страны тождественными, в то время как каждое из них является самостоятельной экономической категорией и подвергается различным индексам анализа. Президент для реализации программы определяет десять основных приоритетов движения страны: не просто обеспечить и поддерживать устойчивое развитие экономики, а управлять ее ростом; достичь качественно новых успехов в региональной экономике и обеспечить полноправное участие в глобальной экономике; повысить эффективность добывающего сектора; особенно важно обеспечить развитие несырьевого сектора производства, диверсификацию экономики; современное образование и профессиональная переподготовка, формирование основ «умной экономики», использование новых технологий, идей и подходов, развитие инновационной экономики; адресная социальная поддержка и развитие социальной сферы на рыночных принципах; модернизация политической системы в соответствии с логикой нового этапа нашего развития; ускоренное проведение административной реформы с учетом международной практики; продвижение достижений и возможностей нового Казахстана в Центрально-Азиатском регионе и в мировом сообществе. Рассмотрим методику определения места развитых стран. Для этого используется показатель ВВП на душу населения. Для ранжирования мест развитых и конкурентоспособных стран используются различные индексы оценки. Критерии ранжирования первых базируются на показателе ВВП (валового внутреннего продукта на душу населения данного государства). Ежегодный рейтинг этих стран на основе статистических данных определяется международными организациями (ООН, ОБСЕ, МФВ, МБРР и другими). Объектами исследования являются 180 стран мирового хозяйства, из них более 50 относятся к развитым. Возникает вопрос, правомерно ли ранжировать страны по показателям ВВП в расчете на душу населения? Является ли этот показатель основным и характеризующим деятельность страны? 75-80 процентов ВВП составляют материальные блага, характеризующие уровень жизни всего населения. Однако сюда входят не только разнообразные потребительские товары, но и услуги образования, здравоохранения, инвестиции в жилищное и социальное строительство. Поэтому он достаточно объективен для понимания общего состояния страны, то есть где ВВП на душу населения больше, там и уровень жизни выше. ВВП является одним из основных показателей системы национальных счетов и определяет конечный результат производственной деятельности экономических единиц, резидентов и нерезидентов страны как в сфере материального производства, так и в сфере нематериальных услуг. Он также используется при международных сопоставлениях для оценки общественной производительности труда и выведения некоторых других индексов экономической эффективности. Мы распределяем развитые страны по основному экономическому показателю - валовому внутреннему продукту на душу населения на три группы. Нижняя группа, где ВВП на душу населения находится на уровне от 12000 до 18000 долларов США. Это Южная Корея (17971), Барбадос (16220), Венгрия (14584), Аргентина (13757), Польша (12000), Эстония (13539), Латвия (12075), Словакия (13494), Чешская Республика (16 357), Бахрейн (17 479). Средняя группа, где ВВП на душу населения находится на уровне от 18000 до 25000 долларов США. Это Новая Зеландия (22582), Испания (22391), Израиль (21822), Греция (19954), Сингапур (24875), Словения (19150), Кипр (19776), Португалия (18597) и ряд других. Верхняя группа, где ВВП на душу населения находится на уровне от 25 000 и выше долларов США. Это Финляндия (63500), Норвегия (37911), Исландия (31246), Австралия (29632), Люксембург (62298), Канада (30627), Австрия (30094), США (37562), Япония (27967), Германия (27619), Франция (27677), Великобритания (27147), Италия (27147), Ирландия (37738), Швейцария (31180) и другие европейские страны. По уровню ВВП на душу населения Казахстан занимает 71-е место (3070 долларов США в 2005 году). Перед нашей страной стоит задача: в ближайшие 4-5 лет войти в число 50 развитых стран. Это обосновывается тем, что ежегодные темпы роста ВВП в республике начиная с 2000-го по 2006 год включительно составил от 9 до 10 процентов. А темп роста внутренней валовой продукции составил на душу населения 3,5 раза (2000 год - 1299 долларов, а в 2006-м - 4200 долларов). Если бы экономика Казахстана развивалась такими же темпами, то в ближайшие 4-5 лет мы могли бы войти в состав нижней группы развитых стран, то есть в число тех самых 50 развитых стран. Кризисные ситуации в финансово-экономической сфере оттягивают сроки вхождения. Таким образом, можно утверждать, что в результате быстрого роста экономики на протяжении 4-5 последних лет Казахстан значительно улучшил свои основные показатели. По размеру ВВП на душу населения мы опережаем наших ближайших соседей - Узбекистан, Кыргызстан и Китай, уступая лишь России. Однако если обратиться к сравнительному анализу, в котором участвуют 180 стран мира, то место Казахстана - 71-е, а впереди не только 50 развитых стран мирового хозяйства, но и ряд развивающихся. Нас опережают Болгария, страны Балтии, Республика Чехия, Венгрия, Польша, Словения, Аргентина, Бахрейн и другие - из нижней группы. С социальными нормами дело обстоит еще хуже. Обобщенный социальный показатель характеризуется индексом социального развития, который наряду с реальными доходами на душу населения учитывает среднюю продолжительность жизни. По нему Казахстан занимает 80-е место. Продолжительность жизни у женщин 67 лет, а у мужчин - 61 год, что ниже, чем во всех странах СНГ. Для сравнения: в Узбекистане продолжительность жизни у женщин 70 лет, а у мужчин - 63 года. Поэтому тезис о достижении уровня развитых стран по основным экономическим и социальным показателям следует понимать не просто как ускоренный рост производства ВНП на душу населения, а как своего рода социальную революцию, базирующуюся на улучшении экономической деятельности. В последние годы наблюдается увеличение заработной платы бюджетным учреждениям, пенсий, студенческих стипендий, грантов в области науки, образования и здравоохранения, а также других социальных выплат. В государственном бюджете страны в 2007 году социальные затраты составляют 50 процентов от общерасходной части. В своем выступлении на расширенном заседании политсовета НДП «Нур Отан» Н.А. Назарбаев отметил: «В первую очередь речь идет о социальном блоке предвыборной платформы, который нацелен на повышение благосостояния и качества жизни каждого казахстанца. С учетом финансово-экономических возможностей страны следует продолжать повышать основные социальные нормативы - прожиточный минимум, минимальный размер заработной платы, пенсионных выплат, пособий». Стране необходимо осуществить социальный сдвиг, сделать в социально-экономической политике крутой поворот к человеку. В настоящее время концепция по стимулированию экономического роста акцентировала свое внимание на развитии не физического, а человеческого ресурса - в основном путем повышения уровня и качества образования. Начало этому положил доклад «Образование - внутреннее богатство», опубликованный Комиссией ЮНЕСКО в 1996 году. С той поры многие эксперты Всемирного банка определяют образование как основное средство для развития человеческого капитала, а следовательно, и как потенциал для стабильных темпов экономического роста. Уильям Истерли, американский экономист, статистически выяснил взаимосвязь между инвестициями в образование и экономическим ростом. В период с 1960 по 1990 годы в мире произошел взрывной рост расходов на образование. Например, в Непале свершилось образовательное «чудо», в результате которого доля детей, получивших начальное образование, увеличилась с 10 процентов в 1960-м до 80 - в 1990 году. Число студентов вузов также резко возросло: если в 1960 году 29 стран мира вообще не имели университетов, то в 1990 году таких осталось только три (Комодорские острова, Гамбия и Гвинея-Бисау). Между тем этот стремительный рост расходов на образование никак не отразился здесь на темпах экономического роста. Более того, в некоторых странах отмечалась даже негативная корреляция между темпами роста ВВП и инвестициями в образование. Так, в Анголе, Мозамбике, Судане, Сенегале, Замбии и ряде других стран, несмотря на увеличение расходов на образование, произошли глубокие экономические кризисы. В свою очередь Япония, сравнительно мало вкладывая в человеческий капитал, тем не менее показывала высокие темпы экономического роста. Советский Союз имел сопоставимые с западными странами расходы на образование, однако это никак не трансформировалось в технологический рост: по меньшей мере последние 15 лет своего существования СССР переживал экономический застой. Таким образом, соглашусь с Уильямом Истерли: очевидно, что образование само по себе не гарантирует экономического роста. Только в случае, если оно действует в комплексе с другими механизмами, оно способно сыграть свою роль в экономическом развитии, являясь одним из инструментов, призванных повысить конкурентоспособность страны. Среди приоритетов, определенных президентом в нынешнем послании, успешная интеграция республики в мировую экономику. Это задача не разовая, ее реализация требует не только приобретения высоких технологий за рубежом, но и разработки своих собственных. Серьезные сдвиги в этом направлении уже имеются: создаются научно-технологические парки, информационных технологий, крупные научные центры, венчурные фонды, ведется подготовка кадров по программе «Болашак», начато приглашение в Казахстан отечественных ученых, работающих за рубежом, в Астане строится научно-образовательный комплекс и новый международный университет, который видится органичным сплавом образовательного учреждения и научно-исследовательского центра мирового уровня. К сожалению, подготовка специалистов в учебных заведениях недостаточно продумана. Так, например, пять лет назад Министерство образования и науки в соответствии с Болонской конференцией перевело высшую школу на трехступенчатую систему высшего образования по западному образцу: бакалавриат, магистратура, докторантура PhD. Эта на первый взгляд хорошая идея на самом деле была проведена неграмотно, что отразилось на подготовке специалистов в вузах. Сегодня бакалавров не принимают на работу как не имеющих специальности с высшим уклоном, дипломы как казахстанских бакалавров, так и магистров и докторов PhD не котируются за рубежом. Хотя президент страны поставил перед высшими учебными заведениями задачу: отечественные дипломы должны быть эквивалентны зарубежным и конкурировать с ними. К слову сказать, в прошлом году ректорат КБТУ и я лично после неоднократных обращений в Министерство образования и науки добились специального, практически единичного разрешения присваивать выпускникам бакалавриата специальность. Это связано с тем, что нефтегазовая отрасль находится в основном в руках иностранных компаний, работающих в Казахстане, и они требовали при устройстве на работу от наших выпускников диплом, подтверждающий специальность. В связи с этим мы изменили учебные планы, составили мероприятия по реализации этой программы. Результат: почти стопроцентная трудоустроенность наших выпускников. Для решения проблем в подготовке магистров и докторов PhD с прошлого учебного года заключены контракты с университетами Великобритании. Суть заключается в том, что подготовка докторов PhD ведется за рубежом и в Казахстане. Докторанту по окончании обучения после защиты присуждается диплом образца зарубежного вуза. В настоящее время руководство КБТУ работает над правом присуждения второго диплома PhD - отечественного образца. Таким образом, мы озабочены подготовкой высококвалифицированных специалистов «отечественного производства».
Продолжение будет опубликовано в последующих номерах.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |