|
|
|
29.02.2008 Ауэзхан Кодар: «В сфере культуры многое еще предстоит сделать»
Сегодня в нашей стране все чаще можно услышать слова "культура", "культурология", "культурное наследие". Это, как нам кажется, как раз тот случай, когда частота упоминаний понятия прямо пропорционально дефициту этого явления. "Культурная" проблема в Казахстане становится все более и более актуальной. Свое видение проблемы и пути ее устранения читателям "Позиции.kz" открывает кандидат философских наук, автор двух пьес и шести книг, президент Ассоциации по экологии культуры народов Казахстана "Золотой век", член Союза писателей РК, директор Института культурной политики и искусствознания Ауэзхан Кодар. - Одной из причин недавнего конфликта между Вами и Вашими сотрудниками был подбор вами новых кадров. Вы говорили о том, что новые сотрудники должны помочь институту расширить спектр деятельности, а старые считали, что они помогают лишь "проедать" их проекты. Чтобы больше не возвращаться к теме конфликта, скажите, какими проектами занимаются старожилы института, а какими - новички? - Знаете, все оказалось не так легко, как я замысливал. Работа нашего института осуществляется по проектам. Проекты готовятся заранее. К примеру, проект на 2008 год должен получить одобрение в 2007 году. Эта бюрократическая волокита тормозит работу. Я пришел в 2007 году, а люди уже подали проекты на 2008. Так что работа по тем проектам, на которые я рассчитывал, начнется только в 2009 году. Поэтому в том ракурсе, в котором я хотел работать - мы еще даже и не начинали. Единственное, что мы успели сделать за время моего прихода - провести 4 конференции, две из которых международные.
- Так куда вы хотели повернуть деятельность института? В какую же, так сказать, сторону двигаться современному институту культурной политики? - Дело в том, что начиная с Послания президента трехгодичной давности, в стране намечены глобальные реформы по модернизации. В том числе и в сфере культуры. У нас же все идет очень медленно, традиционно, и самой модернизации в сфере культуры попросту не происходит. У нас в институте укрепилось историко-культурное направление. Из года в год - одно и то же. Казалось бы - чего в этом плохого? Ничего плохого действительно нет. Люди узнают свою историю, изучают свои корни. Но дело в том, что от этого страдают другие направления. Допустим, современные процессы, происходящие в культуре, остаются за порогом осмысления. При этом мы уже 17 лет живем как независимое государство, и за это время, я считаю, выросло два поколения нашей интеллигенции, которая мыслит уже по-иному. Мы недавно провели круглый стол на тему "Инновационные явления в современной культуре Казахстана". Это была, как оказалось, первая конференция в Казахстане, которая была посвящена именно современному культурному процессу. Мы пригласили гостей из Петербурга - культуролога и литературоведа. Так вот, у нас в стране до сих пор идут дискуссии насчет постмодернизма - нужен ли он Казахстану и т.д. А эти ребята из Питера пришли и сказали: "Постмодернизма уже нет". Пока мы собирались этим явлением заняться, оно уже умерло. - Идем на шаг позади? - Даже на два. Как Вы знаете, я издаю журнал "Тамыр", что имеет три значения: корень, пульс (кровеносный сосуд) и дружба (приятельство). Я же считаю, что "Тамыр" - это информационный поток. В этом журнале мы также предприняли попытку сойти с накатанных рельс соцреализма. У нас вообще два основных направления в институте: соцреализм как изобразительная парадигма и историческое самокопание, которое продолжается бесконечно. И пока мы этим занимались, все и прозевали. Сейчас идут другие процессы, но когда мы до них доберемся, они уже устареют. В сфере культуры не все идет так, как хотелось бы. - Что-нибудь хотя бы меняется сейчас? - Ну вот, пришел новый министр культуры. Он хорошо и стабильно показал свою роль в отечественной культуре. Сейчас, благодаря ему и его команде, выделены значительные средства данной сфере. Я думаю, что теперь реальные подвижки и изменения возможны. Но Министерство - это такая громадная машина, которая мыслит глобально. И получается так, что все, что я замыслил - начнет реализовываться в 2009-2012 годах. - Как минимум год еще будете жить по-старому? Сроки никак нельзя подвинуть? - Для того, чтобы это сделать, нужно полностью менять систему и стиль работы. Сегодняшние проекты, к которым привлекаются отдельные сотрудники - очень узко специализированы. Из года в год одни и те же люди занимаются одними и теми же проблемами. Не происходит смены потока творческих сил. Мне кажется, в этом смысле оптимален опыт зарубежных фондов. Они работают по такой схеме: выбирается институт, в него вливаются деньги, сразу большой бюджет. Вот у нас бюджет небольшой - не более 30 миллионов. Этого едва хватает на то, чтобы расплатиться с сотрудниками. На осуществление проектов остается неприличный мизер. Далее. Проекты должны подавать не сотрудники, а сам институт. Нужны творческиеконкурсы, но для этого у меня должны быть деньги. Тогда люди ко мне идут, подают заявки, я выбираю общественный совет, который эти заявки рассматривает. Все происходит открыто, прозрачно и гласно. Но есть проблемы. У нас все вершится в Астане. Там и люди годами друг друга знают и "проходят" проекты одних и тех же. Мне кажется, этот круг надо разомкнуть, пустить новое поколение творческих людей. - Так, выходит, в нашей стране положение с культурой аховое? - Я оцениваю, что сейчас мы стоим в начале очень большого поворота. Никто уже не хочет жить как раньше. Все - и министры и простые люди - понимают, что настала пора перемен. Но мне кажется, что пока еще не наработаны их механизмы. Кстати, наш институт мог бы заниматься и такими вещами, как разработка механизмов реформ в культуре. Но как раз этого от нас никто не требует. - Мыслите глобально!.. А что если начать с малого? К примеру, заняться воспитанием молодежи… Культурным, конечно. - Я об этом и говорю! Я и говорю, что мы сейчас должны работать с молодежью! Но сейчас мы как никогда далеки от молодежи. Я и сам, насколько бы ни был популярен, не знаю, чем в данное время эта молодежь занимается. Вот летом, одни ребята сделали интернет-портал для казахов, живущих за рубежом, приглашали меня поучаствовать в проекте. Я много всякого им подсказал. Может быть, он даже и сейчас функционирует - не знаю… Но мы, повторюсь, далеки от молодежи… - А между тем культурная молодежь находится совсем близко - в пятидесяти метрах от вашего института стоит худграф КазНПУ им. Абая. Его окончили многие известные в нашей стране художники. А ведь многие из молодых талантов нуждаются в поддержке - может быть, вы и поддержали бы? - Да, я скоро еду в Астану и буду обговаривать такие моменты. Ведь сейчас только начало года, а значит, еще не все потеряно - может, ко мне и прислушаются... - Как у вас обстоит дело с квалифицированными кадрами? - С кадрами большая напряженка. Мне кажется, в таких институтах как наш, не все четко проработано. К примеру, наш институт может иметь в штате 59 человек. Но считаю, что это раздутый и малопродуктивный штат. Его можно сократить втрое, а за счет этого повысить зарплату сотрудникам и создать лаборатории. К примеру, лаборатория художественной графики. И развиваться. Это можно сделать по принципу шоу-бизнеса - выявлять таланты и помогать им в дальнейшем. Таким образом, будет создаваться бренд Казахстана на международной арене. А то мы приглашаем, скажем, архитекторов из-за границы и платим им бешеные деньги, а на собственные таланты не обращаем никакого внимания. - Так сколько же зарабатывают сотрудники Института культурной политики и искусствознания? - В среднем - 30 тысяч тенге. Ну, разве это деньги? И, тем не менее, они держатся за эти деньги, дорожат своими рабочими местами. Настало время деятелям культуры зарабатывать своими мозгами, собственными талантами. Ведь на Западе есть такая возможность - помните, недавно в США была забастовка голливудских сценаристов. Хотя они и так получают бешеные деньги… - … а в Карагандинской области в это время бастовали актеры театра - им есть нечего было… - М-да… Такие вещи нужно понимать… Хорошо, мы приняли Закон о культуре. Но его надо разрабатывать дальше. Его нужно использовать во благо творческого человека. Я ведь сам писатель и член Союза писателей. Но мне это ничего не дает - ни базового исчисления трудового стажа, ни каких-либо льгот. Хотя все это было в советское время. А сейчас - хоть ты член Союза писателей, хоть не член - никакой разницы нет. - В общем, все плохо… - Не воспринимайте мои слова как критику, и тем более огульную. Я ведь еще и философ, а как говорят о нас: дело философа - все усложнять, проблематизировать. Только так он выполняет свою работу - то есть, ставит проблему. И только так мы можем куда-то двигаться.
Игорь Хен
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |