|
|
|
Источник: Русская служба Би-Би-Си (www.bbc.co.uk/russian/)
01.03.2008 Эпоха суши: стабильность без перемен
В выходные дни дворы в спальных районах Москвы превращаются в сплошную автостоянку. Машины стоят на газонах, занимают детские площадки... Как и пробки на Садовом кольце, эта картина стала знаком потребительского бума последних восьми лет. Согласно исследованиям Всемирного банка, с 1999 года зарплаты россиян более чем удвоились. И значительная часть этих средств оседает в сфере торговли и услуг.
Очередь за "Фокусами"
В дилерском центре на севере Москвы в будний день покупателей не очень много. Хотя в салоне представлен почти весь модельный ряд компании Ford, лидером продаж, безусловно, является "Форд Фокус". Купить его не так-то просто. "Очередь на "Форд Фокус" расписана практически до конца года, - говорит генеральный директор центра "Независимость Форд" Дмитрий Колесниченко. - В месяц мы продаем около 300 автомобилей. С каждым годом продажи растут на 10 -15%". Относительная доступность этого автомобиля сделала его самой популярной иномаркой, пришедшей на смену российским машинам. "Первая категория наших покупателей - это люди в возрасте, те, кто больше не хочет ездить на советских или поддержанных автомобилях, еще одна значительная категория - те, для кого "Форд" - это первая машина в семье", - говорит Дмитрий. На средний класс в российской столице работают не только автосалоны Колесниченко.
Эпоха суши
Как непросто в Москве найти в наличии "Форд Фокус", так же нелегко поужинать в пятницу вечером в японском ресторане. Западные журналы прозвали период президентства Владимира Путин "the sushi years" ("эпоха суши") - развитие сетевых ресторанов японской кухни совпало с ростом цен на нефть и потребительским бумом. "Японская кухня стала настолько распространена и популярна, что средний класс может себе позволить и считает своим долгом посещать рестораны японской кухни хотя бы раз в месяц, - отмечает Элла Нистратова, директор по маркетингу ресторанных сетей "Планета Суши" и "IL Патио". - Ради этого наши посетители готовы экономить и делить счета, брать напополам чайник чая или роллы. В этом есть особый шик у среднего класса". И даже понимание того, что японские рестораны в России - сильная стилизация настоящей японской кухни, посетителей, кажется, не смущает вовсе. "Роллы, которые завоевали любовь россиян, совершенно непопулярны в Японии, - констатирует Элла Нистратова. - Настоящие японские роллы очень простые: рис с авокадо, рис с огурцом, а у нас же надо добавить в ролл побольше сливочного сыра и других ингредиентов". Популярность японской кухни привела к появлению в Москве отдельных магазинчиков, где продается все для приготовления роллов, супов и сашими в домашних условиях. В центре города в рестораны выстраиваются очереди желающих попробовать различные роллы - и это при всем разнообразии представленных в Москве кухонь. Нистаратова отмечает, что посетители ждут от японского ресторана чего-то большего, чем простого утоления голода. "В японских ресторанах очень много мелких движений - палочки надо разорвать, к ним приноровиться, соус приготовить. Вот эта мелкая моторика завораживает, успокаивает, выдергивает человека из бешеного темпа мегаполиса и дает ему возможность расслабиться", - считает она.
Потреблять не по средствам
Больше работать и больше отдыхать - по такому принципу живут многие в российских мегаполисах. За последние восемь лет, по подсчетам заведующей кафедрой туризма московской академии туристского и гостиничного бизнеса Светланы Михайловы, поток путешествующих увеличился раза в два. Те, кто не может позволить себе дорогостоящие путевки, покупают бюджетные туры в Египет и Турцию. Начинают ездить люди старшего поколения, которые никогда раньше не выезжали за пределы страны. Желание получить то, что раньше было недоступно, иногда переходит разумные пределы. "У меня есть постоянная клиентка, которая получает 400 долларов, на половину из них живет, а половину откладывает, она берет дорогие туры и изъездила половину Центральной и Латинской Америки", - рассказывает Светлана Михайлова. Гибкие схемы потребительского кредитования еще больше подстегивают желание достать кошелек или кредитную карту. Банковские стойки расположены прямо в торговых центрах, где кредит вам выдадут как на покупку нового телевизора, так и модной одежды. При получении кредитов не все задумываются, легко ли будет их погасить. Редактор отдела моды глянцевого журнала Elle Ольга Михайловская считает, что это особенность российского менталитета - жить не по средствам. Неумение и нежелание потребителей подстраиваться под семейный бюджет кормит не одного производителя товаров класса lux. "Наш "люксовый" рынок живет не только за счет очень богатых людей, которые разом по пять штук покупают сумки за несколько тысяч долларов, но и за счет тех, кто не может себе позволить даже одну, но все равно совершает безумства и тратит всю зарплату на эту сумку. Такие люди - очень серьезная часть нашего рынка", - признает Ольга Михайловская.
Бум без конца и края
Конец потребительского бума прогнозировали еще три года назад, но каждый раз экономисты вынуждены продлевать свой прогноз - желание тратить практически все свои доходы в магазинах у россиян не пропадает. Социолог Михаил Тарусин из Института Общественного проектирования уверен, что россияне лишь учатся покупать: "Эту потребительскую свободу мы получили совсем недавно. Потребительский бум в середине 90-х годов был на контрасте. Люди увидели товары, которые они принципиально не могли увидеть при советской власти. Конечно же, первой реакцией было - нахватать. И даже неважно, что половина товаров была подделкой. Сегодня, когда мы говорим о потребительском буме, надо понимать его природу. Это не потребительская истерика, а осознанный выбор, желание из качественного ассортимента сделать осознанный выбор". "Еще не один год", - отвечает экономист инвестиционного банка "Траст" Евгений Надоршин на вопрос, сколько еще продолжится потребительский бум. И указывает, как спрос на товары дифференцировался со временем: "Если в начале мы видели, что потребители проявили интерес к продуктам повседневного пользования - бытовую, аудио- и видеотехнику, что привело к буму розничного кредитования, то взамен ему пришло автокредитование, а позже - ипотека". Потребительский спрос, основанный на росте экономики страны, может, однако, споткнуться об объективные внешние факторы. Отложить покупку машины или ипотеку может заставить мировой кризис, который отразился и на российском рынке. "Проблемы на мировых финансовых рынках могут стать тем внешним фактором, который скажется на буме российского потребления и сдержит динамику", - указывает Евгений Надоршин. Но пока что ничто не мешает россиянам тратить на товары все больше и больше. По данным Минэкономразвития за 2007 год, расходы на покупку товаров и услуг выросли на 23,5% по сравнению с 2006 годом.
Откладывать не получается
Деньги, потраченные на товары, а не оставленные в качестве сбережений - это нереализованные инвестиции. Финансирование инвестиций в России - это скорее приоритет государства и иностранных фондов, чем частных лиц. Согласно тем же данным Минэкономразвития, рост вкладов, в отличие от расходов, замедлился. Вообще по уровню накопления сбережений лидерами традиционно являются жители Азии, которые до половины своих доходов могут откладывать "на будущее". Лишь небольшая часть россиян начинает копить, но в целом для страны это нехарактерное явление, указывает Евгений Надоршин: "До китайцев по части сбережений нам просто как до небес. Было бы странно на буме потребительского кредитования говорить о том, что россияне учатся копить - нет, россияне учатся потреблять". Отбивают желание копить деньги и высокая инфляция, процент которой не перебивает практически ни один срочный вклад в банке. Вкладывать деньги в ценные бумаги или играть на бирже - это не всегда гарантирует прибыль, что показали январские итоги торгов на мировых биржах. Год назад крупные российские компании (Банк ВТБ, "Роснефть" и "Сбербанк") провели первичное размещение акций - IPO, которое для самих компаний оказалось довольно удачным по объему собранных средств. Но те, кто захотел получить быстрый доход, остались разочарованными итогами "народных IPO": акциями ВТБ, к примеру, сейчас торгуют ниже цены размещения. Все это заставляет россиян скорее тратить свои доходы, чем пытаться их сохранить и преумножить. Что, в свою очередь, не может не нравиться предпринимателям, чей бизнес основан на продажах. Дмитрий Колесниченко, генеральный директор "Независимость Форд", на вопрос, не закончится ли спрос на недорогие "Фокусы", в ответ лишь улыбается. Рынок, на который он работает, "не насытится никогда". "Машину меняют обычно раз в три года, поэтому сейчас к нам возвращаются те, кому мы продавали "Форды" более трех лет назад. Безусловно, кто-то больше стал зарабатывать и поднялся на другой уровень, те, как правило, уходят на "Вольво", на "Фольксваген", но, тем не менее, в семье все равно остается "Форд" - есть дети, есть родители, кому покупают этот автомобиль".
Стабильность без перемен
Такого рода потребление стало настолько привычным для жителей России за последние восемь лет, что стало показателем качества жизни. И, как подытоживает социолог Михаил Тарусин, подобная экономическая ситуация пришлась на руку правящей политической партии и президенту Владимиру Путину. "Для россиян понятие спокойной и уверенной жизни ассоциируется с понятием "сильное и уверенное государство",- считает социолог. - И если власть обеспечивает сегодня жизнь, которая становится лучше, то зачем ее менять, когда и так все хорошо идет?" Но эта схема "экономический рост - политическая стабильность", по мнению экспертов, имеет и оборотную сторону. В случае резкого падения цен на энергоносители и дальнейшее развитие мирового финансового кризиса российским властям придется изыскивать другие средства, чтобы гарантировать поддержку со стороны населения.
Регина Мамыкина Би-би-си, Москва
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |