|
|
|
04.03.2008 Псевдонаука вредит не только самой науке, но и образованию - лауреат Государственной премии РК Мухтарбай Отелбаев
АЛМАТЫ. 4 марта. КАЗИНФОРМ /Айгуль Турысбекова/ - Государственная премия РК в области науки и техники - это не только моя личная заслуга. Это - заслуга всей казахстанской школы математиков, которая считалась одной из сильнейших в СССР. Об этом корреспонденту Казинформа сказал профессор кафедры методов математического моделирования Евразийского национального университета им. Л.Н.Гумилева, академик НАН РК, доктор физико-математических наук Мухтарбай Отелбаев в Алматы на научных соревнованиях школьников «Модели экономического и социально-культурного развития страны в свете стратегии «Казахстан-2030». - В истории независимого Казахстана математик впервые стал лауреатом Государственной в премии в области науки и техники? - В этот раз отбор кандидатов находился под вниманием Президента страны. Может быть, поэтому математикам удалось получить эту высокую награду. В среде ученых бытовало мнение, что Госпремию в Казахстане ученому-теоретику получить нельзя, даже если на нее будут претендовать Энштейн или Ньютон. Стоит отметить, что до 70-х годов прошлого столетия в СССР не было понятия казахстанские математики. И только после 1975 года появились решительные успехи в этой сфере науки. К 1987 году мы фактически обогнали все прибалтийские и закавказские республики, Белоруссию и Узбекистан. - С чем был связан этот прорыв? - Видимо, сыграл свою положительную роль в Кремле авторитет крупного государственного деятеля нашей республики, члена политбюро ЦК КПСС Динмухамеда Ахмедовича Кунаева. Нужно прямо сказать, что в те годы к казахам очень тепло относились в Москве. Наши студенты и аспиранты, которые обучались в ведущих математических центрах СССР, демонстрировали уникальные способности. И не раз они удивляли научных руководителей своими успехами. Сегодня мы имеем целую плеяду замечательных математиков - Тынысбек Кальменов, Рыскул Ойнаров, Уалбай Омербаев, Аскар Жумадильдаев, Мусахан Муратбеков, Мурашерхан Дженалиев, Александр Женсикбаев, Нурлан Темиргалиев, Ерлан Нурсултанов, Найля Кусаинова, Галия Бижанова. Этот перечень можно продолжить. В 1993 году в рейтинг американского математического общества, в который вошли 1000 лучших математиков мира, попало более 30 ученых из Казахстана. Этот показатель гораздо выше, чем средний по Европе, Америке и России. В девяностые годы прошлого столетия мы занимали одно из лидирующих мест в мире. К сожалению, лет через десять эти позиции будут сданы, потому что сегодня в казахстанской науке нет преемственности поколений. Надеюсь, что с развитием новых технологий, информационных систем, роботизации в каком-то разделе науки наши будущие ученые-математики все-таки проявят себя. - Какое значение в прикладном плане имеют Ваши исследования для экономики Казахстана? - Недавно я завершил исследование, которое было продолжением моих прежних научных работ. Оно имеет прямое отношение к экономике. Это можно объяснить простыми словами. Каждый человек планирует свой завтрашний день, этим же занимаются компании, предприятия и государство в целом. В частности стратегия «Казахстан-2030» - это долгосрочный прогноз на будущее. Мои работы посвящены проблеме прогнозов. По мнению многих ученых-математиков и экономистов, это будет полезным исследованием для экономики страны. - Вы являетесь руководителем секции по защите проектов «Математическое моделирование экономических и социальных процессов». Что, по Вашему мнению, считается наиболее важным в работе с молодежью? - Конкурс научных школьных проектов является весьма важным делом в воспитании будущей интеллектуальной элиты нации. Когда школьники в столь раннем возрасте начинают заниматься научными проектами, думать о серьезных проблемах - это заслуживает только уважения к ним. Какую бы профессию они не выбрали в будущем, такие интеллектуальные состязания учат их мышлению. К сожалению, бывают случаи, когда работу делает не сам ученик, а его учитель. В конце концов, это только вредит самим школьникам. Работать с молодежью всегда приятно. Они ведь, как губка, впитывают все новое, у них есть жажда к знаниям и новым открытиям. Весь мир стремится к знаниям, и на молодежь возлагаются большие надежды. Сейчас мы готовим специалистов по программе «Болашак». Если мы хотим видеть в них будущих ученых, то для их полноценной работы в будущем необходима научная среда. Каким бы современным не было техническое оснащение лабораторий - ученому необходимо живое общение с коллегами по цеху. Если студент, проучившись в самом лучшем вузе США, окажется здесь в одиночестве, он не сможет реализоваться и потихоньку затухнет. Так было прежде со многими одаренными выпускниками центральных вузов СССР, оказавшимися в периферии, в отличие от тех, кто работал в Алматы. У меня есть примеры, среди моих учеников и друзей, когда сильные математики так и не проявили своих потенциальных возможностей из-за отсутствия соответствующей научной среды. Наука требует постоянной генерации идей, поиска и состязательной среды. Ученому для его роста важно знать, что его работы находят отклик и у него есть единомышленники. Вот поэтому я считаю, что при подготовке специалистов по программе «Болашак» необходимо позаботиться о том, чтобы казахстанцы учились группами не менее 10 человек именно на одной специальности и в одном вузе. И в будущем по возвращении на родину у них будет определенная научная среда, и они действительно будут продвигать науку. - Правительство признало, что по существу космическая программа провалена. В чем, по Вашему мнению, главная причина? - Космическая программа нашей стране нужна. Но сразу осваивать такие огромные средства, наверное, не стоило. Нам необходимо было начинать с медленной, но верной подготовки своих кадров. Речь об этом идет со времен распада СССР. К сожалению, в этом вопросе пока мы топчемся на месте. Во-вторых, когда выделяется такая громадная сумма средств, она иногда просто губит науку. Ученые вместо научных исследований начинают заниматься распределением этих средств. В данном случае мы видим неэффективное использование государственных средств, которые лучше было бы направить в сельское хозяйство страны. Полагаю, что космическую отрасль необходимо осваивать исходя из сроков и целей. Если сроки поставлены на 20-30 лет вперед, то я бы предложил создать несколько лабораторий и начать подготовку отечественных специалистов. И при этом поставил бы перед учеными принципиально новые задачи. Они не должны продолжать российские и американские исследования, а найти новый способ полета в космос. А иначе, зачем идти по следу предыдущих? Если мы в чем-то не обойдем Россию, смысла заниматься космическими исследованиями я не вижу. Одна из главных задач экономики и науки - уметь выделять главные направления. Сегодня нам необходимы альтернативные источники энергии, создание аккумуляторов. И если учесть, что Казахстан имеет огромную территорию с большими расстояниями между регионами, нам нужен скоростной и дешевый транспорт. Думаю, эти проблемы надо решать в приоритетном порядке. Нам необходимо определять четкий рейтинг казахстанских ученых и их научных достижений. Существует американская система рейтингов, но согласно ей наши ученые-гуманитарии окажутся далеко в конце списка. Например, литературовед или тюрколог, историк или специалист по казахскому языку. Поэтому у них должен быть свой рейтинг в области гуманитарных наук. Что касается области технических наук и математики -казахстанские ученые должны конкурировать на международном уровне. И этот рейтинг будет определять - кто есть кто. Пока же, чтобы определить мнение ученого о той или иной проблеме, мы не знаем его уровня. - Ваше мнение о высшем образовании в стране… - Основным вопросом, волнующим меня в этой сфере, является нехватка качественных учебников, как в школах, так и в вузах. Дело в том, что каждый автор учебника борется за издание только его учебника. Но должны издаваться учебники нескольких авторов одновременно. А учебники по многим дисциплинам надо просто переводить - есть десятки английских, американских, китайских - и создавать их электронные варианты, к которым будет доступ через Интернет. Грамотный и опытный педагог остановится на наилучшем из них. Это повысит и кругозор учащихся. При этом, конечно, должна быть программа-минимум, которую утверждает МОН РК. Но, Министерство должно утверждать не учебник, а только ту программу, которую должен знать аттестованный учащийся. Лучший учебник сам «выплывет» в конкурентной борьбе из числа отсеявшихся подобных изданий. Аналогичная ситуация обстоит с учебниками и в вузах, особенно на государственном языке. Во все времена инструментом для получения знаний являются учебники. Значит, нам надо переводить лучшие учебники ведущих стран мира. Второе - необходимо преодолеть стереотип, который складывался у нас десятилетиями. Мы видим мир через российское «окно». А нам надо смотреть на него своими собственными глазами. Иначе мы никогда не станем передовой страной. Высшее образование предполагает тесную связь с наукой. Такая практика существует в ведущих державах мира. У нас этой связи нет. Одна из причин этого - большое количество мелких коммерческих вузов. Но у коммерции, как известно, свои интересы. Им выгодно продавать «пустой» диплом. Это губительно действует и на образование, и на науку. Если вузы не имеют соответствующей материально-технической базы с достаточным количеством книг в библиотеках и компьютеров, их надо смело закрывать. Сегодня Академия наук практически уничтожена, значит, наука должна постепенно концентрироваться в вузах. Но за исключением нескольких ведущих казахстанских университетов наука не может развиваться в вузах. И к тому же для многих ректоров важнее иметь количественный, а не качественный состав преподавателей с научными степенями. Наличие большого количества псевдоученых подорвало не только престиж науки, но и всего высшего образования. - Спасибо за интервью.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |