|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
12.03.2008 Инвесторы вспомнят про гостеприимство В связи со сложной обстановкой на рынке недвижимости строительные компании будут внимательнее следить за конъюнктурой и переориентировать капиталы туда, где им будет обеспечен «зеленый свет». Эксперты ожидают, в частности, увеличения инвестиций в гостиничную недвижимость. По мнению представителя компании Scot Holland Евгения Долбилина, уже не будет точечной застройки (отдельный офис на продажу, жилой дом и пр.), что происходило еще до недавнего времени в городах Казахстана (кроме Алматы, где это остановилось года три-четыре назад). «Появляющиеся проекты станут более проработанными, качественными, взвешенными по рискам, - сказал он в интервью «&». - Мы ожидаем, что будет осуществляться инвестирование в гостиничный бизнес, который сегодня достаточно обделен вниманием по сравнению с другими секторами коммерческой недвижимости, в особенности уровня 3- и 4-звездочных отелей». Из-за нехватки отелей на рынке гостиничного бизнеса наблюдается слабая конкуренция между игроками. Такое мнение в интервью «&» высказал Мурат Йилмаз, директор по развитию гостиничного бизнеса компании Capital Partners. Каждый из отелей работает в незаполненной нише рынка, стремясь расширить свою долю и захватить лучший кусок пирога. Большие перспективы гостиничного бизнеса Казахстана пока что сосредоточены только на четырех «А»: Алматы, Астана, Атырау и Актау. Однако темпы насыщения рынка гостиницами все равно не поспевают за нарастающим спросом. Дисбаланс между спросом и предложением не позволяет разумно скорректировать уровень цен на гостиничные услуги. И вряд ли стоит ожидать снижения цен в ближайшее время. Г-н Йилмаз утверждает, что в целом строительство гостиниц в Казахстане обходится дороже, чем в европейских странах и городах, и даже чем в России - из-за дополнительных расходов на таможню, транспортировку и профильных специалистов по строительству и оформлению, которых пока что приходится приглашать из-за границы. Отметим, что кроме высоких затрат на сооружение гостиничных комплексов инвесторы учитывают тот факт, что в Казахстане региональные рынки плохо интегрированы в республиканскую экономику. Торгово-хозяйственные связи областей оставляют желать лучшего. Результат - низкое количество иногородних гостей в любом городе (кроме, пожалуй, Астаны и Алматы), откомандированных из других регионов Казахстана. Рынок гостиничных услуг смотрит на все это следующим образом: если нет спроса, то не будет и предложения. Хотя порой возникают совершенно комичные ситуации. К примеру, в 2007 году очередное заседание Совета иностранных инвесторов власти решили провести в Усть-Каменогорске. При этом никто не подумал о том, что в этом городе всего одна приличная гостиница, в которой лишь 2 люксовых номера. Традиционно на заседание Совета иностранных инвесторов слетаются топ-менеджеры транснациональных компаний, работающих в республике. Понятно, что таких бизнесменов намного больше, чем 2, поскольку каждая зарубежная компания старается отправить своего представителя, желая использовать возможность напрямую пообщаться с Нурсултаном Назарбаевым. Так вот, заседание в Усть-Каменогорске наверняка многим запомнилось, поскольку управленцам пришлось чуть ли не в лотерею разыгрывать VIP-номера. Дефицит отелей высокого класса актуален не только для небольших городов республики. Два 5-звездочных отеля на такой большой город, как Алматы, - это несерьезно. «Сегодня в Алматы есть только два отеля 5-звездочного уровня - Hayatt Regency и Intercontinental Almaty, и их уровень действительно соответствует международным стандартам. Гостиницы ниже уровнем, к сожалению, сегодня не выдерживают критики. В этой нише наблюдается отсутствие реальных кандидатов на право называться отелями четырех и трех звезд, и, прежде всего, потому, что там давно требуется хороший ремонт», - сказал в интервью «&» Аблайхан Саматдин, председатель совета директоров Parasat Group. Того же мнения придерживается и г-н Йилмаз. Он считает, что если бы девелоперы вдумчиво оценивали рынок и его потребности и развивали бы сегмент 3-4-звездочных отелей наравне с 5-звездочными, рынок был бы более сбалансированным. «Этот рынок сегодня очень интересен как для инвесторов, так и для гостиничных операторов и будет интересным до тех пор, пока на рынке будет наблюдаться дефицит гостиничных номеров (в особенности уровня 3-4 звезды и в люксовом сегменте). Прогноз потребности в инвестициях в гостиничный бизнес имеет положительный тренд как минимум на ближайшие 5-6 лет благодаря опережающему росту казахстанской экономики в целом по сравнению с намеченным планом открытия гостиниц. Однако нужно учитывать, что строительство и открытие только лишь люксовых 5-звездочных отелей, где уже несколько лет успешно работают крупнейшие девелоперские компании, приведет к дисбалансу рынка вследствие высокого уровня спроса и нехватки инвестиций в 3-4-звездочные гостиницы», - отметил г-н Йилмаз. Не так давно в центре Алматы, рядом с гостиницей «Казахстан», которой уже несколько десятков лет, была возведена гостиница «Алма». Этот 3-звездочный отель был сдан в эксплуатацию в декабре 2007 года. Но времени на так называемую раскрутку проекту не потребовалось, потому что уже сегодня там нет свободных мест. Поэтому неудивительно, что только в Алматы доход от эксплуатации объектов размещения ежегодно составляет примерно 50% от общего дохода гостиниц по всей республике. При том, что количество отелей в бывшей столице составляет около 12% от общего количества гостиниц по всему Казахстану. Конечно, в этих данных не учитывается теневой сектор. Гостиные дома не могут не составлять опасной конкуренции легальному отельному бизнесу все по той же причине: несоответствие в отелях цены и качества обслуживания. Выровнять ситуацию может только конкуренция, которая станет следствием притока инвестиций в эту сферу на фоне развития местного туризма. Предрасположенность к тому, чтобы стать туристической Меккой, у Казахстана есть. Свидетельством служит создание специальных экономических зон. Одна из таких создается на территории Боровского курорта. Там будут соответствующие налоговые льготы. Аналогичные лояльные условия для инвесторов появляются на западе Казахстана, в районе морского порта Актау на побережье Каспия. Не стоит сбрасывать со счетов и то, что Алматы преследует цель стать региональным финансовым центром. Это, в свою очередь, должно заметно увеличить приток туристов, сказаться на интенсивности строительства гостиниц и, соответственно, скорректировать цены на услуги в пользу гостей города.
Майя Беристемова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |