|
|
|
14.03.2008 Особенности рассмотрения дел о банкротстве
Маргулан Бектурганов, председатель коллегии по гражданским делам Мангистауского облсуда
Казахстанская делегация судей и юристов Национального банка приняла участие в работе семинара на тему «Банковское право для судей Центральной Азии», который проходил в Вене. Во встрече также участвовали коллеги из Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана, Азербайджана и Армении. Обсуждаемая тема касалась в основном процесса банкротства и ликвидации банковских учреждений. К примеру, в Австрии решение об осуществлении банком своей деятельности уполномочен решать орган банковского надзора. Во Франции, Германии, США, Швейцарии вопрос банкротства вначале рассматривается также административными органами. Их решения могут быть пересмотрены в судебном порядке. Системы судебного пересмотра различаются в зависимости от правовой системы. В британской системе административные споры относятся к компетенции обычных судов, которые рассматривают гражданские и уголовные дела (так называемая унитарная система юрисдикции). Помимо Соединенного Королевства, унитарную систему юрисдикции имеют Канада, Дания, Ирландия и США. Во Франции судебную защиту обеспечивает Государственный совет - судебный орган, относящийся к исполнительной ветви власти. Аналогичная система применяется в Бельгии и Люксембурге. В Германии существуют отдельные административные суды для рассмотрения административных судебных апелляций (дуалистическая система). Это самая распространенная система в Западной Европе, которая функционирует также в Австрии, Греции, Финляндии, Италии, Нидерландах, Испании, Швеции, Швейцарии и Португалии. В указанных странах СНГ, в том числе в Казахстане, вопрос о банкротстве рассматривается только в суде, что, на наш взгляд, наиболее правильно. В действующем законодательстве нашей страны содержатся признаки банкротства предприятия. Их можно разделить на две группы: существенные и внешние. К существенным относится неспособность должника удовлетворить требования кредиторов, в том числе обеспечить платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с тем, что обязательства должника превысили стоимость его имущества, то есть предприятие должника имеет неудовлетворительную структуру баланса. К внешним признакам законодательство относит следующие: 1. Коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятием. 2. Коэффициент обеспечения собственными средствами - наличие у предприятия собственных оборотных средств для его финансовой устойчивости. 3. Коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности - наличие или отсутствие возможности восстановить платежеспособность в течение определенного периода. Реабилитационная процедура - судебная процедура, в рамках которой к несостоятельному должнику применяются любые реорганизационные, организационно-хозяйственные, управленческие, инвестиционные, технические, финансово-экономические, правовые и иные, не противоречащие законодательству меры, направленные на восстановление платежеспособности должника с целью предотвращения его ликвидации. При наличии возможности восстановления своей платежеспособности несостоятельный должник может заявить ходатайство о применении в отношении него реабилитационной процедуры в уполномоченный орган до обращения в суд с заявлением о признании его банкротом. Также с таким ходатайством могут обратиться кредиторы или третьи лица до возбуждения дела о банкротстве. К ходатайству прилагаются: 1) финансовая отчетность за два последних года; 2) план реабилитации; 3) письменное согласие на проведение реабилитационных процедур залоговых кредиторов, представляющих более 50 процентов от общей суммы обеспеченных залоговых требований, а также конкурсных кредиторов, на долю которых приходится более 50 процентов от общей суммы требований кредиторов. Уполномоченный орган формирует комитет кредиторов и созывает первое заседание комитета кредиторов в установленный срок, в течение которого должен быть рассмотрен план реабилитации. Санация (оздоровление) - реабилитационная мера, в ходе которой собственником имущества должника (уполномоченным им органом), кредиторами или иными лицами несостоятельному должнику оказывается финансовая помощь, а также реализуется иной комплекс мер по мобилизации резервов должника и улучшению его финансово-хозяйственного положения. Эта финансовая помощь должнику со стороны собственника, кредиторов или иных лиц применяется по ходатайству лиц, по чьему заявлению было возбуждено дело о банкротстве, с той же целью, что и внешнее управление. Преимущественным правом на проведение санации имеют собственник, кредиторы и трудовой коллектив предприятия-должника. Если ни один из них не желает принять участие в санации, то объявляется конкурс, в котором могут принимать участие любые юридические и физические лица, в том числе иностранные. Те, кто получил право на осуществление санации, принимают на себя сообща обязанность в полном объеме и своевременно рассчитаться со всеми кредиторами в согласованные с ними сроки и несут непосредственно перед кредиторами ответственность за соблюдение указанной обязанности. Требования кредиторов удовлетворяются в порядке очереди, установленной законодательством. Между участниками санации заключается соглашение. В нем конкретизируются обязанности участников, связанные с удовлетворением требований кредиторов, определяются сроки такого удовлетворения, предполагаемая продолжительность санации, ответственность того из участников, кто откажется от участия в процедуре. Для проведения санации устанавливается максимальный срок - 18 месяцев. Но уже после первых 12 месяцев должно быть удовлетворено 40 процентов общей суммы долгов. Если это требование не выполняется, то санация прекращается. До истечения указанного в соглашении срока собственник, любой из кредиторов или трудовой коллектив могут потребовать прекращения-санации по причине неэффективного проведения или того, что действия участников направлены на ущемление прав заявителя. В случае, если при приеме заявления должника суд установит, что оно подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание, а также при отсутствии в приложении к заявлению документов, подтверждающих его полномочия, а также документов, предусмотренных ст. ст. 18, 19 Закона о банкротстве (далее Закон), заявление должника возвращается судом без рассмотрения, согласно положению ст. 21 Закона и ст. 154 ГПК. В случае, если обращение должника в суд является его обязанностью и к заявлению не приложены необходимые документы, такое заявление принимается судом к производству, а недостающие документы истребуются судом в порядке подготовки дела к судебному разбирательству. Заявление должника не может быть отозвано без соответствующего решения суда, в отличие от заявления кредитора, то есть, если кредитор отзовет свое заявление, то судья его возвращает без возбуждения дела и выносит определение о возвращении заявления (ст. 154 ГПК). В свою очередь, если должник захочет отозвать свое заявление, то судья не имеет права вернуть его без принятия одного из судебных актов, установленных ст. 35 Закона. Законом предусмотрена обязанность кредитора направить должнику копию заявления и прилагаемых к нему документов, но не указано, в какие сроки он должен выполнить данную обязанность. Данная норма рассчитана на добросовестность кредитора, то есть на то, что он своевременно направит копию заявления и прилагаемые к нему документы. Но если кредитор окажется не настолько добросовестным и направит копию заявления с документами после возбуждения дела, то у юридического лица - должника практически не будет времени собрать необходимые документы для опровержения утверждений кредитора и своевременно направить отзыв. В связи с этим разумно в Законе установить сроки, в пределах которых кредитор обязан направить копию заявления и прилагаемые к нему документы. Согласно положению ст. 152 ГПК и ст. 27 Закона судья обязан в пятидневный срок со дня поступления заявления решить вопрос о его принятии к производству суда. На первый взгляд процедура принятия заявления судом кажется достаточно простой: суд в течение пяти дней рассматривает поданное заявление, приложения к нему, а также проверяет соответствие заявления требованиям Закона. Однако это только с одной стороны. С другой стороны, суд должен учитывать, что последствия принятия заявления судом весьма серьезные. Так, проблемы должника подвергаются огласке, руководство отвлекается от текущего управления предприятием, возникают дополнительные расходы на проведение процедур несостоятельности. В некоторых случаях сам факт возбуждения дела о банкротстве может быть достаточен для разрушения «здорового» предприятия или предприятия, которое можно еще спасти. Если впоследствии выясняется, что требования кредитора-заявителя было необоснованным, подача иска против такого кредитора по возмещению убытков может и не оживить бизнес должника. Таким образом, суд должен быть уверен в обоснованности требований кредитора, подающего заявление, и позволить должнику оспорить требование или сразу уплатить долг. Суд в течение 7 дней после вынесения определения о возбуждении производства по делу о банкротстве обязан опубликовать объявление о возбуждении производства на государственном и русском языках. После принятия заявления и возбуждения дела о банкротстве судья производит подготовку дела к судебному разбирательству, которая представляет собой комплекс процессуальных действий, необходимых и достаточных для быстрого, своевременного и правильного разрешения дела. Согласно ст. 34 Закона, подготовка дела должна быть произведена не позднее одного месяца после возбуждения дела, то есть срок будет отсчитываться с момента вынесения определения о возбуждении дела о банкротстве. Однако, если исходить из ст. 31 Закона, где сказано, что основанием для подготовки дела является наличие отзыва, то данный срок должен начинаться с момента поступления в суд отзыва должника, который, кстати, направляется в десятидневный срок с момента получения должником копии определения о возбуждении дела. Все это будет происходить следующим образом: судья выносит определение о возбуждении дела, потом копия направляется должнику, и уже потом должником направляется отзыв, по получении которого судом будет производиться подготовка дела. По завершении предварительной подготовки дела, но не позднее одного месяца после его возбуждения, дело должно быть назначено к судебному разбирательству, о чем суд выносит определение. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено на заседании суда в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в суд. При разбирательстве дела суду следует учитывать исчерпывающий перечень оснований для вынесения решения о банкротстве должника, поэтому суду необходимо выяснить наличие или отсутствие этих оснований: 1) неспособность должника доказать свою состоятельность в ходе судебного разбирательства в срок не позднее двух месяцев с момента возбуждения дела; 2) наличие в отзыве должника признания несостоятельности в срок не позднее 30 дней с момента возбуждения дела; 3) подачи должником заявления о признании его банкротом в срок не позднее 10 дней с момента возбуждения дела; 4) отказа комитета кредиторов в применении к должнику реабилитационных процедур с соблюдением требований п. 2 ст. 14 Закона в срок не позднее пяти дней с момента получения решения комитета кредиторов об отказе; 5) письменного обращения реабилитационного управляющего в суд с заключением уполномоченного органа о неуспешном проведении реабилитационных процедур в срок не позднее десяти дней со дня возобновления производства по делу о банкротстве. При рассмотрении дел о банкротстве судам следует оценивать состоятельность должников на основании всех представленных документов, не ограничиваясь только признанием должника собственной неплатежеспособности. Разбирательство дела о банкротстве может завершиться вынесением одного из предусмотренных судебных актов. В соответствии с п. 1 ст. 35 Закона, рассмотрев в судебном порядке дело о банкротстве, суд может принять один из следующих судебных актов: 1) решение о признании должника банкротом; 2) решение об отказе о признании должника банкротом; 3) определение о применении должника банкротом; 4) определение о применении реабилитационной процедуры при наличии ходатайства. Решение суда о признании должника банкротом, основанное на признании им своей несостоятельности, должно содержать сведения о финансовом состоянии должника, а также обоснованную оценку состоятельности должника по существу. Решение суда о признании должника банкротом и возбуждении конкурсного производства регулируется ст. 36 Закона. Такое решение выносится судом в случаях: 1) неспособности должника доказать свою состоятельность в ходе судебного разбирательства в срок не позднее двух месяцев с момента возбуждения дела: 2) отсутствия отзыва должника или наличия в отзыве должника признания несостоятельности в срок не позднее тридцати дней с момента возбуждения дела; 3) подачи должником заявления о признании его банкротом в срок не позднее десяти дней с момента возбуждения дела; 4) отказа комитета кредиторов в применении к должнику реабилитационных процедур с соблюдением требований п. 2 ст. 14 Закона о банкротстве в срок не позднее пяти дней с момента получения решения комитета кредиторов об отказе; 5) письменного обращения реабилитационного управляющего в суд о неуспешном проведении реабилитационных процедур в срок не позднее десяти дней со дня возобновления производства по делу о банкротстве. В решении суда о признании должника банкротом должны содержаться указания: 1) о ликвидации должника; 2) о назначении конкурсного управляющего либо, в случае банкротства страховой (перестраховочной) организации, о назначении ликвидационной комиссии в составе председателя и членов комиссии, либо, в случае банкротства банков, о назначении ликвидационной комиссии в составе председателя и членов комиссии; 3) о размере заявленных требований кредиторов, обратившихся в суд до вынесения решения. Объявление о признании должника банкротом и возбуждении конкурсного производства публикуется конкурсным управляющим в официальном печатном издании центрального органа юстиции в срок не позднее семи дней со дня вступления решения суда в законную силу. Публикация о признании должника банкротом должна содержать: 1) наименование судебного органа, вынесшего решение о признании должника банкротом; 2) наименование и местонахождение банкрота; 3) обращение к кредиторам о необходимости в двухмесячный, срок со дня публикации предъявить имеющиеся претензии к должнику. Если решение о признании должника банкротом основано на признании им своей несостоятельности, то данное решение должно содержать также сведения о финансовом состоянии должника и обоснованную оценку состоятельности должника по существу. Признание должника банкротом и возбуждение конкурсного производства влечет определенные последствия. В первую очередь данные последствия касаются юридического лица - банкрота. С момента принятия судом решения о признании должника банкротом и его ликвидации: 1) банкроту запрещается отчуждение и временная передача имущества; 2) сроки всех долговых обязательств банкрота считаются истекшими; 3) прекращается начисление неустойки и вознаграждения (интереса) по всем видам задолженности банкрота; 4) прекращаются споры имущественного характера с участием банкрота, рассматриваемые в суде, если принятые по ним решения не вступили в законную силу. При этом конкурсный управляющий обязан известить все суды, в производстве которых находятся дела по рассмотрению имущественных требований к должнику о признании ответчика банкротом и направить заявления о прекращении в связи с этим производства по делам; 5) имущественные требования могут быть предъявлены банкроту только в рамках конкурсного производства. Данные споры, где должник выступает в качестве ответчика, принимает к своему производству суд, вынесший решение о признании должника банкротом. Суд выносит решение об отказе в признании должника банкротом в случае, если им будут признаны обоснованными возражения должника против требований кредиторов. Решения суда об отказе в признании должника банкротом не лишает кредиторов права предъявлять свои требования к должнику в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Решение суда при ложном банкротстве выносится при наличии признаков ложного банкротстве взысканием всех судебных расходов с виновных должностных лиц. В решении суда должно содержаться указание на право кредиторов потребовать от должника возмещение убытков, причиненных ложным банкротством. Суд выносит определение о прекращении производства по делу по основаниям, предусмотренным процессуальным законодательством, а также в случаях: 1) достижения цели проведения реабилитационной процедуры; 2) отзыва заявления о признании должника банкротом. В определении суда о прекращении производства по делу о банкротстве в связи с достижением цели проведения реабилитационной процедуры должны содержаться указания: 1) об утверждении отчета реабилитационного управляющего; 2) о прекращении реабилитационной процедуры. При принятии решения о признании должника банкротом все судебные расходы, включая расходы по государственной пошлине, уплата которой была отсрочена, и административные расходы, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди. В таком же порядке возмещаются судебные и административные расходы при вынесении определения о прекращении производства по делу в связи с достижением цели проведения реабилитационной процедуры. В случае отказа в признании должника банкротом в связи с признанием судом обоснованными возражений должника против требований кредиторов, расходы относятся на кредиторов, обратившихся в суд, и распределяются между ними пропорционально их требованиям.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |