|
|
|
19.03.2008 Ввести безвизовый режим перемещения граждан на пространстве ШОС пока невозможно - интервью с синьцзянским экспертом
УРУМЧИ. 19 марта. КАЗИНФОРМ /Талгат Баймухамбетов/ - Казахстанские ученые и чиновники в процессе развития научного и культурного сотрудничества между РК и КНР в большей степени ориентируются на Пекин, полагая, что именно там сосредоточена вся научная мысль Китая. Тем временем, по признанию пекинских академиков, наиболее компетентные эксперты по региону Центральной Азии живут и трудятся в граничащем с Казахстаном Синьцзяне. Одним из самых авторитетных и признанных среди них является директор НИИ Центральной Азии Академии общественных наук СУАР КНР Пань Чжипин (Pan Zhiping) - автор известных в китайских научных кругах книг «Центральная Азия под натиском цветных революций», «Религиозные и национальные конфликты в Средней и Южной Азии» и «Политическая культура в регионе Центральной Азии». Автор перечисленных научных исследований известен в Китае не только как лучший специалист по региону, но и как ученый, обладающий острым и даже критическим мышлением. В перерыве между написанием докладов и выступлением на научных конференциях он нашел время для того, чтобы в эксклюзивном интервью казахстанскому корреспонденту поделиться своими оценками ситуации в Центральной Азии. - Господин Пань! Я слышал, что Вы организовывали и лично совершали исследовательские поездки по региону Центральной Азии. Не могли бы Вы уточнить: когда и какие страны и города посещали? - В Казахстане я был 3 раза. Первый раз в 2004 году посетил Алматы, Астану и Актобе; в 2006 году в Алматы участвовал в научной конференции по вопросам казахстанско-китайских отношений. В третий раз приезжал в Алматы в 2007 году по приглашению руководства КазНУ им.А-Фараби для чтения курса лекций в докторантуре по специальности «востоковедение». В этом году с этой же целью планирую совершить 2 поездки в Алматы. А по другим странам Центральной Азии я не ездил. Несколько раз даже заказывал авиабилеты в Таджикистан и Кыргызстан, но планы менялись в самый последний момент. Из стран Прикаспийского региона раньше посещал Иран. - Каково Ваше общее впечатление о социально-экономической и политической ситуации в центрально-азиатском регионе? - После приобретения странами Центральной Азии независимости, политическая ситуация в них, за исключением гражданской войны в Таджикистане, была в основном стабильная, без излишних потрясений. Несмотря на относительно короткую историю независимости, в странах региона наблюдается активное развитие демократических процессов. В экономике в первые годы суверенитета отмечался спад, а затем после 2002 года наметились признаки возрождения. Приходится признать, что темпы экономического развития государств ЦА не одинаковы, и самые большие успехи в этом отношении демонстрирует Казахстан, ВВП на душу населения которого достигает 5000 долларов. По сравнению с РК, Кыргызстан и Таджикистан сейчас можно отнести в разряд бедных стран, так как там ВВП на душу населения составляет 1/10 долю от казахстанских показателей. В богатом природным газом Туркменистане экономическая ситуация более благополучная, да и политическая ситуация более-менее стабильная. Ну, а Узбекистан отстает в политико-экономическом развитии от Казахстана, что очень примечательно, если вспомнить экономическое положение этой республики в советский период. - Казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев на протяжении многих лет неоднократно выдвигал интеграционные инициативы для стран ЦА. Как вы оцениваете перспективу и возможность создания и полноценного функционирования последней инициативы Казахстана - Центрально-азиатского союза (ЦАС)? - Насколько мне известно, президент КР Курманбек Бакиев, а за ним и таджикский лидер Эмомали Рахмон в прошлом году поддержали инициативу Нурсултана Назарбаева. Ислам Каримов, похоже, на этот счет имеет собственное мнение, что опять же навевает воспоминания о советском периоде развития Узбекистана. Или это следствие конкуренции между РК и РУ по вопросу о региональном лидерстве? Узбекистан ведь тоже гордится своей историей. Как бы то ни было, полагаю, что создание ЦАС - это внутреннее дело стран Центральной Азии, которое можно решить на основе консенсуса и взаимного доверия между всеми государствами региона. Вероятно, двигаться в этом направлении надо постепенно. Необходимо создать благоприятные условия для межнационального общения, чтобы любой представитель Центральной Азии мог свободно купить билет на самолет или поезд и совершить поездку в Ташкент или Ашхабад. Это должна быть цель на перспективу. - В рамках ШОС неоднократно звучали предложения о создании на пространстве Организации режима, благоприятного для взаимных поездок граждан государств-участников «Шанхайской шестерки» и взаимного признания виз для граждан третьих стран. Вместе с тем, помнится, 2 года назад на казахстанско-китайских переговорах на уровне руководителей полицейских структур двух стран казахстанская сторона выдвинула тезис о том, что нелегальная миграция является хорошей основой для наркотрафика, незаконной торговли оружием, похищения людей и распространения терроризма и идей сепаратизма и религиозного экстремизма в регионе. Как, на Ваш взгляд, могут сочетаться идея безвизового перемещения людей и необходимость обеспечения национальных интересов стран? - Вопрос безвизового перемещения по государствам стран «Шанхайской шестерки» в настоящее время представляется неразрешимым. Если только не удастся постепенно создать условия для свободного общения между гражданами всех стран-членов ШОС. Лично я во время посещения Казахстана проблем с получением визы не испытывал. Но это потому, что у меня служебный паспорт. Да и контакты между предпринимателями и бизнесменами Казахстана и Китая значительно облегчаются функционированием в Урумчи представительства паспортно-визовой службы МИД РК. Но вот с Узбекистаном все иначе, потому что узбеки не признают даже служебные или дипломатические паспорта. Для получения узбекской визы необходимо ехать из Урумчи в посольство РУ в Пекине, поэтому совершить сейчас поездку в Узбекистан практически невозможно. Более того, для получения визы необходимо подать заявку за 6 месяцев вперед, а если, представьте себе, вы захотите получить визу в 3-месячный срок, то это просто невозможно. По этой причине я не смог принять участие в научной конференции в Ташкенте, потому что пока получил визу - мероприятие уже завершилось. Если говорить о китайских бизнесменах, то они со своими общегражданскими паспортами почти не имеют шансов совершить поездку в Узбекистан. Хотя и в Алматы в этом отношении имеются свои сложности: китайцы, да и все остальные иностранцы, должны постоянно носить при себе паспорта с визовой отметкой и миграционные карточки. Более того, нам иногда приходится сталкиваться со злоупотреблением служебным положением или правовой безграмотностью иных представителей местных правоохранительных органов в Казахстане. К примеру, как я уже говорил, у меня служебный паспорт, поэтому при въезде в РК виза не требуется. Во время перелета самолетом из Урумчи в Алматы я, как и другие пассажиры, заполнил бланк миграционной карточки, но затем казахстанские пограничники сказали мне, что в этом не было необходимости. А у моего коллеги, также обладателя служебного паспорта КНР, потребовали. Коллега также приезжал в Алматы по приглашению КазНУ им. Аль-Фараби и впоследствии вновь испытал сильное беспокойство при регистрации по месту временного проживания. Меня же один раз задерживали в аэропорту города Актобе. Местные полицейские долго созванивались с вышестоящими инстанциями в Алматы или в Астане и только после этого отпустили меня. - Давайте перейдем к двусторонним отношениям. Как вы оцениваете торгово-экономическое сотрудничество между Казахстаном и Китаем на уровне регионов? Нет ли необходимости внести изменения в структуру товарооборота? - Торгово-экономическое сотрудничество между РК и КНР имеет хорошие перспективы не только в нефтегазовой отрасли, но и в других сферах экономики, включая торговлю, инвестиции, обмен рабочей силой и т.д. Наше внимание привлек объявленный у вас проект по строительству через территорию Казахстана железнодорожной магистрали со стандартной колеей. Он не только стимулирует сотрудничество между странами, но и ускорит экономическое развитие Казахстана, которому как раз не хватает развитой сети коммуникаций. Насколько мне известно, у вас, к примеру, сложно добраться поездом из Алматы в Атырау. Кроме того, из-за нестандартной ширины железнодорожной колеи составам приходится менять колесную пару на переходе Достык-Алашанькоу. А потом при выходе транзитного поезда в сторону Турции опять придется менять колеса? Это обстоятельство изолирует Казахстан от внешнего мира и транзитных международных перевозок. - А как, к примеру, Вы оцениваете перспективность проекта по строительству участка железной дороги на казахстанской территории от станции Хоргос? - Естественно, мы поддерживаем проект строительства железной дороги по казахстанской территории от Хоргоса до станции Жанаозен или до Алматы. И, если казахстанская сторона будет приветствовать это, мы готовы участвовать в проекте, в том числе вложением инвестиций. Железную дорогу в этом районе можно проложить без особых трудностей из-за равнинного рельефа местности. А вдоль железной дороги можно проложить и скоростной автобан. Представьте себе, что через 20 лет весь регион Синьцзяна и Центральной Азии будет опутан сетью скоростных шоссейных дорог и можно будет запросто на автомобиле из Урумчи или Кашгара доехать до любого города в Центральной Азии. Это было бы здорово. - Но почему Вы взяли за отсчет временной отрезок в 20 лет? - Я говорю о 20 годах, потому что знаю, насколько строительство дорог капиталоемко. Например, для строительства 1км асфальтового шоссе в Китае необходимо 100 млн юаней инвестиций. Поэтому 20 лет - в исторических масштабах срок не долгий. Но строительство дорог необходимо для всех стран региона, потому что экономический эффект от этого очевиден. - Вам, наверняка, известно о сильной обеспокоенности казахстанской общественности по вопросу о трансграничных водных ресурсах? На фоне очень медленного переговорного процесса в Синьцзяне наблюдаются активные работы по строительству различных гидросооружений. Как Вы прокомментируете сложившуюся ситуацию? - Я этим вопросом не занимаюсь. Знаю только, что в Синьцзяне ощущается острая нехватка воды. А проблема трансграничных водных ресурсов между РК и СУАР КНР потребует, я думаю, длительных двусторонних переговоров. - И последнее. Каковы Ваше видение перспектив развития отношений между РК и КНР и пожелания народам стран Центральной Азии? - Сотрудничество улучшается год от года. Китай уделяет пристальное внимание развитию взаимодействия со странами Центральной Азии, и я уверен в светлых перспективах этого партнерства. В ходе двустороннего или многостороннего сотрудничества неизбежно возникают вопросы того или иного характера, но их необходимо решать на основе равенства и учета взаимных интересов. Тем более, что Китай неизменно подчеркивает свою нацеленность на развитие добрососедских отношений с приграничными странами. У нас с народами Центральной Азии единая цель - совместное процветание. И, отмечу в заключение, нас особо радуют экономические успехи Казахстана. - Спасибо за интервью!
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |