|
|
|
27.03.2008 Выступление Президента Н.А. Назарбаева на совещании по подготовке празднования 10-летия Астаны
Уважаемые участники совещания!
Мы выслушали выступление акима Астаны. В целом, я поддерживаю представленные подходы к празднованию юбилея столицы. Вижу, что замечания, которые высказывались на прошлом совещании, учтены. Подготовка к 10-летию идет активно. Набранные темпы необходимо сохранить и впредь. За эти годы Астана уже стала традиционным местом проведения крупных событий, в том числе международных. И у нас накопился опыт проведения мероприятий такого масштаба. Вместе с тем, хочу обратить внимание на ряд принципиальных моментов. Во-первых, предстоящий юбилей имеет важное политическое значение - это не просто рядовой праздник, а большое общенациональное мероприятие, которое должно придать новый импульс развитию не только Астаны, но и всей страны. Астана сегодня - это олицетворение нового, динамично развивающегося Казахстана, символ обновления, символ независимости нашей республики. Эта ключевая идея должна пронизывать все праздничные мероприятия. Я хочу, чтобы вы, как организаторы праздничных мероприятий, не забывали - юбилей столицы должен нести консолидирующий заряд и объединять всех казахстанцев. В этой связи второй важный момент, на который хочу обратить внимание, касается празднования 10-летия столицы не только в Астане, но и по всей республике. Акиматы всех областей и города Алматы должны принять самое активное участие в организации праздников в столице. Аким города сегодня доложил, что за каждым регионом закреплены конкретные участки - улицы, скверы, другие объекты. Кроме того, в течение июня, накануне праздников планируется провести фестиваль областей Казахстана. Я считаю, что праздничные мероприятия, посвященные десятилетию столицы, следует проводить не только в Астане, но и во всех регионах Казахстана. Поэтому я дополнительно поручаю всем руководителям регионов подготовить и провести у себя соответствующие мероприятия, связанные с юбилеем столицы. Астана - это национальный успех. Это общее достижение. Поэтому юбилей столицы должен способствовать консолидации нашего общества. Астана должна объединять казахстанцев. Третий принципиальный момент связан с презентацией нашей столицы в международном масштабе. Как вы знаете, мы широко заявили об амбициозной цели - вывести Астану, как город-эталон казахстанской государственности, в число 30-ти лучших городов мира. Поэтому наша молодая столица стала важной частью «казахстанского бренда». На 10-летие Астаны мы ждем многочисленных гостей из-за рубежа. Планируются международные форумы, например, сессия Ассамблеи столиц и крупных городов, в которой, как заявляет аким Астаны, будут участвовать не менее 70-ти градоначальников из разных государств. Это потребует большой работы по размещению гостей, организации для них интересных программ. Нужно обеспечить подготовку сервисной инфраструктуры города - гостиницы, рестораны, туристические маршруты. Все должно быть организовано на достойном уровне. Возможен приезд президентов некоторых стран, они изъявляют желание приехать. Мы тоже кое-кого пригласим. Это надо учесть. В целом, я считаю, что необходимо стремиться вывести празднование юбилея нашей столицы на уровень международной повестки. 10-летие Астаны должно стать интересным событием для туристов из самых разных стран мира, как соседних, так и из дальнего зарубежья. Проведение юбилея должно придать мощный импульс развитию Астаны, как центра международного туризма. Эта работа должна быть рассчитана на стратегическую перспективу. Изучайте опыт Дубаи и других столиц, активно привлекающих туристов со всего мира. Четвертый момент касается информационной работы. В казахстанских и в зарубежных СМИ необходимо провести широкую кампанию по презентации юбилея столицы. В рамках кампании необходимо осмысление значения Астаны для всего Казахстана. Необходимо показать, что дали эти десять лет с момента переноса столицы для общестранового прогресса. Информационная работа должна быть направлена на привлечение в Астану гостей из всех регионов Казахстана и из-за рубежа. По линии МИДа, а также в зарубежных СМИ необходимо организовать привлекательную рекламу Астаны и программы праздника. Такая работа будет способствовать продвижению имиджа всего Казахстана. Юбилей столицы должен продемонстрировать, что с казахстанской экономикой все в порядке, никаких кризисов нет. Все проблемы решаются, инвестиционный климат сохраняется. В прошлом году рост экономики Казахстана превысил 8%. Это выше среднемирового уровня. К своему 10-летнему юбилею Астана также подошла с хорошими показателями. По предварительным данным за прошлый год реальный региональный продукт Астаны превысил 1,3 триллиона тенге. Относительно 2006 года рост на 36 процентов. Промышленное производство в городе выросло на 22 процента. Основной капитал вырос на 17 процентов. Кроме того, в городе активно формируются новые высокотехнологические комплексы - медицинский, образовательный, транспортно-логистический, биотехнологические центры, которые создают новый высокоинтеллектуальный фундамент экономики города и конечно страны. Эти все факты требуют хорошего освещения. Пятое. Необходимо обеспечить своевременный ввод всех объектов, приуроченных к юбилею столицы. Кроме того, необходимо принять все необходимые меры для благоустройства городских территорий и праздничного оформления столицы. Очень важно обеспечить чистоту города. Причем, это касается не только праздничных дней. Чистота, наведение и поддержание порядка вокруг строящихся объектов - это сейчас одна их наиболее важных проблем. Здесь нужны серьезные меры. Шестое. Особо обращаю внимание акимата, что праздник организуется в первую очередь для горожан и гостей столицы. Это не узкоэлитарные мероприятия для чиновников и руководителей. Все желающие должны иметь возможность посетить интересные им мероприятия. При этом все должно быть организовано для удобства людей. В дни праздников важно обеспечить соответствующую доброжелательную атмосферу в городе. Я говорю о правильной организации работы всех городских служб, торговых центров, организации движения транспорта и т.д. И седьмое. Необходимо очень тщательно подойти к вопросу обеспечения порядка и безопасности при проведении праздничных мероприятий. Это очень серьезный вопрос. К нему должны подключиться все соответствующие спецслужбы.
Уважаемые участники совещания!
Когда мы слышим такие названия, как Вашингтон, Москва или Пекин никому не нужно объяснять, о каких государствах идет речь. Широкого международного признания Астаны в сердце Евразии за 10 лет добились и мы вместе с вами. С каждым годом Астана становится все более авторитетным и ярким символом независимого Казахстана. Астана стала центром притяжения, где пересекаются все пути. Потому Астана является одним из главных политических брендов Нового Казахстана. Но при всей своей парадности и великолепии, Астана - это не храм и не музей. Прежде всего, это город казахстанцев. И таким он должен предстать в дни юбилея. Учитывая все это, для руководства города, и всех задействованных структур проведение 10-летия является серьезным экзаменом. Теперь перейду к проблемным вопросам, касающимся развития города. Строительство и ремонт автомобильных дорог продолжает проводиться без учета интенсивности движения и роста числа транспортных средств. В итоге, наблюдаются большие пробки на загруженных улицах города, особенно, в «часы пик». Качество же дорог давно стало излюбленной темой для обсуждения на разных уровнях. Однако реальных подвижек в этом вопросе не наблюдается. Несмотря на проводимый ежегодно ремонт городских дорог, их состояние оставляет желать лучшего. Не так давно руководство города заявляло о готовности к весенним паводкам. Однако, из-за некачественной работы ливневой канализации, столицу, как и раньше, заливает талыми водами. Некачественно исполнено и поручение по освещению улиц в целях обеспечения безопасности населения, в том числе находящихся на окраине города. Качество наружной рекламы не выдерживает никакой критики, как по содержанию, так и по форме, хотя на это неоднократно обращалось внимание городских властей. Практически не используются функции социальной рекламы, такие ее возможности, как убеждение людей, культивирование позитивных явлений в жизни общества и государства, воспитание чувства любви к своему народу, стране, городу, родной природе. Прошло почти два месяца со дня обнародования Послания народу Казахстана, однако до сих пор в городе не обеспечено наглядное сопровождение этого важного документа. Улицы и проспекты не имеют соответствующего информационного оформления, в целом в городе сложно сориентироваться. Нет даже самых основных обозначений направлений - в аэропорт, центр города, на железнодорожный вокзал. Это касается и новой части столицы - левобережья. На многих домах и зданиях нет названия улиц, проспектов, нет нумерации зданий. Несмотря на увеличение количества автомоек, на улицах города много грязных автомашин. Цены на столичных автомойках превышают средний показатель по республике в 2-3 раза. Помывка автомашины в столичных мойках обходится ее хозяевам от 2000 тенге и выше. Обостряется проблема парковок. В городе зарегистрировано более 210 тысяч автомашин. При этом количество обустроенных автопарковочных мест не превышает 35 тысяч. И это в условиях ежегодного увеличения количества транспортных средств по городу в среднем на 25-30 тысяч единиц.
* * *
О городских дворах. С 2006 года реализуется программа «Дворы Астаны», в рамках которой в прошлом году благоустроено 330 дворов. Однако, несмотря на существующие нормы по обустройству, благоустройство дворов, как и прежде, носит фрагментарный характер, и, судя по количеству жалоб и обращений горожан, говорить о значимых достижениях в этом направлении пока не приходится. Из-за отсутствия комплексного решения данного вопроса игровые и спортивные площадки приходят быстро в непригодное состояние. Освещение исчезает, территория зеленых насаждений и газонов в зимнее время превращается в места парковки автомашин.
* * *
О деятельности столичных КСК. Имеется Перечень обязательных работ КСК по расходам на содержание и эксплуатацию общедомового имущества. Однако на практике лишь несколько КСК выполняют все работы предусмотренные данным Перечнем. При этом стоимость услуг КСК варьируется в пределах от 20 до 80 тенге за 1 кв. метр общей площади. Вызывает вопрос контроля обоснованности стоимости услуг КСК и выполнения ими своих обязательств перед жильцами? Создается впечатление, что городские власти полностью потеряли контроль над деятельностью КСК. В текущем году городские власти собираются провести капитальное благоустройство еще 500 дворов. В этой связи необходимо, в первую очередь, решить вопрос о повышении ответственности КСК и самих жителей за сохранность объектов благоустройства. При этом многое зависит от культуры, патриотизма и отношения горожан к своему городу.
* * *
В 2007 году выполнены работы по строительству парков и скверов, озеленению магистралей и территорий города на общей площади более 120 га. Кроме того, ко Дню города должны быть введены Президентский парк, вторая очередь парка «Жеруйык», проведены озеленительные работы на площади свыше 190 га. Однако, нет должного контроля над реализацией схемы озеленения города, соответствием зеленых объектов общему культурному ландшафту, качеством посадочного материала и уходом за зелеными насаждениями. В городе отсутствует служба, ответственная за их сохранность. Нередко уничтожаются существующие и, даже, вновь организованные зеленые насаждения, массивы и скверы.
* * *
Несомненно, из года в год растет уровень столичного сервиса, строятся современные торговые центры и объекты досуга и отдыха горожан и гостей столицы. Однако, высокий уровень цен, не сравнимый с другими городами страны, является одной из серьезных проблем. При этом уровень сервиса и качества обслуживания уступает сервису столичных отелей других стран в данном ценовом сегменте. Практически отсутствуют гостиницы в ценовом диапазоне до 5 тысяч тенге за сутки, что снижает туристическую привлекательность столицы. Такая же ситуация в сфере общественного питания. Государственной программой социально-экономического развития города Астаны на 2006-2010 годы предусматривалось создание вокруг Астаны «продовольственного пояса», объединяющего в единую технологическую цепь фермерские хозяйства Акмолинской области. Однако серьезных подвижек в данном вопросе не наблюдается. Поставщики овощей и фруктов из южных регионов Казахстана, а также Узбекистана и Кыргызстана, несут дополнительные затраты в виде поборов со стороны контролирующих органов. В результате цены на продовольственные товары в торговых пунктах Астаны на 15-20% выше среднереспубликанских показателей.
* * *
Работа общественного транспорта вызывает многочисленные нарекания жителей и гостей столицы. Водители автобусов в нарушение правил дорожного движения превышают скорость движения, допускают перегруз, создают аварийные ситуации, высаживают пассажиров вне остановок. Руководством города не урегулирован порядок перевозок пассажиров в такси. В качестве такси нередко используются легковые автомобили со сроком эксплуатации более 10-15 лет. При этом они не имеют специальную окраску кузова, не оборудованы соответствующим образом. Вокзалы города - являются воротами города. От уровня вокзального сервиса и ее качества формируется представление гостей о столице. На железнодорожном вокзале продажа билетов (которые, как правило, невозможно купить) осуществляется коммерческими структурами, за услуги которых АО «КТЖ» ежегодно выплачивает огромные суммы. Отсутствует единый стиль оформления вокзалов, форменной одежды сотрудников. Нет эстетичных приветственных баннеров. В неприглядном состоянии находится единственный столичный автовокзал. Такая ситуация снижает привлекательность и статус столицы.
* * *
Одна из острых проблем Астаны - это наличие большого дефицита ученических мест и огромной очереди для устройства в детские сады. По данным Министерства образования и науки, в четырех школах Астаны около 800 учеников вынуждены заниматься в три смены. Слабо решаются вопросы обеспечения детей дошкольного возраста местами в детсадах. Это серьезная социальная проблема, так как большое количество молодых трудоспособных женщин вследствие этого не могут выйти на работу, а дети - получить соответствующую дошкольную подготовку. Более 12,5 тысяч детей стоят в очереди на получение мест в детсады. Количество детей, не охваченных дошкольным воспитанием более 30 тысяч. Еще одна серьезная проблема - это обеспечение вводимых новых объектов образования и здравоохранения высококвалифицированными кадрами. В Астане мало крупных и специализированных книжных магазинов. Имеющаяся сеть небольших магазинов и бутиков не обеспечивает растущие потребности наших граждан, особенно детей, в качественной художественной литературе, учебных изданиях, специальной научно-технической литературе. Нужно учесть, что Астана - это город молодых и здесь сейчас очень много студентов и учащейся молодежи.
* * *
Уровень общественной безопасности является одним из основных критериев привлекательности и комфортабельности любого города и страны. В этом направлении проводится большая работа. Растут расходы на содержание органов внутренних дел. Широко внедряются современные технические средства и технологии с учетом опыта передовых стран. Вместе с тем качество обеспечения общественной безопасности горожан и гостей столицы требует существенного улучшения деятельности соответствующих государственных структур. Об этом свидетельствует относительно низкий уровень раскрываемости преступлений. Несмотря на то, что в Астане установлено почти половина из имеющихся в стране камер видеонаблюдения, эта система используется неэффективно. Несмотря на реализацию региональной программы «Астана - город без наркотиков», остается высокой уровень преступности, связанный с наркотиками. Одной из актуальных проблем для Астаны является нелегальные иммигранты, которые с «ведома» соответствующих структур спокойно проживают на всевозможных объектах и дачных массивах. Отдельные из них пополняют преступную среду, совершая кражи, грабежи и разбои. Из года в год обостряются проблемы безопасности на дорогах. До сих пор не внедрено системное регулирование дорожного движения. Не снижается количество пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях. Только за два месяца текущего года погибли на дорогах 5 и получили ранения 79 человек.
* * *
Большую озабоченность у горожан вызывают вопросы благоустройства, санитарного содержания, строительства инженерных сетей и коммуникаций в новых жилых микрорайонах, сноса ветхих и аварийных домов. Много жалоб на действия городских служб, призванных оказывать услуги населению по содержанию и ремонту жилищного фонда и внутренних сетей, обустройству дворов и ремонту лифтов. На сегодняшний день в городе начато более 200 объектов долевого жилищного строительства. В целях защиты прав дольщиков принимаются меры по завершению этих объектов. Реализуется «пилотный» проект по поддержке строительного сектора г.Астаны, по первому этапу которого уже предварительно отобрано 112 жилых комплексов, где строится более 37 тысяч квартир. Выработан механизм по целевому кредитованию застройщиков по соглашениям с банками второго уровня с участием Фонда «Казына», с привлечением кредитов из республиканского бюджета. Помимо этого, принимаются дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке недвижимости. Так, принято решение о выкупе на конкурсной основе около 8 тысяч квартир в строящихся жилых комплексах как акиматом города Астаны, так и государственными холдингами. На сегодняшний день в городе Астане более 20 тысяч человек живут в ветхих и аварийных домах, около 8 тысяч граждан числятся очередниками на улучшение жилищных условий и более 26 тысяч работников бюджетной сферы нуждаются в доступном жилье. И в этой связи необходимо приложить максимум усилий по недопущению ажиотажных явлений на рынке недвижимости.
* * *
Инвестиционные проекты. Развитие и становление новой столицы нашего государства - города Астаны, является самым главным инвестиционным проектом, приоритеты которого определены во многих государственных и региональных программах. В период с 2005 по 2008 годы реализовано и находятся в стадии реализации более 400 местных инвестиционных проектов, для чего в бюджете 2008 года предусмотрены до 160 млрд. тенге, в том числе более 140 млрд. тенге (89%) за счет республиканского бюджета. Вместе с тем, имеются проблемы в их своевременной и качественной реализации. Так, отдельные объекты, после завершения их строительства, сразу же подвергаются капитальному ремонту ввиду несоблюдения соответствующих строительных норм и отсутствия действенного контроля со стороны госорганов - заказчиков строительства. Особо обращает внимание вопрос реализации проекта водоснабжения и канализации, финансируемого за счет японского займа в размере более 200 млн. долларов США. К настоящему времени сроки реализации по Соглашению о займе истекли (февраль 2008 года). Освоение составило менее 40%. Но главное - столица не получила эффективной системы водоснабжения и канализации. Не лучшим образом обстоят дела и по реализации проекта за счет Испанского займа в сумме 20 млн. долларов США. Заем полностью освоен. Однако до настоящего времени объект не принят госкомиссией.
* * *
Поручаю Правительству совместно с акиматом города Астана: - разработать мероприятия и принять неотложные и исчерпывающие меры по устранению вышеуказанных недостатков; - обеспечить неукоснительное исполнение поручений, связанных с подготовкой 10-летия столицы; - по итогам работы за первое полугодие представить отчет о проделанной работе; - активизировать реализацию прорывных проектов. Акимату г.Астаны: - обеспечить своевременный ввод всех объектов, приуроченных к юбилею столицы; - совместно с заинтересованными государственными органами активизировать информационно-имиджевую работу и организовать широкое освещение хода подготовки и проведения праздника; - обеспечить подготовку сервисной инфраструктуры города к приему гостей; - принять необходимые меры по благоустройству городских территорий и праздничному оформлению столицы; - обеспечить проведение основных праздничных мероприятий на высоком уровне, учитывая идеологическую и имиджевую составляющие юбилея. Администрации Президента: - обеспечить постоянный контроль за реализацией данных мной поручений; - при организации визитов Главы государства в областные центры страны предусмотреть внедрение новых подходов обсуждения вопросов регионального развития с учетом выстраивания основы для динамичного, масштабного развития в долгосрочной перспективе.
Уважаемые участники совещания!
Счастье созидания новой столицы своей Родины выпадает на долю не каждого поколения. О вашем труде будут говорить будущие поколения. Они будут гордиться тем, что этот город строили их отцы и деды. Но Астана будущих поколений будет такой, какой мы построим ее сегодня. Вся основная работа будет сделана нами. Астана должна стать примером для других городов Казахстана. Конечно, у нее учатся и сейчас. Но к настоящему столичному уровню еще нужно стремиться. Столица - это не здания, улицы или парки. Столица - это, прежде всего, люди. Столичному человеку должны быть присущи особый внутренний мир, высокая культура, безупречные образование и воспитание. Всё это должно воспитываться с детства. Мы должны воспитывать детей не ломать деревья, не сорить на улице, бережно относиться к своему городу, соблюдать чистоту. Необходимо культивировать дух уважения и любви к столице у каждого жителя. Астана станет подлинной столицей только благодаря красоте, знаниям, высокому духу и внутренней культуре своих жителей. Чистота города - это духовная чистота его жителей.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |