|
|
|
27.03.2008 Когда финансы в безопасности
Задача повышения конкурентоспособности и устойчивости финансовой системы Казахстана сегодня одна из важнейших. «Надо усвоить уроки, преподанные ипотечным кризисом в США, — отметил Президент страны в своем Послании, — оказавшим серьезное влияние на наши банки... Необходимо продолжить структурные реформы нашей финансовой системы. Это касается развития рынка ценных бумаг, современных финансовых инструментов, совершенствования законодательства о банкротстве...». По мнению многих аналитиков, в настоящее время финансовые рынки находятся под негативным влиянием кризиса в США, однако нельзя исключать еще большего замедления развития мировой экономики. И этот фактор следует учитывать, ведь экономика Казахстана, находясь в стадии активного реформирования, весьма уязвима для различного рода угроз, обусловленных глобализацией финансовых рынков. Государственная политика обеспечения финансовой безопасности республики должна быть открытой и предусматривать информированность общества о деятельности государственных органов и общественных институтов в области финансовой безопасности с учетом ограничений, предусмотренных действующими законодательными актами Казахстана. Кроме Конституции одним из основных правовых актов, определяющих приоритеты страны в области национальной безопасности, является Закон «О национальной безопасности РК». Но в нем понятие финансовой безопасности не раскрывается. Речь идет только об экономической безопасности как о состоянии защищенности национальной экономики страны от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость. К «угрозам национальной безопасности РК» п. 10 ст. 5 закона от 26 июня 1998 г. № 233-1 относит нанесение ущерба экономической безопасности государства, включая использование стратегических ресурсов вопреки интересам страны, препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций в Казахстан, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны. Очевидно, что закон, принятый десять лет назад, не мог в полной мере учесть сегодняшние реалии. Поэтому необходимо его откорректировать и разработать дополнительный механизм обеспечения национальной экономической безопасности. Кроме того, вступление в ВТО не решает проблемы недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров. Маловероятно ожидать от присоединения к этой организации и расширения экспортных возможностей для отечественных товаропроизводителей. Во-первых, уже сегодня Казахстан торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двусторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа казахстанских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта страны преобладают энергоресурсы и сырьевые товары, которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом. Присоединение к ВТО несет некие негативные тенденции для отечественного банковского и страхового секторов. Уже сегодня понятно, что их ключевые параметры (капитализация, прозрачность бизнес-процессов...) несопоставимы с параметрами зарубежных конкурентов. Если говорить о внутренних угрозах экономической безопасности, то, видимо, следует выделить в первую очередь сокращение численности населения, его старение, влекущее за собой уменьшение трудового потенциала; нецелевое использование бюджетных средств; несовершенство налоговой системы; недостаточно благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса, множество административных барьеров, обусловливающих высокий уровень издержек предпринимательства; невысокий уровень доходов большинства граждан; структурно-технологическую несбалансированность экономики; невысокие темпы развития национальной информационно-коммуникационной сферы. Серьезная угроза — «теневое поведение» субъектов экономической деятельности в политике, образовании, медицине, культуре, науке. Главная и самая тревожная тенденция современных теневых экономических процессов состоит в том, что они в принципе неотделимы от коррупции. В обществе сегодня недостаточно механизмов, способных оказывать реальное противодействие теневому сектору. Теоретическая сторона проблемы финансовой безопасности разработана в отечественной литературе слабо, что затрудняет определение ее существенных черт и структуризацию основных угроз. В настоящее время практически не изучены такие понятия, развиваемые в зарубежной науке, как микрофинансы, макрофинансы, геоэкономика и геофинансы. Под микрофинансами понимают процесс мобилизации финансовыми институтами и предприятиями сбережений, управления денежными средствами и предоставления финансовых услуг. Макрофинансы занимаются вопросами финансов на национальном уровне (развитие, управление и реформирование финансовой системы) и являются частью экономической инфраструктуры. Геофинансы выступают как составная часть глобальной экономики (геоэкономики). Зарубежная доктрина рассматривает феномен геофинансов с точки зрения взаимодействия государств между собой в финансовой сфере. Геофинансовый выбор государства должен быть нацелен не на усиление национального элемента финансовых ресурсов, а на усиление способности страны использовать международные финансовые ресурсы, другими словами, целью ставится не «иметь деньги», а получить доступ к финансовым ресурсам, который был бы по возможности простым, диверсифицированным, экономичным. Движущей силой развития геофинансов в числе прочих выступает научно-техническая революция в средствах связи, способствующая ускорению передачи прав собственности на активы в международном масштабе и возможности совершать мгновенные перемещения огромных денежных средств в любые точки земного шара. Ежедневно громадные суммы переводятся в другие страны и в другие валюты, поскольку финансовые отделы корпораций, а также финансовые учреждения активно управляют своими портфелями финансовых активов и обязательств. Оффшорные зоны, еврорынок и прочие мировые финансовые центры в лице крупнейших банков, валютных, фондовых бирж аккумулируют у себя значительную финансовую и экономическую мощь. В результате происходит отрыв финансовых потоков от реального воспроизводственного процесса и уход колоссальных сумм в виртуальное пространство спекулятивных операций. Не следует забывать и о том, что, с одной стороны, Международный валютный фонд, Группа Всемирного банка, Парижский клуб, Лондонский клуб и другие призваны снижать уровень внешних угроз для национальных финансовых систем. Но с другой — их деятельность предусматривает активное вмешательство в финансовую политику отдельных государств (определенные требования, рекомендации, соглашения...). Что осложняет функционирование национальных финансовых систем, так как национальные интересы порой входят в противоречие с требованиями и рекомендациями международных финансовых институтов. Некритичное следование правительств некоторых стран этим рекомендациям нередко приводило финансовые системы к серьезному кризису. Все это дает основание утверждать, что одна из насущных задач обеспечения финансовой безопасности государства состоит как в наращивании конкурентоспособности национальной системы в мировом пространстве финансов, так и создании действенного механизма ее защиты от негативных воздействий. Вот почему крайне важно разработать долгосрочную концепцию финансовой безопасности РК. Она послужит основой при формировании и реализации единой государственной политики обеспечения финансовой безопасности. Ее положения будут учитываться при создании и развитии финансовой системы страны и дальнейшем совершенствовании государственной политики в этой области.
Бахтияр АЛДАШОВ, профессор Таразского института МКТУ имени А. Яссави, заслуженный деятель РК г. Тараз
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |