|
|
|
Источник: Газеты «Литер» (www.liter.kz)
31.03.2008 Достояние республики.
В декабре 1997 года из Алматы отправился первый десант чиновников в новую столицу. Алматы торжественно проводил своих посланцев. Тогда еще Акмола на вокзале приняла их тоже торжественно, с оркестром. Но на этом праздники и кончились. Обычный на тот момент областной центр еще не мог де-факто считаться столицей. С того времени прошло уже больше 10 лет. Те, кто знал только прежний город - Целиноград или Акмолу, оказавшись в современном мегаполисе, сразу теряются. Астана не имеет ничего общего, кроме истории, с заштатным провинциальным городком. И это немудрено. Не только в конце 90-х, но и сейчас достаточно не бывать в столице несколько месяцев, чтобы без труда найти, как говорится, десять отличий. Город растет, развивается. Выходит в число самых привлекательных в архитектурном плане мегаполисов планеты. Да-да, именно планеты, поскольку, например, на просторах СНГ и Азии просто нет аналогов по темпам возведения новых столиц государств. Но даже на фоне очевидных успехов не обошлось без проблем. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 26 марта на совещании по проведению юбилея столицы справедливо указал на самые болевые точки. Да, признал глава государства, город растет. Изменения произошли грандиозные. Вся страна может по праву гордиться Астаной. Но, к сожалению, все 10 лет изменения носили преимущественно количественный, а не качественный характер. Нурсултан Назарбаев привел конкретные примеры, которые позволяют считать, что так на самом деле и произошло. Конечно, как мы помним, один из законов диалектики гласит, что рано или поздно любые количественные изменения переходят в качество. И возможно, что обстоятельства еще позволяют расти вширь, но президент всегда отличался тем, что пытался поторопить все процессы, тем более когда для этого имеются все предпосылки. С одной стороны, нельзя сказать, что за 10 лет не произошло качественных подвижек. Они есть. Об этом как-то неприятно говорить, но факты остаются фактами. В свое время больше всего недовольных переносом столицы было как раз среди жителей нынешней Астаны. Первые известия о принятии решения о переезде сразу же отразились на стоимости жилья, на продуктах - в общем, на всем том, что определяет качество жизни. Цены выросли, а зарплата нет. Работы не добавилось. Появились проблемы с общественным транспортом, так как городская инфраструктура не была рассчитана на резкое увеличение населения. Нередко акмолинцы не то что искоса поглядывали на прибывших алматинцев, но и говорили в глаза приезжим хорошо известную каждому гостю Москвы фразу: понаехали тут. Пара лет ушла на то, чтобы положение в столице наладилось до того уровня, что жить стало можно. Сейчас в Астане хватает работы не только местным жителям, но и казахстанцам, приезжающим сюда со всей страны в поисках счастья. Не секрет, что уровень зарплаты в столице один из самых привлекательных по республике. Однако, несмотря на это, в городском хозяйстве есть и серьезные недостатки. Астана еще не совсем удобна не только для многочисленных гостей (президент, например, считает недопустимым, что до сих пор нет гостиниц с доступной оплатой за проживание и необходимым сервисом, дешевых и комфортабельных кафе и так далее), но и для самих астанчан, которые, по сути, являются творцами казахстанского чуда. Нурсултан Назарбаев считает недопустимым, что в столице не охвачены дошкольным образованием десятки тысяч ребятишек. Кроме того, глава государства возмущен тем, что в столице более 200 незавершенных объектов долевого жилищного строительства. А цены на продукты первой необходимости в Астане превышают среднереспубликанские на 15-20 процентов. В весьма жесткой форме Нурсултан Назарбаев критиковал состояние столичных дорог и городской инфраструктуры в целом, качество услуг КСК, высокий уровень преступности, нелегальную миграцию и т. д. Все это не делает жизнь населения комфортной и безопасной. Так как получается, что чиновники за внешним громадьем проектов стали забывать, для чего, вернее, для кого это все вообще делается. По идее, все должно быть для людей, но президент справедливо подметил, что у самих астанчан может сложиться впечатление, что городские власти осуществляют некий проект ради самого проекта. Не обращая внимания на то, что даже при невиданных темпах строительства в Астане 20 тысяч граждан проживают в ветхих домах, 30 тысяч астанчан нуждаются в улучшении жилищных условий. Все это результат не совсем рационального подхода к проектированию. Возможно, что в какой-то момент городские власти пошли на поводу у застройщиков, которым больше интересен «творческий» простор при возведении микрорайонов. Хотя можно было все объекты планировать из тех соображений, что ветхое жилье пусть и не в самых престижных районах, но все равно придется когда-то сносить, чтоб потом на этом месте возвести современные качественные дома. Что мешало строить на этом месте жилье по государственной программе? Тогда бы одним махом двух зайцев удалось убить. Но этого не произошло. На уже упомянутом совещании президент ясно дал понять, что больше не намерен затягивать решение социальных проблем астанчан, к слову, как и всех казахстанцев, что ранее прозвучало в тексте его очередного послания народу «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики». Нурсултан Назарбаев взял под свой личный контроль все вопросы, касающиеся социального самочувствия жителей столицы. По его мнению, чиновники в своей работе должны неукоснительно следовать трем прописным истинам. Во-первых, исполнительная власть должна уделять приоритетное внимание вопросам качества жизни населения и защите интересов граждан. Во-вторых, чиновники в своей работе должны проявлять согласованность действий всех структур исполнительной власти в осуществлении социально-экономической политики. Ну и в-третьих, контроль и еще раз контроль. За обеспечение жесткого контроля за решением обозначенных задач президент возьмется сам. Это говорит о том, что отныне чиновники не смогут кивать на симптомы «болезни роста», когда не смогут работать по-президентски, что означает переориентацию всей государственной политики на решение конкретных проблем населения и отдельных граждан. Приоритет ценности человека - это ключевой подход президентской политики. Некоторое время у нас бытовал тезис, что вот сейчас чуть-чуть окрепнем, обрастем мускулами - и начнем устранять социальные проблемы. Нурсултан Назарбаев же на этом совещании дал понять, что это неправильный тезис. Хорошо, что мы куда-то стремимся, развиваемся. Но при этом нельзя все ставить с ног на голову. Так как главное для страны не материальный капитал, а человеческий. Потому что именно люди создают любые материальные ценности, только они выведут Казахстан в число самых счастливых и удобных для проживания государств. А мы прежде экономили именно на социальной сфере. В результате целое поколение недополучило должного уровня образования, медицины. Последние три года становится все очевиднее, что этот перекос успешно устраняется. Но в будущем мы не должны повторять прежних ошибок. Ну а в завершение следует отметить, что совершенно в духе своих последних инициатив Нурсултан Назарбаев потребовал, чтобы при проведении праздничных мероприятий, посвященных уже близкому юбилею столицы, чиновники опять не перевернули все с ног на голову. И не забыли, что праздник организуется, в первую очередь, для горожан и простых гостей столицы. «Это не узкоэлитарные мероприятия для чиновников и руководителей. Все должно быть организовано для удобства людей», - так подытожил свои поручения Нурсултан Назарбаев.
Айман ТЫНЫШБАЕВА, Астана
Почему исполнительная власть начинает активно исправлять недостатки после того, как на них укажет президент?
Танирберген Бердонгаров, депутат мажилиса парламента РК: - Наш президент - это политик такого уровня и такой формации, который стоит на несколько ступеней выше остальных, даже если его сравнивать с лидерами других государств. У него очень большой опыт политический работы и обширные знания в области управления государством, то есть это такой сверхзвуковой уровень для всех политиков, если можно так выразиться. Причем не только для тех, которые работают у нас в исполнительной власти, но и для глав государств в близлежащих регионах. Поэтому ему, как человеку компетентному, который смотрит в будущее, видит на несколько шагов вперед, соответственно, виднее. Дело же остальных - исполнять поручения президента. Канат Берентаев, зам. директора Центра анализа общественных проблем: - Наше правительство является чисто техническим правительством. Ежегодно при принятии бюджета рассматривается индикативный план. И тот и другой принимаются парламентом и подписываются президентом, а значит, становятся законами, которые нужно выполнять. Однако до сих пор я ни разу не слышал, чтобы правительство отчитывалось в том, как исполнен индикативный план. Вся работа исполнительной власти строится по принципу реализации поручений президента. За все годы независимости правительство практически ни разу не выступило с какой-то собственной инициативой. Поэтому, мне кажется, можно было бы в Казахстане должность премьер-министра вовсе упразднить. В связи с последними изменениями в законе о выборах мне казалось, что премьер-министром мог бы стать один из лидеров победившей партии со своей программой. Герольд Бельгер, писатель-переводчик: - Всему виной наш менталитет, который и породил такую систему. Народ уже привык к тому, что президент - это тот единственный человек, который должен сказать, и только потом все остальные начнут петь. Мы к этому привыкли, мы так воспитаны. Есть такая казахская поговорка: «Хан скажет - хан прав, бек скажет - бек прав». Так вот у нас все ждут, когда хан скажет. А пока хан не скажет, все остальные молчат и, самое главное, не видят, о чем нужно говорить. Так мы воспитаны, и так будет продолжаться еще очень долго. Это менталитет нашего общества, мы и дальше будем так жить.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |