|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
31.03.2008 Учитель плюс среда общения
Для обучения языку необходимо прежде всего желание самих обучаемых. Так считают сотрудники управления по развитию языков Астаны, уже который год занимающиеся пропагандой изучения и собственно организацией преподавания казахского языка среди госслужащих, работников бюджетной сферы, а также других заинтересованных представителей городской общественности. По словам начальника управления Оразкуль Асангазы, реально поставить казахский язык на высокий уровень общения можно только при поддержке населения. Будь то госслужащий или студент, родитель или ребенок, обучаемый должен быть лично заинтересован в изучении языка. Ведь простых лекций и даже тренингов и семинаров недостаточно. Нужно применять свои знания на практике в обыденной жизни и тогда прогресс будет налицо. — Зачастую мы наблюдаем, что наши подопечные, выйдя за пределы организации, где проходят соответствующие курсы, тут же переходят на привычный в общении русский язык, — говорит О. Асангазы. — А ведь улица, общественный транспорт, магазин — это именно те места, где они могли бы закрепить полученные знания. При этом чаще всего в такую ловушку попадают люди среднего возраста. Многие из них сейчас работают в государственных учреждениях. А потому команда, которую возглавила Оразкуль Асангазы, определила для себя задачу первостепенной важности — помочь этой возрастной категории справиться с имеющимся пробелом в обучении. — Сначала мы провели тестирование, по результатам которого были выявлены три категории госслужащих. Это совершенно не знающие языка люди; понимающие, но не говорящие; и говорящие, но не пишущие, — вспоминает руководитель управления. — Составив же для себя полное представление о ситуации, мы взялись за работу. По ее словам, для каждой группы соответственно была проработана система обучения, предполагающая выход подопечных на следующий уровень знаний. Из Алматы пригласили лучших преподавателей, использующих новейшие методики обучения. В центре «Руханият» они стали проводить свои занятия, которые, как и ожидалось, дали неплохие результаты. Вместе с тем, ни для кого не секрет, что для абсолютного совершенства в деле познания языка нужно хотя бы на какое-то время оказаться в соответствующей языковой среде, которую не заменит ни один преподаватель, ни одна книга. Ярким примером в этом случае может послужить то, как к обучению языку приезжих студентов относятся в Соединенных Штатах Америки. Ведь для этого им рекомендуют пожить определенное время в обычной американской семье. — Да что там Америка?! Вы возьмите наших родителей, бабушек и дедушек, — продолжает О. Асангазы. — С приездом русскоговорящих покорителей целины они всего за пару месяцев научились не только понимать, но и говорить на этом языке. Между тем понимают это не только в управлении по развитию языков. Ведь, совсем не случайно многие родители сейчас стараются отдавать своих детей в школы и детские сады с государственным языком обучения. При этом беспокойства у них не вызывает и то, что они иной раз сами не говорят, а только понимают казахский язык. Впрочем, и это уже не проблема. Сейчас для незнающих государственный язык есть все возможности ему научиться. Причем речь идет не только о частных школах и репетиторах. Управлением по развитию языков в Астане уже охвачены практически все государственные учреждения, социально значимые организации. Что же касается не подпадающих под эту категорию людей, то специально для них инновационный центр по развитию языка «Зерде» уже внедряет в столице курсы по изучению казахского в национально-культурных центрах нашего города. В итоге здесь могут обучаться представители разных народов, не охваченные сферой образования и госслужбы. Словом, работа кипит и нам остается надеяться, что уже совсем скоро в открытии подобных курсов Астана нуждаться не будет. Поскольку все без исключения освоят родной язык Великой казахской степи. Инеш КАНКЕНОВА г. Астана
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |