|
|
|
31.03.2008 Справиться с бедностью поможет бизнес От прожиточного минимума, который характеризует индекс бедности, Казахстану пора переходить к показателю «рациональный потребительский бюджет», отражающему стандарт жизни среднего класса населения. Такое мнение высказал в интервью «&» гендиректор Международного института современной политики Бектас Мухамеджанов. - Бектас Гафурович, как вы оцениваете проводимую в государстве социальную политику? Какие социальные проблемы, на ваш взгляд, требуют незамедлительного урегулирования? - Расходы государства на социальную защиту населения из года в год растут. Общая численность получателей социальных пособий в 2008 году превышает 5 млн. человек. Если в 2003 году назначалось 17 видов социальных выплат, то в 2008-м - 36. Размеры пенсий в 2008 году в среднем увеличены на 29%. Введено обязательное социальное страхование беременности, увеличены пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком, другие социальные выплаты. Вместе с тем по отдельным социально защищаемым категориям проблемы все еще не решены. Так, средние размеры пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, по возрасту (а их получают свыше 656 тыс. человек) увеличились лишь на 14%, размеры специальных пособий (1,2 млн. получателей) - только на 7%. Величина пособий инвалидам II и III групп составляет от 7781 до 11 145 тенге, инвалидам детства II и III групп - от 9000 до 14 000 тенге, что несоизмеримо с необходимым уровнем затрат на медицинское обслуживание и уход. Размер социальных выплат для таких получателей повышен только на величину инфляции. Такие же проблемы существуют и по воинам-афганцам. Необходимо более взвешенно и обоснованно подойти к вопросу установления минимальной зарплаты и величины прожиточного минимума, с тем чтобы базовый показатель для исчисления пенсий и пособий отражал реальный уровень потребностей населения. Есть проблемы и по выплате адресной социальной помощи, особенно на селе. Адресная помощь - один из наиболее эффективных видов социальных выплат из бюджета. Но на практике из-за некомпетентности работников социальной сферы деньги не доходят до получателя. Правительство должно уделять постоянное внимание вопросу адресной помощи, ее размерам и гарантиям ее предоставления нуждающимся. Другой острой проблемой является задача сохранения здоровья населения. По мере роста госдоходов должны увеличиваться расходы бюджета на предоставление гарантированных государством услуг образования и здравоохранения. Однако в Казахстане эти расходы недостаточны, о чем свидетельствуют данные Всемирного экономического форума. Индекс конкурентоспособности по показателю «здоровье и начальное образование», по оценке 2007 года, понизился на 8 пунктов - с 86-го до 94-го места. На общий климат ведения бизнеса в стране существенное влияние оказывает рост заболеваемости населения, особенно инфекционными болезнями, а также рост показателя «материнская и младенческая смертность». - Что государство могло бы предпринять для устранения перечисленных вами изъянов в социальной политике? - Правительству следует принять меры по утверждению стандартов качества жизни, рассматривая качество жизни как эффективный рыночный инструмент для развития человеческого капитала и социальной модернизации страны. Стандарты качества жизни должны быть построены на реальном расчете величины прожиточного минимума. Необходима замена месячного расчетного показателя, который сегодня ничего не характеризует и является чисто условным, на показатель минимальной зарплаты. Размер минимальной зарплаты должен быть приближен к стоимости двух минимальных потребительских корзин. Для предотвращения дальнейшего социального расслоения требуется кардинально изменить проводимую правительством политику доходов. Первоочередными мерами должны стать резкое повышение зарплаты бюджетникам и законодательное установление минимальной зарплаты на уровне, обеспечивающем не простое, а расширенное воспроизводство рабочей силы, то есть минимальная зарплата должна быть не меньше 220% от прожиточного минимума. В перспективном планировании вместо показателя «прожиточный минимум», который характеризует индекс бедности, следует использовать показатель «рациональный потребительский бюджет», который отражает стандарт жизни среднего класса населения. Реализация мер, предусмотренных в последнем Послании Президента, позволит обеспечить реальное улучшение качества жизни населения. Для устранения проблем, связанных с социальным обеспечением граждан, необходимо совершенствовать законодательную базу. Наиболее острой проблемой является методика начисления пенсий и пособий. Прежде всего следует принять законы о минимальных социальных стандартах и минимальной почасовой оплате труда. Тогда изменится и методика расчета пенсий, пособий и других гарантированных социальных выплат. Только через законодательное установление минимальных размеров почасовой оплаты труда можно будет перейти к обоснованному расчету величины социальных выплат населению. Совершенствование социальной политики государства может и должно быть обеспечено через активное участие всего общества. Важная роль при этом отводится НПО. Через активное участие НПО в разработке и принятии законов, в контроле за расходованием бюджетных средств, направляемых на социальную защиту населения, в оценке и обсуждении политики государства по предоставлению социальных гарантий можно устранить недостатки в организации этой работы. В Концепции развития гражданского общества в РК на 2006-2011 годы указано, что развитие нашей страны как динамичного, современного государства с высокими стандартами качества жизни возможно только на основе активизации человеческого потенциала, предприимчивости граждан, дальнейшего становления гражданского общества. Необходимо на практике реализовывать эти положения Концепции. - Какая связь, по-вашему, должна быть между социальной политикой властей и проводимыми в Казахстане экономическими реформами? - Социальная политика государства должна играть первостепенную роль в развитии конкурентоспособности страны. Конституционные права граждан на бесплатное образование, здравоохранение и социальную защиту реализуются путем установления на законодательном уровне общественно необходимых затрат в расчете на душу населения. Сейчас важно перейти к качественным критериям жизненного уровня населения путем установления гарантированных минимальных госстандартов качества жизни. Однако, как показывает анализ, за период с 2006 по 2007 год наибольшее снижение индекса конкурентоспособности произошло по показателям «среднесрочное воздействие на бизнес ВИЧ/СПИД» - на 20 позиций, «качество образовательной системы» - на 14 позиций, «доступ Интернета в школах» - на 3 позиции, «степень подготовки кадров» - на 14 позиций, «детская смертность» - на 7 позиций, «туберкулез» - на 13 позиций, «набор в начальные классы» - на 14 позиций, «продолжительность жизни» - на 7 позиций. - В этом году была увеличена базовая пенсионная выплата - с 3000 до 4210 тенге. При этом работники сельского хозяйства, образования и здравоохранения получили минимальное повышение, а занятые в металлургии и строительстве - максимальное. Насколько это правильно? - Повышение пенсий по отраслевому принципу как раз и выявило все недостатки в установлении минимальных социальных гарантий, о которых мы говорили. В итоге образуется неравенство в доступе к гарантированному государством социальному минимуму. Реальные диспропорции в оплате труда, которые существовали ранее, особенно в период становления независимости и экономических реформ на фоне глубокого экономического кризиса в середине 90-х, привели к неравенству по пенсионным выплатам. Его можно устранить только путем утверждения социальных стандартов. Другая методика расчета неприемлема в силу того, что искажение и дальше будет увеличиваться из-за неравенства доходов и несовершенства механизма пересчета с применением отраслевых коэффициентов. - Какие меры по борьбе с бедностью могут быть предприняты властью в условиях нынешнего финансового кризиса? - Борьба с бедностью относится к одной из приоритетных задач программы ООН «Цели тысячелетия». Как известно, правительством принимались и реализовывались специальные программы по борьбе с бедностью. В сегодняшней ситуации единственно правильным решением является обеспечение занятости населения. Необходимо создавать новые рабочие места, развивать конкурентный рынок трудовых ресурсов, профессиональную подготовку и обучение кадров, то есть надо обеспечить нормальные условия для развития бизнеса. О проблемах, стоящих на пути развития бизнеса, особенно малого, вы знаете лучше меня. Об остроте вопроса свидетельствует один тот факт, что Президент был вынужден вновь дать поручение правительству ввести мораторий на проверки, а также разработать и принять новые Налоговый и Бюджетный кодексы. К сожалению, принятый Закон «О частном предпринимательстве» не оправдал возлагаемые на него надежды. Без реальной господдержки сектора МСБ невозможно достичь того, чтобы малый бизнес в Казахстане производил свыше 50% ВВП, не говоря уже о 70% и более, как в развитых странах. - Должно ли государство привлекать предпринимателей к финансированию социальных проектов? Что вообще, по вашему мнению, означает понятие «социальная ответственность бизнеса» применительно к Казахстану? - Государство должно создавать условия для развития социальной ответственности бизнеса путем экономического стимулирования участия бизнеса в социальных проектах власти. Но при этом бизнес должен выполнять и свои основные функции: повышать эффективность производства на основе внедрения инновационных технологий и обеспечения занятости населения, строго соблюдать законодательства по налогам и другим обязательным платежам, по охране и безопасности труда, по вопросам экологии. Социальная ответственность бизнеса проявляется и в обеспечении безопасности проживания населения в регионах. Эти обязательства могут быть реализованы через участие бизнеса в инфраструктурных проектах, направленных на улучшение жизни населения, если экономические возможности бизнеса позволяют такое участие. Необходимо соблюдать грань ответственности государства и бизнеса в реализации социальных проектов. Сейчас многие крупные бизнес-структуры осуществляют инвестиции в социальные проекты. Прошедший 24 января 2008 года в Жезказгане Республиканский форум по социальной ответственности бизнеса с участием Нурсултана Назарбаева показал, что социальная ответственность бизнеса поднимается до уровня государственной политики. Многие компании реализуют проекты в сферах восстановления и развития социальной инфраструктуры, здравоохранения, культуры, спорта, благоустройства и озеленения, проводят благотворительные акции, открывают корпоративные благотворительные фонды. Следует отметить, что в реализации социальных проектов участвует не только крупный бизнес, но и МСБ. Но, как отметил глава государства на вышеупомянутом форуме, социальная ответственность бизнеса должна проявляться прежде всего в соблюдении прав работников в сфере трудовых отношений.
Оксана Щербакова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |