|
|
|
Источник: Позиция.kz (www.posit.kz)
04.04.2008 Так вернулся «блудный сын» или нет?
Даже самые осторожные наблюдатели не могли не подметить, что в последнее время государство не просто с аппетитом поглядывает в сторону экономики, а охотно «вгрызается» в нее. Но можно ли говорить о том, что данная тенденция имеет целенаправленный характер или же это спонтанное проявление этатизма?
Плацдарм
В первую очередь обратимся к последним изменениям в нормативно-правовой базе. При беглом взгляде резких колебаний не наблюдается - так, корректировки от случая к случаю. Но если все законодательные инициативы государства подвести к одному знаменателю, то они обретают довольно продуманный и осмысленный характер: - в 2004 году государство наделило себя приоритетным правом выкупа высвобождающихся долей в нефтяных активах. Так называемое «право первой ночи». - в 2005 году это право было расширено еще одним приоритетом - выкупа акций в сфере недропользования в целом. - в 2006 году создаются холдинги «Самрук», «Самгау», фонд «Казына», СПК. - в 2007 году приняты поправки, наделяющие государство правом пересматривать и даже разрывать во внесудебном порядке любые контракты (вне зависимости от даты заключения) с компаниями, ведущими разработку полезных ископаемых. - в этом году ожидается пересмотр норм налогообложения, и в первую очередь они коснутся сырьевого сектора. Законодательно этот пересмотр будет оформлен принятием нового налогового кодекса. А чтобы читатель понял, для чего будет проведена ревизия налоговых норм, приведем слова президента, который в обосновании необходимости новой версии налогового кодекса выразился следующим образом: «Кодекс (существующий - прим. авт.) насчитывает свыше 170 видов льгот и преференций, которые постоянно и бессистемно растут». Все эти законодательные поправки стали неплохими козырями в руках государства. А теперь посмотрим, как государство воспользовалось ими.
Нефтегазовое направление
В 2004 году государство, используя свое «право первой ночи», приобретает долю BritishGas в консорциуме Agip KCO. Через два года китайская CNPC делает «жест доброй воли» и продает государству 33% пакет акций только приобретенной ими PetroKazakhstanInc. В результате такого взаимопонимания государство получило доступ к Шымкентскому нефтеперерабатывающему заводу, молодым кумколевским месторождениям, а также увеличила контролируемую добычу нефти до 2,3 млн. тонн (почти 18%). В 2007 году государство переходит в открытое наступление. Так, через приобретение «Мангистаумунайгаза» государство увеличивает свою долю в общестрановой добычи нефти почти на 9% и заполучает контрольный пакет акций Павлодарского нефтехимического завода (54,8% акций). Но самой ожесточенной схваткой прошлого года была битва за Кашаган (извлекаемые запасы 7-9 млрд. баррелей нефти). Полугодовой конфликт с консорциумом Agip KCO завершился победой государства - за счет пропорционального сокращения долей других участников НК Казмунайгаз увеличил свою долю с 8,33% до 16,81%. Но самое главное - эта победа имела больше психологические значение - все иллюзии о незыблемости контрактов были развеяны. От этого в рядах инвесторов запахло деморализацией, а государство, пользуясь, случаем развивало атаку - выступило с рядом налоговых инициатив, суть которых в применении налоговых норм, как к старым, так и новым контрактам. Одним словом, все самое интересное еще впереди.
Электроэнергетика
Возвращение государства в данный сектор экономики началось весной прошлого года. И первый удар был направлен сразу в Экибастузский топливно-энергетический комплекс - самый «лакомый кусочек» казахстанского ТЭКа. После недолгого сопротивления американская Access Industries Inc (AES) вынужденна была покинуть поле боя, а государству достался солидный трофей - местная ГРЭС-2 (8-12% от общего объема вырабатываемой в стране электроэнергии). Другой актив Access - Экибастузская ГРЭС-1 - подозрительно достался небезызвестной компании Казахмыс. Почему подозрительно? Судите сами. Во-первых, в феврале 2008 года глава правительства Карим Масимов заявил, что государство должно стать акционером Экибастузской ГРЭС-1. Данное заявление прозвучало практически сразу после того, как, Казахмыс официально заявил о приобретении у AES экибастузской ГРЭС-1 и угольного разреза Майкубен. Во-вторых, хотя «медный гигант» и обосновывал приобретение экибастузских активов AES как диверсификацию своего производства, но эксперты отмечают, что компания не зависит от сторонних поставщиков электроэнергии, так как владеет собственными генерирующими мощностями. После таких совпадений и нестыковок невольно задаешься вопросом - а не действовал ли Казахмыс в интересах государства? Если вспомнить всю историю взаимоотношений Казахмыса и Ак Орды, то эти подозрения еще более усиливаются. Так или иначе, вероятность того, что Экибастузская ГРЭС-1 в скором времени отойдет в лоно государства, очень высока.
Горнорудное и металлургическое направление
Наступление государства на этом фронте началось одновременно с возвращением в электроэнергетику. В декабре 2007 года холдинг «Самрук» используя все то же «право первой ночи» приобретает 50% активов разрезов «Богатырь» и «Северный» (около 45% от общего объема в Казахстане). Кроме того, если отталкиваться от постановки, что Казахмыс, приобретая у Access ГРЭС-1 и разрез Майкубен, действовал в интересах государства, то можно предположить, что и вышеупомянутое месторождение потенциально может перейти в лоно государства. На этом официальные победы пока заканчиваются но, судя по около фронтовой возне, государство активно готовит плацдарм для дальнейшего наступления. Ее возможные направления - ENRC, Казахмыс и Арселор Миттал Темиртау. Эти компании за годы тепличных условий сумели выстроить вертикально интернированные структуры - от собственной сырьевой базы до выпуска конечной продукции.
Боливар не выдержит двоих
На сегодняшний день государство со своим 20% пакетом акций ENRC уже имеет доступ к горнорудным, металлургическим и электрогенерирующим активам этой корпорации. Вопрос в другом: захочет ли оно увеличить эту долю? С этой точки зрения весьма не случайным выглядит неожиданное приобретение осенью прошлого года акций ENRC всё тем же Казахмысом. После такого маневра расклад сил в ENRC (на конец прошлого года) выглядит следующим образом: Машкевич, Ибрагимов и Шодиев - каждый владеет по 15% акций, Правительство - 20%, Казахмыс -15 %, новые инвесторы - 20%. Таким образом, если правительство захочет увеличить свое присутствие в ENRC, то самым предпочтительным будет вариант приобретения доли Казахмыса. Для того чтобы просчитать, насколько потенциально возможен такой вариант, вернемся к моменту вхождения Казахмыса в ENRC. Анализируя причины этой сделки, аналитики, отмечали, что, с одной стороны, слияние ENRC и Казахмыса может привести к созданию крупнейшей горнодобывающей и металлургической компании, но с другой стороны этот вариант признавался маловероятным. Опять таки не исключалось, что скупая акции ENRC, медный гигант действовал в интересах государства. Тем более что сама «евразийская тройка» весьма болезненно отнеслась к вхождению Казахмыса - об этом можно судить по вылившимся на газетные полосы негативным эмоциям. В частности, в ответ на публикацию одной республиканской газеты о так называемом «бельгийском расследовании» другая газета недвусмысленно намекнула о зыбком положении Владимира Кима в статусе владельца Казахмыса - мол, при желании это положение можно с легкостью исправить. Этот намек получил свое продолжение уже в этом году - в середине марта ENRC неожиданно заявила о возможности покупки Казахмыса. Однако и медный гигант, и государство поспешили опровергнуть даже сам факт переговоров. Что это было, утка или еще одно «китайское» предупреждение от «евразийской тройки», пока неизвестно. Возможный ответ на эту дилемму кроется в ведущихся сегодня переговорах о приобретении государством 15% акций Казахмыса (заметьте, именно такой пакет акций Казахмыс приобрел в ENRC). Мы же пока не будем забегать вперед и подождем результатов переговоров.
Главное, чтобы намек был понят
Казахстанская дочка компании «Арселор Миттал» сегодня держит круговую оборону. Первый «залп» по интересам г-на Миттала дали налоговики. Карагандинские фискалы выставили компании счет в размере 100 млрд., а претензии Налогового комитета Минфина столь велики, что компания решила их не разглашать (по данным, циркулировавшим в СМИ, эта сумма составляет около 3 миллиардов долларов). Однако без боя «АрселорМиттал Темиртау» сдаваться не собирается - все решения, вынесенные не в их пользу, компания готова оспаривать до конца. Но самый тревожный звонок для «Арселор Миттал Темиртау» прозвучал в начале года от Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Глава этого ведомства Владимир Божко после трагедии на шахте «Абайская» 11 января этого года, выступая на заседании Правительства, предупредил компанию о возможности отзыва права на недропользование, а сам доклад министра изобиловал цифрами и негативными оценками работы компании-инвестора по техническому оснащению и обеспечению техники безопасности на шахтах предприятия. Заявление Божко был сигналом для крупномасштабного наступления по всем фронтам: санэпидемиологи нашли множество нарушений по своему профилю, чиновники из Министерства охраны окружающей среды выдвинули свои претензии, в довесок и прокуроры констатировали, что шахты компании работают в условиях повышенной аварийности. После такого артобстрела в обороне «Арселор Митал Темиртау» обнажилась брешь, которой государство в случае продолжения дальнейшего сопротивления может с легкостью воспользоваться - выявленные нарушения уже позволяют государству отозвать лицензию. Конечно, в свете череды трагических событий на шахтах Арселор Миттал Темиртау и последовавшего за ними роста социальной напряженности, государственные мужи обязаны были среагировать. Но никто не мог предположить, что ответ будет столь резким. Ведь совсем недавно общая линия в оценке деятельности компании была совсем иной: «Хотя в карагандинском бассейне в последние годы оснащение техникой и техникой безопасности настолько высоко поднято, что они несравнимы с другими угольными бассейнами, все равно предугадать невозможно все, что есть», — заявил Президент страны, выражая соболезнования в связи с трагедией на шахте им. Ленина в сентябре 2006 года. И вот, по прошествии чуть более года, государство меняет свою позицию с крайне позитивной на резко негативную. Это намек?
Медийное направление
Приступ этатизма не обошел стороной и медийную сферу. О планах государства стать одним из крупных игроков на этом поле было заявлено еще в начале 2006 года. Тогда министр Ертысбаев заявил о скорой национализации АО «Хабар». И вот спустя два года агентство Хабар полностью вернулось в государственное лоно. Тем самым государство получило доступ к телеканалам Хабар, Ел Арна, национальной спутниковой телепрограммы «Caspionet», а также Радио Хабар. Потенциально возможна дальнейшая экспансия государства в медиа-пространство путем собирания имущества раскулаченного медиа-магната Рахата Алиева. Напомним, в прошлом году бывший зять Президента признался в прямом отношении к владению телеканалами «Хабар», КТК, газетой «Караван» и информационным агентством Kazakhstan Today. Существует еще один вариант усиления присутствия государства - через медиа-ресурсы, находящиеся в руках национальных компаний.
Финансовый сектор
Данный сектор возможной экспансии государства сегодня рассматривается только как потенциальный. Но государство, нахмурив брови, уже пригрозило банкирам. В частности Президент в своем последнем послании заявил: «Если акционеры банков не желают или неспособны привлекать дополнительные ресурсы для своего развития, то государство должно быть готово, предпринять необходимые меры». Эти слова были восприняты банкирами весьма серьезно. И серия публикаций на тему «мы сами справимся, зря вы беспокоитесь» в газете, считающейся близкой к крупному казахстанскому банку, служат тому ярким подтверждением.
Из наблюдателя в игрока
Подведем итоги. За последние несколько лет актив государства пополнился: - 100% пакетом акций агентства Хабар (зрительская аудитория - более 10 миллионов человек), - 72% долей Мангистаумунайгаза (9% от общего объема нефтедобычи в Казахстане + блокирующий пакет акций ПНХЗ), - 50% пакетом акций Экибастузской ГРЭС-2 (8-12% от общего объема вырабатываемой в стране электроэнергии), - 50% пакетом акций угольных разрезов Богатырь (промышленные запасы - 2 млрд. 570 млн. тонн) и Северный (промышленные запасы - 2 млрд. 570 млн тонн). Суммарная добыча угля на этих разрезах составляет около 42 млн. тонн в год или около 45% от всего добываемого угля в Казахстане, - 33% долей в наследстве PetroKazakhstanInc. (молодые кумколевские месторождения + доступ к ШНПЗ), - суммарное увеличение доли государства до 16,33% в консорциуме Agip KCO ведущего разработку крупнейшего месторождения Кашаган (извлекаемые запасы 7-9 млрд. баррелей нефти), - солидная законодательная база для дальнейшего продвижения.
В скором времени ожидается:
- вхождение государства в Экибастузскую ГРЭС-1, - приобретение акций Казахмыса - принятие нового Налогового Кодекса.
Одновременно с собиранием экономических активов идет активное выстраивание холдинговой системы управления экономикой. В какую дефиницию облачить данную тенденцию - вопрос из теоретико-концептуального ряда. Но факт, что государство целенаправленно возвращается в экономику, является очевидным и бесспорным. Возможная подоплека этим действиям, по нашему мнению, находится в плоскости происходящей ныне смены модели управления страной, осуществляемой в целях обеспечения преемственности курса существующей власти.
Бауржан Толегенов
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |