|
|
|
В отставку или на пенсию?
Геннадий Нам, доцент Академии права и рынка, адвокат
С момента введения института отставки судей прошло чуть более года. Тем не менее накопившаяся практика позволяет сделать некоторые предварительные выводы. Смысл института отставки - это уход судьи дееспособного возраста в запас при условии стажа судейской деятельности не менее 15 лет и имеющего безупречную репутацию. За отставным сохраняются звание судьи, принадлежность к судейскому сообществу, гарантии личной неприкосновенности и иных материальных и социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством. В случае необходимости он может быть в любой момент отозван государством из отставки, зачислен в число действующих судей с возложением обязанностей отправления правосудия. Как правило, необходимость отзыва судьи из отставки должна быть связана с экстренностью или особым случаем. Например, с началом военных действий возникает необходимость, формирования военных или полевых судов. По времени призыва оно должно быть непродолжительным и зависеть от того, как долго продержится обстоятельство, послужившее отзыву судьи из отставки с зачислением в штат постоянных судей. У военных отставка офицеров производится с сохранением воинского звания и правом ношения форменного обмундирования. Если провести аналогию с ними, то отставка судьи должна производиться с сохранением квалификационного класса и судейской мантии. Уход на пенсию - это прекращение полномочий судьи в связи с достижением конкретным лицом установленного законом пенсионного возраста. Согласно пенсионному законодательству этот возраст для женщин равняется 58 годам, для мужчин - 63. Поскольку человек переступил предельный возраст трудоспособности, то в соответствии с действующим законодательством он считается нетрудоспособным. Именно в силу этого ему назначаются выплаты из пенсионного фонда, достаточные для проживания. На судью-пенсионера не распространяются льготы и гарантии, предусмотренные для отставного судьи. С учетом особенностей института отставки судей, отставных судей много быть не должно. Это связано с тем, что в данном вопросе имеется своя специфика. Так, судья ушедший в отставку с поста судьи Верховного суда, может быть призван для отправления правосудия на равнозначную должность, то есть, в Верховный суд. А судья, ушедший в отставку с должности судьи районного суда, не может быть отозван из отставки для заполнения вакансии областного (городского) суда, так как по уровню своей квалификации не будет соответствовать новой должности. Конечно, в данном вопросе есть некоторые правовые препоны, которые также надлежит устранить. Так, согласно ст. 31 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей РК» судья Верховного суда избирается Сенатом по представлению Президента РК, а судьи областного (городского) суда назначаются на должность Главой государства по рекомендации Высшего судебного совета. Теперь относительно природы выплат, производимых судьям, уходящим в отставку. Согласно п. 2 ст. 35 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей РК» при выходе в отставку судье выплачивается «единовременное выходное пособие в размере двадцати четырех должностных окладов при стаже судейской работы двадцать и более лет, при стаже судейской работы от пятнадцати до двадцати лет - в размере восемнадцати месячных должностных окладов по последней должности». Дело в том, что за судьей в отставке сохраняется звание судьи, а также все гарантии и льготы, в том числе и иммунитет неприкосновенности, что предусмотрено п. 2 ст. 79 Конституции. Поскольку он продолжает оставаться в статусе судьи, то на него распространяются также и ограничения, предусмотренные п. 2 ст. 28 Конституционного закона «О судебной системе и статусе судей РК». В частности судья не может заниматься предпринимательской деятельностью, состоять на какой-либо службе, если она оплачиваемая, входить в состав руководящих органов или наблюдательного совета коммерческих организаций, быть избран депутатом и прочее. Круг же разрешаемой ему деятельности крайне ограничен - преподавательская, научная и различные виды творчества (искусство, музыка, живопись, ваяние, издание книг). Поскольку других источников доходов у него нет, то государство посредством выдачи единовременного выходного пособия платит судье заработную плату за время пребывания в отставке. Конечно, в урезанном виде. Однако вместе с пенсионными выплатами и гарантированным минимумом социального обеспечения этих средств вполне достаточно. Из этого следует, что выплаты, производимые государством, являются не премией за безупречную предыдущую работу на посту судьи, а авансом за продолжение служения государству, но в режиме ожидания. Судья, изъявивший желание уйти в отставку, соглашается с предложенными ему государством условиями. Но в случае, если отставной судья решит прекратить свой статус судьи в отставке досрочно, например, по собственному желанию, в связи с открытием своего бизнеса или вступлением в коллегию адвокатов, то он обязан возвратить государству ранее полученные средства, пропорционально сроку, в течение которого находился в отставке. Возвращенные средства должны быть переданы тому, кто следующим уйдет в отставку и тем самым займет вакантное место отставного судьи. Вместе с тем не все обстоит так гладко, как может показаться на первый взгляд. Реальная жизнь многогранна и непредсказуема, а поэтому отличается от того, что задумано в теории. Дело в том, что судья не может вечно пребывать в положении отставника. Полагаю, что тут должны быть определенные временные ограничения, связанные с возрастом, болезнью, отъездом на постоянное место жительства в другую страну и т. д. Так, например; лица старше 65 лет при всем своем желании не смогут отправлять правосудие наилучшим образом, с полной отдачей в силу своего возраста или физического недомогания. Поскольку вопрос об отставке, как правило, возникает у человека с достижением пенсионного возраста, то максимальный срок пребывания в отставке не должен превышать 3-5 лет, а по возрасту - 60-65 лет. Более того, в течение этого срока он должен периодически проходить медицинское обследование, которое подтверждало бы его физическое и психическое состояние. По достижении предельного возраста отставка автоматически должна быть прекращена. Но для этого необходимо ввести такое правовое понятие, как «предельный возраст пребывания в должности судьи». В противном случае институт отставки превратится в простую формальность, а денежные выплаты будут восприниматься, как премия за прошлый труд. Далее, право выбора ухода в отставку или на пенсию должно принадлежать самому судье и, естественно, органу судейского сообщества, так как ему виднее, кто по своим интеллектуальным, профессиональным, нравственным и физическим способностям и параметрам может быть отозван из отставки и зачислен в состав действующих судей для отправления правосудия. Из этого следует, что не все судьи смогут уйти в отставку. Если же всех судей отправлять в отставку, то теоретически может получиться так, что количество отставных судей будет не меньше количества действующих судей. В связи с этим закономерно возникает вопрос, а нужно ли государству столько отставных судей? Полагаю, что нет. Поэтому государство должно определить, сколько отставных судей ему нужно иметь в резерве для судов районного (городского) звена, сколько - для судов области (города) и сколько - для Верховного суда. При этом необходимо учитывать региональную потребность в судьях и связанность судьи в отставке с местом жительства. Судьи в отставке - это кадровый резерв судов на случай чрезвычайных или непредвиденных ситуаций. Но чтобы все было открыто и прозрачно, необходимо количество вакансий отставных судей опубликовать в СМИ либо в журнале судейского сообщества. Институт отставки судей появился как альтернатива предложению повышения пенсионного возраста для судей либо пожизненного их пребывания в этой должности, о чем шли дебаты 2-3 года назад. С моей точки зрения это не лучший выбор, так как институт отставки в том виде, в каком закреплен на законодательном уровне, не жизнеспособен. Попросту говоря, под предлогом ухода в отставку, судьи добились для себя существенных материальных благ при уходе на заслуженный отдых. В связи с изложенным необходимо эти и другие вопросы, связанные с институтом отставки, детально проработать и урегулировать в Конституционном законе «О судебной системе и статусе судей РК». На сегодняшний день данный вопрос вызывает споры и кривотолки в судейском сообществе, обиды и обвинения в предвзятости со стороны судейских чиновников по отношению к конкретному судье, претендующему на отставку.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |