|
|
|
От прозрачности экономики во многом зависит качество жизни
10.04.2008
В минувшую пятницу гостем "Вечерки" стал начальник управления Комитета финансового контроля и государственных закупок по городу Алматы Серик МАМАЕВ Он подробно ответил на все интересующие алматинцев вопросы, касающиеся деятельности вверенного ему ведомства
Проверки бывают разные
Валерия КИМ: - Добрый день. Хотелось бы узнать, для чего существует управление Комитета финансового контроля и кого контролируют его сотрудники? Серик МАМАЕВ: - Здравствуйте. Наше управление - структурное подразделение Комитета финансового контроля и государственных закупок Министерства финансов республики. Мы осуществляем контрольно-надзорные функции в области как государственного финансового контроля, так и госзакупок. Проверяем на соответствие законодательству деятельность объектов государственного финансового контроля в части исполнения, ведения учета и отчетности по реализации республиканского и местных бюджетов. Объектами контроля являются все государственные органы, учреждения, бюджетные организации, государственные и казенные предприятия, а также акционерные общества и товарищества с государственным участием. Вячеслав ЛЫФАРЬ: - Я студент экономфака. О существующих типах финансового контроля я имею общее представление. Не могли бы вы рассказать о них подробнее? С. М.: - Государственный финансовый контроль подразделяется на несколько типов. Как вы знаете, у нас есть Бюджетный кодекс Республики Казахстан - основной финансовый документ, который и регулирует бюджетные и межбюджетные взаимоотношения всех государственных органов. Согласно этому документу мы осуществляем контроль за финансовой отчетностью организаций, достоверностью предоставляемой ими информации, степенью эффективности использования выделенных государством бюджетных средств. Финансовый контроль бывает следующих видов. Первый - комплексный контроль. Смысл его заключается в проведении полной проверки на соответствие бюджетному законодательству и правовым актам, регулирующим финансовые бюджетные взаимоотношения, а также соответствие Закону о государственных закупках. То есть комплексный контроль охватывает весь спектр нормативно-правовых актов. Второй тип - тематический контроль, посредством которого мы проводим проверки по конкретным вопросам, например, по просьбам правоохранительных органов. Третий тип - встречный контроль. Государственный финконтроль осуществляют, помимо нашего комитета, - Счетный комитет, ревизионные комиссии маслихатов. При этом Счетный комитет Республики Казахстан занимается проведением внешнего контроля за исполнением республиканского бюджета. Уполномоченный орган, то есть наше УКФК, осуществляет внутренний контроль за эффективным использованием финансовых средств республиканского и местного бюджетов. Ревизионная комиссия маслихата проводит внешний контроль по использованию местных бюджетных средств. Валентина: - Здравствуйте, хотелось бы знать, куда ушел ваш предшественник - господин Ракишев? Где он теперь работает? М.: - Приказом министра финансов от 19 марта Миндыгали Асылханович Ракишев, которого мы знаем как профессионального, принципиального и глубоко порядочного человека, назначен директором департамента Казначейства города Алматы. В.: - Если можно, еще пару вопросов. В каких случаях вы проводите проверки совместно с правоохранительными органами и в течение какого времени вы должны это сделать? С. М.: - Причины бывают разные. Например, в рамках оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками правоохранительных органов фиксируется информация, на основании которой возникла необходимость проверки. Так, у себя они ее регистрируют в книге учета заявлений, разрабатывают определенный перечень интересующих их вопросов и высылают нам постановление о назначении проверки, на основании которого мы и приступаем к ней. Рассмотреть данное обращение мы обязаны в установленном законом порядке и по окончании проверки предоставить им ответ. По такому же принципу мы взаимодействуем с органами прокуратуры, национальной безопасности, финансовой полиции. Бахыт, предприниматель: - Насколько я знаю, вы проводите разные проверки, а вот что собой представляет встречный контроль? С. М.: - Встречный контроль осуществляется в случаях, когда нам необходимо убедиться в достоверности тех или иных финансовых показателей, зафиксированных в процессе проведения проверки. Б.: - Это что-то вроде плановой проверки? С. М.: - Нет. Допустим, мы провели уже плановую проверку финансовых документов отдельно взятой организации. Так вот для того, чтобы удостовериться, что предложенные на проверку документы не подложные, а законные, мы и проводим встречный контроль на те объекты, с которыми данная организация проводила финансовые операции. В случаях выявления несоответствий, подлогов наше управление передает материалы в правоохранительные органы для принятия ими процессуального решения.
Все о госзакупках
Нуржамал: - В Закон о государственных закупках внесены многочисленные изменения. Хотелось бы узнать, чем отличается новая трактовка от старой редакции закона? Кто теперь не относится к заказчикам? С. М.: - Действительно, новый Закон о государственных закупках введен с 1 января нынешнего года. Он претерпел очень много изменений. В связи с этим у поставщиков и организаторов конкурсов зачастую возникают вопросы. Вы знаете, если в старой редакции закона не было прописано, кто не относится к заказчикам, то в новой трактовка иная. Так, не относятся к заказчикам государственные учреждения и предприятия социальной сферы, расположенные в сельских населенных пунктах, перечень которых утверждается правительством страны. К указанным объектам относятся детские сады, детские дома, клубы, дома инвалидов и другие. Предусматривается, что в пределах текущих расходов они самостоятельно осуществляют расходы без применения нового законодательства о госзакупках. А закупки в пределах капитальных расходов - реконструкция зданий, помещений, капитальный ремонт - будут производить для них вышестоящие районные государственные органы. Например, если для детского сада необходим капремонт, то заказчиком выступает районо.
Кто относится к потенциальным поставщикам?
Артур САМОХИН: - Раньше в Законе о госзакупках говорилось, что потенциальными поставщиками на конкурсе госзакупок может выступать как физическое, так и юридическое лицо. Скажите, пожалуйста, претерпел ли закон изменения в данном плане? С. М.: - Да, в новой редакции Закона о госзакупках говорится, что потенциальным поставщиком может выступать физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, юридическое лицо и временное объединение юридических лиц. Данная мера направлена на расширение круга участников конкурса. Также отечественные компании, объединившись, могут составить достойную конкуренцию иностранным фирмам после вступления Казахстана в ВТО. А.С.: - А на каких основаниях поставщик признается несоответствующим квалификационным требованиям и не допускается к конкурсу госзакупок? С. М.: - В старой редакции закона определенные основания не были конкретизированы. А в новой дан исчерпывающий перечень оснований для того, чтобы потенциальный поставщик был признан несоответствующим квалификационным требованиям. Первое - непредставление либо представление ненадлежащим образом оформленных документов для подтверждения квалификационным требованиям поставщика и субподрядчика. Второе - установление факта несоответствия квалификационным требованиям на основании информации, содержащейся в документах, и установление факта предоставления недостоверной информации по квалификационным требованиям. Вот, в принципе, главные основания, позволяющие организаторам конкурса отклонить потенциального поставщика как несоответствующего квалификационным требованиям. Марат: - Какие требования предъявляются к участникам конкурса госзакупок? С. М.: - Для начала скажу, что общие квалификационные требования распространяются на всех участников конкурса госзакупок. Все участники должны быть платежеспособными, не иметь налоговой задолженности сроком, не превышающим три месяца, не подлежать процедуре банкротства. Поставщику необходимо обладать материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения договора о госзакупках. Кроме того, в новой редакции требование наличия опыта работы не менее одного года исключено. Зато опыт работы внесен в перечень неценовых критериев, которые в обязательном порядке должны учитываться при оценке заявки на участие в конкурсе. То есть теперь участвовать в конкурсе госзакупок может и вновь созданная компания при условии наличия у нее специалистов, материальнотехнической базы, финансовых ресурсов. Помимо общих существуют и специальные квалификационные требования. Думаю, это полезное нововведение, потому что позволит уполномоченному органу по госзакупкам последовательно автоматизировать квалификационный отбор участников госзакупок, минимизировав и упростив при этом работу конкурсной комиссии. Вот смотрите, зачастую бывает так, что участвующий в конкурсе поставщик не обладает всеми необходимыми возможностями для участия в конкурсе. И, как правило, он привлекает субподрядчиков, к которым раньше никаких требований не предъявлялось. К примеру, заявку на участие в конкурсе подала некая строительная компания, обладающая лицензией на право работ, но не имеющая лицензии для проведения противопожарных мероприятий или других дополнительных специфических работ. Для их выполнения они привлекают субподрядчиков. В новой же редакции закона все требования, которым должен соответствовать основной подрядчик, распространяются и на субподрядчика. Теперь он должен иметь лицензии, в нашем примере как на строительство, так и противопожарную деятельность. М.: - Но такие условия почти невыполнимы... С. М.: - Вот поэтому и нужно объединяться в консорциумы. На это и направлен новый закон. М.: - Кто кроме вашего управления контролирует процедуру госзакупок? С. М.: - В новом законе определены органы, уполномоченные осуществлять контроль из сферы их компетенции. А именно: Счетный комитет Республики Казахстан следит за процессом госзакупок из республиканского бюджета. Министерство финансов, а точнее Комитет финансового контроля и госзакупок, контролирует правильность процедуры из республиканского и местного бюджетов, а также госзакупки всех хозяйствующих субъектов. А ревизионная комиссия маслихатов отслеживает госзакупки из соответствующих местных бюджетов. Александр: - Скажите, пожалуйста, какие способы государственных закупок существуют? С. М.: - В новой редакции закона говорится о том, что конкурсы бывают открытыми и закрытыми с использованием двухэтапных процедур: на организованных электронных торгах и на открытой товарной бирже. Согласования с уполномоченным органом в решении о выборе способа закупок не требуется. То есть организатор конкурса сам выбирает способ проведения конкурса госзакупок. Государственные закупки на организованных электронных торгах осуществляются на электронных торговых площадках. Несмотря на то что для Казахстана данный способ - ближайшая перспектива, новым законом он уже предусмотрен. В настоящее время все потенциальные поставщики и организаторы конкурсов госзакупок создают свои веб-сайты. Согласитесь, это очень удобно. Организатор конкурса на своем веб-сайте размещает всю необходимую информацию и в свою очередь имеет представление об остальных участниках, их потенциале. Таким образом, выбирает наиболее предпочтительного поставщика, с которым и будет иметь договорные отношения. Все это делается для соблюдения принципа прозрачности и искоренения элементов коррупции. К сожалению, до последнего времени в сфере госзакупок наблюдались теневые факты, непонятные схемы, в связи с чем возникало очень много вопросов и у населения, и у поставщиков, и у соответствующих органов. Так что осталось проработать коекакие технические вопросы. После апробации новой системы нам нужно будет создать единую информационную базу и локальную сеть для охвата всех участников государственных закупок. Резюмируя ваш вопрос, скажу, что госзакупки могут проводиться с использованием информационных систем, направленных на внедрение пакета электронных документов.
Куда уходят неосвоенные деньги?
Алимжан: - Изучая новый закон, не совсем понял о новых условиях конкурса госзакупок. Не могли бы вы рассказать о них? С. М.: - Сведения об условиях конкурса изначально опубликовываются на веб-сайте заказчика. Затем обязательно нужно опубликовать объявление о предстоящем конкурсе в бюллетене госзакупок. Помимо этого заказчик должен опубликовать на веб-сайте условия проведения предстоящего конкурса с указанием заявленной суммы конкурса. При этом надо отметить, что в новой редакции закона говорится о том, что получение условий конкурса не требует обязательного присутствия претендента. Достаточно лишь отправить свои документы, получить подтверждение, что сообщение поступило на веб-сайт. Разъяснения условий, опубликованных на веб-сайте заказчика, направляются всем претендентам, получившим условия конкурса. Представляемая заявка на участие в конкурсе должна содержать требуемые документы без цен. Раньше, по старому законодательству, потенциальный поставщик указывал свою цену, а заказчик, исходя из этого, мог отдавать предпочтение тому или иному претенденту. В связи с этим многие компании демпинговали, то есть намеренно снижали цены, чтобы в любом случае выиграть в данном конкурсе. При этом они не думали о выполнении заявленного объема работ, качестве, сроках, оговоренных условием договора. Новый закон исключает такую возможность. Далее на вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе могут присутствовать представители претендентов с правом ведения аудио и видео съемки с заседания конкурсной комиссии. После завершения процедуры вскрытия конвертов оформляется протокол, который подлежит опубликованию на веб-сайте заказчика и предоставляется для ознакомления всем претендентам. Данияр: - Подразумевает ли новый закон какие-либо изменения по закупкам способом ценового предложения? С. М.: - Да, по данному вопросу в новом законе предусмотрена целая отдельная глава. Госзакупка проводится на ограниченную сумму - не более 4 тысяч МРП, на имеющиеся товары, работы и услуги, при этом подробность классификации не имеет для заказчика существенного значения. Напомню, раньше государственные органы и госучреждения осуществляли закуп на сумму не более 2 тысяч МРП, а госсубъекты - не более 4 тысяч МРП. Д.: - И еще, хотелось бы услышать, что говорит новый закон о закупках способом из одного источника и о заключении договора о госзакупках? С. М.: - Раньше закупки способом из одного источника подлежали согласованию с уполномоченным органом. В новой редакции решение о закупках из одного источника не подлежит согласованию с уполномоченным органом по госзакупкам. А заключение договора осуществляется после определения победителя конкурса. Другим его участникам предоставляется возможность в 10-дневный срок в судебном порядке обжаловать итоги конкурса. Только по истечении этого срока заказчик подписывает проект договора и направляет его победителю конкурса. В свою очередь, победитель должен подписать договор в течение 30 календарных дней. Здесь надо отметить, что согласно старому закону, изменения в договоре не допускались. В новой его редакции разрешается вносить изменения. Д.: - Почему, на ваш взгляд, у некоторых организаций появляются неосвоенные средства? С. М.: - Появляются они из-за неправильного планирования организацией своей хозяйственной деятельности на соответствующий финансовый год. Неосвоенные средства на конец финансового года полностью изымаются в доход госбюджета.
НАША СПРАВКА В I квартале 2008 года установлено нарушений на общую сумму 2566093,2 тысячи тенге, из них в бюджетных учреждениях - 291050,9 тысячи тенге и в хозяйствующих субъектах - 2275042,3 тысячи тенге. По сравнению с I кварталом 2007 года общая сумма выявленных нарушений возросла на 2102812,4 тысячи тенге, фактически возмещено 34815,8 тысячи тенге. Основная доля нарушений установлена в хозяйствующих субъектах и составила 88,6 процента. Основная доля нарушений в бюджетных учреждениях приходится на учреждения, финансируемые из республиканского бюджета - 5,8 процента и 5,5 процента - на учреждения, финансируемые из местного бюджета. Наибольшие нарушения установлены по показателю "нецелевое использование бюджетных средств" - 2079625,5 тысячи тенге и неэффективному использованию бюджетных средств - 86795,0 тысячи тенге. В I квартале 2008 года установлено 38 случаев проведения государственных закупок с нарушениями законодательства на сумму 2699945,6 тысячи тенге.
Виктория Избицкая Тел.279-74-41
Источник: Прочие
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |