|
|
|
12.04.2008 Ужесточать - значит помогать?
Евгения ПЛАХИНА, 11.04.2008
В прошлом номере газеты мы писали о вызывающих опасения тенденциях в формировании государственной политики по отношению к банковскому сектору, которые уже привели к тому, что в сравнении с россиянами мы начинаем проигрывать. Об этом говорит хотя бы то, что Standard&Poors поместило рейтинг РФ в списки на пересмотр. Почему же казахстанская банковская система, которой в 1998 году российская даже в подметки не годилась, сегодня теряет свои позиции? По мнению некоторых экспертов и аналитиков, все дело - в жестких рамках, в которые государство пытается загнать финансовый сектор вместо помощи, вполне в условиях кризиса ожидаемой. Так, в той же России используют меры, от которых Казахстан упорно отказывается: привлекают ресурсы пенсионной системы для укрепления ликвидности, снижают нормативы и всемерно способствуют повышению конкурентоспособности. В Казахстане усилия Агентства финансового надзора направлены на дестимулирование внешних заимствований банков, их переориентацию на внутренние источники фондирования и улучшение кредитного портфеля. Чья стратегия работает лучше, понятно из того, чьи рейтинги попали на пересмотр Moody’s и S&P. Но тогда какими мотивами руководствуется наше государство в своей политике по регулированию банковского сектора? Это мы решили выяснить у главы Агентства финансового надзора Елены БАХМУТОВОЙ, задав ей соответствующие вопросы.
Экспансия экспансии рознь Елена Леонидовна, сегодня уже очевидно, что внутренний рынок достаточно ограничен и в условиях недостатка качественных отечественных заемщиков концентрация кредитов внутри опаснее, чем прорыв в ту же Россию, где финансовый рынок не просто больше на порядок, но и, судя по последним событиям, устойчивее, чем у нас. Почему регуляторы решили ограничивать внешнюю экспансию казахстанских банков? - Давайте разложим ваш вопрос на два составляющих тезиса. Во-первых, тезис об ограниченности внутреннего рынка. Емкость внутреннего рынка не есть некая постоянная цифра - это процесс. На первых порах, когда в экономику закачивается капитал, она начинает расти. Со временем, если капитал накачивается слишком быстро, экономика не успевает его абсорбировать и начинается перегрев. В этот момент можно пойти по двум путям: либо снизить уровень предоставляемого капитала, либо готовить экономику ко второй волне развития. Я считаю, нам нужно пойти по второму пути. Рассмотрим такой пример: человек зарабатывает на жизнь мойкой машин. В день он может помыть только определенное количество машин. От того, что этому человеку будут давать больше денег, больше машин помыть он не сможет, просто будут повышаться цены. Этот процесс не вечен, со временем тренд развернется и цены снова пойдут вниз. Однако дополнительные деньги он мог бы потратить на образование, получить новые навыки и заниматься другой, более высокооплачиваемой работой. Таким образом, повышается емкость внутреннего рынка и вместе с ним внутренняя ресурсная база. Во-вторых, тезис об устойчивости тех рынков, куда производится экспансия. Задумайтесь над тем, что казахстанские банки не идут на западноевропейские или американские рынки, которые, следуя вашей логике, еще больше и устойчивей. Правильней говорить не об устойчивости рынков, а о соотношении риск - доходность. Но в свое время президент приветствовал внешнюю экспансию казахстанского бизнеса, а Нацбанк и АФН сейчас этому препятствуют. Почему? Что вдруг изменилось, что ужесточаются нормативы и вводятся другие препятствия, чтобы сократить превращение казахстанских банков в международные банковские группы? - По всей видимости, речь идет о принятых поправках в расчет достаточности капитала, предусматривающих взвешивание активов, размещенных в странах с льготным налогообложением, по степени риска до 200%, которые вступили в силу 1 апреля 2008 года. Если посмотреть на внешние активы банков, а это порядка 22% от всех активов банковской системы, то мы увидим, что значительную долю составляют такие интересные страны, как Панама, Каймановы острова, Британские Виргинские острова. А ведь они кредитуются в том числе и за счет наших с вами депозитов. Мы считаем, что кредитование клиентов, расположенных в этих странах, несет в себе больше риска, чем кредитование казахстанских клиентов. Поэтому если на 100 тенге кредита казахстанскому клиенту банк должен иметь 12 тенге собственного капитала, то на 100 тенге кредита клиенту в Британских Виргинских островах банк должен иметь 24 тенге собственного капитала. Поймите, экспансия экспансии рознь. Когда говорят об экспансии бизнеса или завоевании новых рынков, цель заключается в наращивании экспортного потенциала. Например, больше, чем определенное количество хлеба, мы физически съесть не можем, но если мы можем производить больше, то надо позаботиться о других рынках сбыта. Ведь дополнительное производство - это дополнительные рабочие места, дополнительные платежи в бюджет и рост благосостояния. При экспорте происходит приток капитала в Казахстан, за счет чего и растет благосостояние. Что же происходит при экспансии банков? Капитал уходит из страны и развивает экспортный потенциал другой страны. Завтра мы оттуда импортируем товары и услуги, что опять обернется оттоком капитала. Безусловно, казахстанские банки заработают свои проценты и комиссионные, но при этом объем прибыли не сравним с размером выведенного капитала.
Рынок маленький, риски большие Один из амбициозных проектов современного Казахстана - создание регионального финансового центра Алматы, но ведь его можно строить как свободную экономическую зону, то есть территориально, юридически и материально, а можно финансово - за счет превращения наших банков в региональные банковские группы. Почему этот вариант отвергается? - Я не считаю, что эти два варианта должны взаимоисключать друг друга. Превращение банков в региональные банковские группы будет способствовать развитию Казахстана как регионального финансового центра, однако это должно происходить с должным уровнем понимания принимаемых на себя рисков. Вы никогда не задумывались, почему американские и европейские банки не идут в те страны, куда идут наши банки? Может быть, у наших банков лучше процедуры управления риском? Или они обладают большим объемом средств? Это не так. Представьте себе такую упрощенную ситуацию: у вас есть выбор, кому выдать кредит - человеку, у которого есть свой дом и машина, или человеку, у которого ничего нет. Лучше, конечно, выдать кредит тому, у которого что-то можно будет изъять в случае, если он не сможет расплатиться, даже если кредит будет под меньшие проценты. А теперь представьте, что этот человек взял у вас кредит и сам выдал кредит другому человеку, у которого такого обеспечения не было, под более высокие проценты. Что вы станете делать? Побежите конкурировать за клиента без обеспечения? Нет, вы оцените риск и увидите, что он остался у клиента с обеспечением, и когда конечный рисковый клиент не сможет расплатиться, вы заберете дом и машину у первого клиента. Чем больше клиент с обеспечением будет заниматься экспансией, тем более рисковым он становится, соответственно, его кредитный рейтинг падает. Что это значит? То, что за чужой счет заниматься экспансией рискованно. В последнее время в Казахстан пришли две крупные банковские группы: корейская и итальянская. Как Нацбанк и АФН относятся к этому? - Как вы знаете, Казахстан не раз официально заявлял о своем намерении вступить в ВТО. В этом свете в 2005 году доступ иностранного капитала был полностью либерализован. Я думаю, процессы поглощения в Казахстане иностранными компаниями отечественных финансовых организаций будут продолжаться. То есть доля иностранного капитала будет расти, как и повышение уровня конкуренции на рынке банковских услуг. Но не окажется ли так, что в обозримом будущем наш финансовый сектор попадет под контроль зарубежных игроков, то есть, получив устойчивость в оперативном плане за счет возможного привлечения ресурсов материнских банков, страна проиграет стратегически, как это уже случилось в нефтегазовом и металлургическом секторах? - Надо трезво оценивать ситуацию. Наш рынок по сравнению с глобальным финансовым рынком совсем небольшой. Это делает его довольно уязвимым. Активы той же группы Unicredit в двенадцать раз превосходят все активы нашей банковской системы. Активы корейского Kookmin Bank в два раза больше активов нашей системы. Даже активы российского Сбербанка в два раза больше всех активов нашей банковской системы. Это означает, что если кто-то из серьезных игроков захочет завоевать наш рынок, он это сделает. В то же время в стратегическом плане наличие сильных отечественных банков, безусловно, является одной из составляющих экономической безопасности. Страны решают этот вопрос по-разному, например путем создания государственных банков либо путем консолидации местных банков для их усиления. Хотя те же американцы не боятся в свете мирового финансового кризиса продавать свои крупнейшие банки инвесторам из арабских и азиатских стран. За время реформирования банковского сектора республики уровень конкурентоспособности и потенциал отечественных банков заметно возрос. Вместе с тем мы будем обсуждать в парламенте механизмы воздействия на финансовую систему в случае угроз для стабильности финансового сектора и экономической безопасности.
Нормативы - сигнал банкам Судя по тому, что в России Центробанк и другие регулирующие органы предпринимают все возможное, чтобы поддержать ликвидность банковского сектора, а в Казахстане Нацбанк и АФН, наоборот, ужесточают нормативы и ограничивают заимствования, ситуацию там воспринимают с большей тревогой, чем у нас? - Мы начали беспокоиться гораздо раньше. Откройте бизнес-прессу второй половины 2006 года и вы увидите, как критикуется АФН за введение нормативов валютной ликвидности, а также нормативов, ограничивающих краткосрочные внешние обязательства. Сегодня иностранные эксперты, ожидавшие проблем с ликвидностью у нас в конце прошлого и начале этого года, соглашаются, что благодаря этим мерам банки смогли пережить период неясности на рынке. Поймите, нормативы нужны не для того, чтобы их кто-то нарушал, а для того, чтобы выявить проблемные места, для того, чтобы банки понимали, какими вопросами озабочен регулятор, и могли соответственно корректировать свою политику. Что касается поддержания ликвидности, то здесь можно однозначно сказать, что казахстанские государственные органы продолжают работать вместе с рынком. Когда в сентябре Нацбанк влил в экономику около $10 млрд для поддержания ликвидности, эксперты и некоторые рейтинговые агентства скептически к этому отнеслись, так как при этом снижались золотовалютные резервы. Что же мы наблюдаем сегодня в мире? И американские, и западноевропейские регуляторы делают то же самое. Таким образом, у нас есть необходимый запас инструментов. Кроме того, как вы помните, некоторые банки подписали с Нацбанком и АФН трехсторонние соглашения и так как они взяли на себя дополнительные обязательства, для них перечень инструментов по поддержанию ликвидности был расширен. Что касается ограничения внешних заимствований, то хочу отметить следующее. Рынок евробондов для казахстанских банков сузился еще весной прошлого года. Рынок синдицированных займов тоже замедлился к осени прошлого года. Заметьте, что речь идет о временном периоде до кризиса subprime. Это говорит о том, что иностранные инвесторы основной аппетит на казахстанские банки к тому времени насытили. Сейчас наши банки тоже могут выйти на внешний рынок и привлечь средства, но цена, за которую они это сделают, будет слишком высокой. А так как других сделок не происходит, по этой цене будут судить обо всей казахстанской системе, и в результате установится новый ценовой ориентир. Это будет означать откат позиций нашей банковской системы на несколько лет назад. Наверстать эти позиции займет еще несколько лет. Посмотрите на опыт России и финансового кризиса 1998 года. Доверие теряется очень быстро, а зарабатывается долго. Меры же, которые мы недавно анонсировали, носят отложенный характер. Часть из них вступает в силу в январе, другая часть - в июле 2009 года. Поэтому банки имеют достаточный запас времени, чтобы скорректировать свои политики. Еще раз повторю, наша, совместно с правительством и Нацбанком, стратегическая задача - это укрепление внутреннего фондирования. Сейчас стоит тактическая цель: заместить короткие внешние деньги более длинными внутренними средствами. В условиях постоянного дефицита платежного баланса сокращение внешних заимствований еще больше усугубит ситуацию. Или это неопасно и Нацбанк и АФН сознательно идут на это? - По вопросам платежного баланса, думаю, более подробно сможет прокомментировать Нацбанк. Сегодня казахстанские банки оказались отсеченными от основных источников финансирования, причем как по воле государства, которое ограничило внешние заимствования и не согласилось, по примеру россиян, разрешить привлечение средств пенсионных фондов, так и в силу объективных обстоятельств - база привлечения депозитов ограничена невысоким уровнем жизни основной части населения и низкой нормой накопления. У банков остается два варианта - продаваться иностранным стратегическим инвесторам или… государству. Возможен ли последний вариант? - Вот типичный пример того, как создаются стереотипы. Для пенсионных фондов Республики Казахстан не существует ограничений по размеру инвестирования средств в определенные отрасли экономики, в том числе ценные бумаги, выпущенные банками второго уровня. Ограничения касаются только рейтинга и риска на одну сторону и исходят из принципа, что нельзя класть все яйца в одну корзину. Вы же не хотите, чтобы все ваши пенсионные накопления лежали в одном банке? Вдруг что-то с ним случится. Так вот, по состоянию на 1 марта финансовые инструменты банковского сектора занимают 39% от инвестиционного портфеля, сформированного за счет пенсионных активов накопительных пенсионных фондов. Еще раз подчеркну, 39% наших с вами пенсионных накоплений лежат на депозитах в банках, либо на них куплены облигации банков, либо каким-то другим способом имеют отношение к банкам. Предположим, пенсионные фонды вложат еще дополнительные средства в банки. Что произойдет? Банки на эти деньги выдадут кредиты и, например, профинансируют некие предприятия. А если пенсионные фонды не вложат эти средства в банки, что они с ними сделают? Купят акции и облигации предприятий и тоже, таким образом, профинансируют их. Только в связи с ограничением по рейтингу это будут предприятия, имеющие прозрачную структуру, ясный бизнес и достоверную отчетность. Теперь что касается возможности продажи банка государству. Из мирового опыта следует, что такая возможность у государства должна быть, при этом все понимают, что в данном случае государство не преследует бизнес-цели. Наиболее наглядный пример - недавняя национализация банка Northern Rock в Великобритании в связи с ипотечным кризисом. Цель - не допустить разрушение всей банковской системы. В Казахстане, я считаю, условия, при которых государство может купить банк, должны быть зафиксированы законодательно, а это прерогатива нашего парламента.
Кому нужна госпомощь? Даже если государству удастся удержать инфляцию в пределах 10%, это означает, что ставки депозитов сроком больше одного года будут стремиться к 12 - 13%, а стоимость кредитных ресурсов даже для лучших заемщиков составит не менее 20% годовых. Но ведь за пределами сырьевого сектора нет отраслей с доходностью, позволяющей работать на таких условиях. Что собираются делать АФН и Нацбанк, чтобы изменить ситуацию к лучшему? Или это дело правительства? - Казахстан работает в глобальном финансовом рынке. Предположим, у нас есть заемщик, реальный кредитный риск которого оценивается ниже чем 20%, а наши банки его по какой-то причине не хотят или не могут кредитовать. Что происходит? Так как финансовый рынок глобален, то и конкуренция на нем глобальна, а значит, такой заемщик находит иностранный банк, готовый прокредитовать его по той, реальной, ставке. Проблема заключается в том, что таких заемщиков мало. И когда мы говорим о развитии внутреннего рынка, мы говорим именно об увеличении количества качественных заемщиков. Нельзя сказать, что это дело только АФН, Нацбанка или только правительства. Это наше общее дело, каждого казахстанца. Смогут ли АФН и Нацбанк не допустить кризиса, если вдруг «упадет» один из банков первой десятки или даже пятерки? Что будет предприниматься и рассматриваются ли такие варианты вообще? - Смогут. Такие варианты всегда рассматриваются, и есть готовые схемы действий, есть системы индикаторов. Это часть нашей с Нацбанком работы. На каких условиях и кому из банков оказана или будет оказана госпомощь? Кто-то уже обратился за господдержкой? - Насколько я знаю, прямой госпомощи банкам не оказывалось. Госпомощь была направлена на поддержание определенных отраслей экономики: строительства и малого бизнеса.Фонд устойчивого развития «Казына» выделил средства на дальнейшее финансирование строительных объектов и поддержку малого и среднего бизнеса. АО «КИК» на основании соглашения о партнерстве осуществляло выкуп прав требований по ипотечным кредитам, выданным банками второго уровня, в целях дальнейшего развития ипотечного рынка и фондирования строительства. Эти меры реализовывались через банки второго уровня, но конечным бенефициаром является реальный сектор. Также, как я уже упоминала, в последние месяцы были подписаны трехсторонние соглашения между агентством, Нацбанком и банками второго уровня, желающими занимать средства у Нацбанка. Предоставление банковских займов банку второго уровня осуществляется при принятии банком обязательств по осуществлению консервативной кредитной и умеренной депозитной политики, ограничению объема обязательств и требований к нерезидентам, а также по увеличению акционерного капитала. На сегодняшний день шесть банков второго уровня подписали такие соглашения. Много ходит разговоров о том, что государство переводит счета национальных компаний и институтов развития в «Народный банк Казахстана». Так ли это? И зачем это делается, чтобы поддержать ликвидность «Народного банка Казахстана»? - По данному вопросу, я думаю, надо обратиться с соответствующим запросом к национальным компаниям, институтам развития и АО «Народный банк Казахстана». В целом же манипуляции большими средствами на рынке не ведут к устойчивости финансовой системы. Банкам необходимо внимательно отслеживать крупных депозиторов, с тем чтобы риск ликвидности в случае их оттока был минимизирован.
Новые инициативы АФН В Казахстане предлагается дополнить закон «О банках и банковской деятельности» положением о праве государства выступать акционером банка, в том числе единственным, сообщила председатель госагентства по финнадзору Елена Бахмутова в интервью агентству Интерфакс-Казахстан. Изменения предполагаются в рамках законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК о платежах и переводах денег, бухгалтерского учета и финансовой отчетности финансовых организаций и деятельности Национального банка РК» в целях эффективной реализации меморандума по вопросам финансовой стабильности. Согласно разрабатываемому законопроекту, в установленных случаях правительство республики вправе принять решение о приобретении им либо национальной управляющей компанией, уполномоченной правительством на распоряжение госсобственностью, объявленных акций банка в размере 10-и и более процентов от общего количества размещенных акций. «При отсутствии объявленных (неразмещенных или выкупленных) акций банка либо при недостаточности их количества для улучшения финансового состояния банка правительство принимает решение об увеличении количества объявленных акций», - сказала г-жа Бахмутова, добавив, что «при отсутствии иных инвесторов временное участие государства в качестве собственника является распространенной мировой практикой…»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |