|
|
|
12.04.2008 Экспортно-зерновые парадоксы
Анастасия ПРИЛЕПСКАЯ,Ирина СЕРГЕЕВА, 11.04.2008
АСТАНА - От еженедельного «селектора» в правительстве многие ожидали сюрпризов. Рокировка акимов и вывод из состава кабмина главного агрария страны Ахметжана Есимова вызвали легкое смятение в правительственных кругах. Но высказывания премьер-министра превзошли даже очень смелые предположения. Карим Масимов дал поручение пересмотреть экспорт зерна. Министры удостоились благодарности от шефа за правильные действия. Карим Масимов заявил, что задача по удержанию инфляции на первый квартал этого года выполнена. Такой вывод глава кабмина сделал после доклада председателя Агентства по статистике Анар Мешимбаевой. В частности, она сообщила, что в марте инфляция составила 0,6%, а показатель в целом за квартал - 2,5%, то есть ниже, чем за тот же период прошлого года.
Неожиданная пошлина Однако, несмотря на умиротворяющие цифры, по-прежнему сохраняются высокие темпы роста цен на продовольственные товары: разница составила 0,9% за март. По некоторым видам продуктов рост в прошедшем месяце даже ускорился. - Основные группы, которые выросли, остаются те же. Цены на хлеб и хлебопродукты поднялись в марте на 1,2%, - сказала глава агентства. Она привела статистику по странам СНГ и отметила, что уровень инфляции практически во всех соседних странах выше, чем в Казахстане. В России инфляция за 3 месяца - 4,8%. В Кыргызстане за два месяца показатель 3,7%, в Азербайджане - 4,7%, в Украине - 5,7%. Самый высокий уровень в Таджикистане. - Просто для сведения, на что будет спрос со стороны у казахстанских производителей. В Таджикистане мясо в марте подорожало на 40%, хлеб - на 20%, - сообщила Анар Мешимбаева. Премьер-министр заявил, что именно подорожание хлеба за пределами Казахстана послужило причиной для принятия мер по ограничению экспорта зерна из страны. - Мировые цены на хлеб растут неумолимо, - предостерег премьер-министр. - Даю поручение Министерству сельского хозяйства вместе с Мининдустрии рассмотреть возможность либо введения пошлины на экспорт, либо полного запрета на экспорт. Либо одно, либо другое. Пожалуйста, до конца недели внесите предложение. В качестве объяснения такого неожиданного решения глава кабмина сослался на «тревожные» тенденции на международных рынках. Ранее, напомним, о введении ограничений на экспорт говорил бывший министр сельского хозяйства Ахметжан Есимов. В частности, в феврале он сообщал, что, возможно, с 1 марта этого года будут введены пошлины на вывоз казахстанского зерна за пределы страны. Но 11 марта, по его же словам, кабмин отказался от принятия ограничительных мер, поскольку удалось договориться с производителями зерна о поставках на внутренний рынок. Тогда же Есимов предупредил, что если поставщики нарушат свои обещания, ограничение все-таки введут. По этой ли причине, по другой ли, но менее чем через месяц глава правительства поручил снова рассмотреть вопрос введения пошлины. Кроме зерновых ограничений, спасти страну от инфляции может очень популярная в последнее время овощная стратегия. Премьер подчеркнул, что необходимо продолжить работу по сдерживанию цен на базовые продукты, в первую очередь - на овощи и фрукты, поскольку, по мнению главы правительства, «плодоовощная продукция - это сильный фактор, который может потянуть вниз инфляцию». Кроме того, Масимов дал поручение Агентству по регулированию естественных монополий «не допускать необоснованного повышения цен на коммунальные услуги».
Аудит с пристрастием О мерах по сохранению экономической стабильности перед кабмином отчитался глава Министерства экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов. Он сообщил, что одним из главных пунктов «Плана первоочередных действий…» было повышение фондирования банков второго уровня за счет внутренних источников. По данным министерства, сегодня коммерческие банки имеют задолженность перед Нацбанком в размере 123 млрд тенге. - Национальным банком продолжается поддержка фондирования банков второго уровня за счет предоставления краткосрочных займов. Расширен перечень активов, признанных пригодными для обеспечения по операциям рефинансирования Национального банка, - сообщил глава ведомства. Кроме того, по словам министра, между Агентством финансового надзора и банками второго уровня заключено соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по вопросам предоставления банковских займов Национальным банком. В соглашении определены обязательства банков по сохранению внешней задолженности и активов на уровне не выше текущего, увеличение капитала и проведение консервативной кредитной и умеренной депозитной политики. Бахыт Султанов напомнил, что в соответствии с планом первоочередных действий из республиканского бюджета было выделено 122 млрд тенге. Из них 48,8 млрд тенге - на финансирование проектов малого и среднего бизнеса, и еще 48,8 млрд тенге - для кредитования завершения строительства жилья. Местным исполнительным органам рекомендовано было выделить средства из районных бюджетов, которые будут использованы для поддержки проектов малого бизнеса. Деньги должны быть направлены в Фонд развития предпринимательства для дальнейшего размещения в банках второго уровня. - Во всех областях на сегодняшний день, кроме Костанайской и города Алматы, зарезервированы средства местных бюджетов в сумме 8,3 млрд тенге. Но до настоящего времени регионами средства не перечислены в Фонд развития малого предпринимательства, - сообщил Бахыт Султанов. - Следует отметить, что в соответствии с планом срок исполнения данных мероприятий был определен - январь 2008 года. Карим Масимов в свою очередь напомнил о поручении президента провести аудит с пристрастием всех бюджетных программ. Особое внимание он намерен уделить областным бюджетам, которые, несмотря на «уговоры» со стороны правительства, не идут на контакт, от чего, по его словам, «многие решения зависают». Глава кабмина дал поручение своему заместителю Умирзаку Шукееву взять на контроль этот вопрос и составить график аудита областных бюджетов. - И я думаю, что параллельно с этим Министерству экономики и уполномоченным органам надо посмотреть бюджеты четырех государственных холдингов, - сказал Карим Масимов. - Иногда бывает, что кто-то там день и ночь мучается, а кто-то жирует. Этого мы не допустим.
Куда делось зерно? ВОПРОС «НА ЗАСЫПКУ»
Е.ШИБАРШИН,С.ЗАБОЛОТНЫЙ,А.ТУГЕЛОВ, 11.04.2008
Этот вопрос мы адресовали в регионы тем, чей бизнес «завязан» на зерне и его производных. Оказалось, не так-то просто найти людей, которые бы не побоялись от своего имени откровенно сказать, что происходит в зерновой отрасли. Владелец пекарни, Атырау: - Зерна в стране много, даже переизбыток. Не хватает заводов, чтобы превратить его в муку. Рынок зерна контролирует мафия, заинтересованная в том, чтобы продать дороже за границей. Правительству надо было думать о строительстве мукомольных заводов, поддержке отечественного производителя, а не предпринимать авральные меры. От этого мука не подешевеет. Производитель зерна, Петропавловск: - У нас на бумаге рекордный урожай. Не было этого пятимиллионного каравая с самого начала. Как в соцсоревновании, приписали в общей сложности не менее 2 миллионов тонн. И эта ситуация по всем регионам. В среднем урожайность была завышена на 3 - 5 центнеров с гектара. Пока у крупных компаний сохраняется квота на вывоз зерна. Но уже сейчас в качестве принудительной взаимопомощи нас заставляют отправлять крупные партии зерна на юг. Чтобы там ситуация оставалась стабильной, мы, коммерсанты, скупаем зерно по $350 у крестьян. А вынуждены продавать, повторяю, принудительно, за $300. Самое главное в том, что ситуацию с хлебом начинают решать не на правительственном уровне, как они сами думают, а на много ступенек ниже - на областном и даже на районном. Волевым решением диктуют рыночникам, как им продавать, сколько и почем. Валерий Федорович, предприниматель, Костанай: - Зерно еще есть. Оно на элеваторах, у перекупщиков. Другое дело, знает ли правительство, сколько его осталось? По-моему, в Министерстве сельского хозяйства не владеют ситуацией: сколько зерна собрали, сколько вывезли и сколько в остатке. Поэтому и заявляют сначала о вводе ограничений на вывоз зерна, потом меняют свое решение, а теперь опять говорят об ограничении. Другая причина - зерно пользуется спросом на внутреннем рынке, но, имея возможность его экспортировать, перекупщики диктуют цены для мукомолов. На моей мельнице мука с октября прошлого года подорожала в 1,6 раза. Я думаю, что эта одна из причин, по которой в Костанае весной остановилось несколько мельниц. У меня тоже была такая угроза, но мне удалось выкрутиться. Правительство показало, что не смогло сдержать рост цен на хлеб другими способами, поэтому пошло на запрет вывоза.
Комментарии в тему В Министерстве сельского хозяйства кулуарно объясняют намерение кабмина ограничить или даже вообще запретить экспорт зерна «предупредительными мерами». Дескать, с учетом продолжающегося роста цен многие фермеры могут перестараться и продать все имеющееся зерно, включая семенной материал. И даже в неофициальных беседах «не для печати» в Минсельхозе продолжают уверять: причин для паники нет, зерна в стране более чем достаточно.
Хорошо бы все сосчитать Мы попросили прокомментировать намерение правительства агрария с более чем 30-летним стажем, депутата Сената парламента Евгения Аман А. Правительственную точку зрения он отчасти разделяет, но с несколько иной стороны: - Что касается пошлин, мне очень сложно комментировать. Я удивлен, что кто-то может вдруг влезать в эту тему, - сказал сенатор. - Что касается запрета - это другой вопрос. Моя точка зрения - да, действительно, надо сосчитать, какое количество зерна в стране, потому что очень разные цифры. Статистика в этом вопросе очень слабая, и нет уверенности, что у нас на сегодняшний день есть те запасы, о которых громогласно заявили по итогам уборки. Поэтому я разделяю точку зрения премьера, что нужно понять, что мы имеем в запасе на сегодняшний день. В силу чего это нужно? В силу того, что, как специалиста в области сельского хозяйства, глядя в окно сегодня, меня пугают погодные условия, поскольку начиная с августа прошлого года мы, по существу, не имели серьезных осадков, и земля сухая. Это говорит об опасности, которая нас подстерегает: может быть неурожай. А если будет неурожай, то та цена на зерно, которая пугала нас нынче, - это только цветочки. Она может быть еще больше. Поэтому нужно найти способ обеспечить определенный продовольственный запас. Есть разные рыночные и административные способы для обеспечения продовольственной безопасности и продовольственных запасов. К примеру, обеспечить сохранность запасов через квотирование экспорта, каких-то пошлин или способов просто запрета к вывозу. Это на грани административных и рыночных приемов. Но они обоснованы тем, что когда есть нестабильность на внутреннем рынке, то никакие интересы наших экспортеров не могут быть выше внутренней стабильности. А сегодняшняя ситуация, все, вместе взятое: и прошлогодняя эйфория от объема зерна, и цена, которая стимулировала экспорт, и ситуация, которая складывается сегодня в поле накануне весенне-полевых работ, диктует принятие каких-то оперативных мер и вмешательство в ситуацию. И я это разделяю.
За и против Представители частного бизнеса в аграрной сфере оценивают намерения правительства по-разному. Есть и сторонники, и противники. Так, руководитель пресс-центра концерна «Цесна-Астык» Гульнара Каленова в беседе с нашим корреспондентом заявила: - Концерн «Цесна-Астык» является не столько производителем сельскохозяйственной продукции, сколько ее переработчиком. Мы производим продукты питания, стоимость которых, естественно, складывается и из стоимости используемого сырья. Повышение цен, наблюдаемое на рынке, для компании однозначно невыгодно. При условии низкой покупательской способности оно приводит к снижению спроса на продукцию, а значит, к падению прибыли. Поэтому введение экспортных пошлин и любые другие меры, принимаемые правительством в рамках стабилизации ситуации на зерновом рынке, нами оцениваются положительно. Прямо противоположное мнение у главы хозяйства «Родина» Ивана Сауэра. Лишь услышав вопрос, как вы относитесь к намерениям правительства, он тотчас ответил: «Резко отрицательно». И пояснил, почему: - Это непродуманное решение. Еще рано говорить о том, что сельское хозяйство нужно ограничивать. Еще мы не достигли такого уровня, чтобы вводить какие-то санкции. Весь мир думает, как спасать, как себя обезопасить, как повысить уровень продовольственной безопасности, а тут - такие санкции. Это будет одна из самых больших ошибок правительства. Для защиты внутреннего рынка есть много других способов, которые позволяют защищать внутренний рынок без этих драконовских мер. В свою очередь президент Союза зернопереработчиков и хлебопеков Евгений Ган не думает, что стоит вводить полный запрет на вывоз, потому что тогда «мы останемся с невывозным зерном». В то же время он предлагает сделать прозрачным баланс пшеницы, чтобы у общества не возникало вопросов. - Баланс должен быть публичным. Я так понимаю, он должен быть общедоступным, например, «висеть» на сайте Минсельхоза. Чтобы уже никто не спрашивал, куда делось зерно, это можно было бы увидеть по балансу. Написано: статьи экспорта такие-то и такие-то, и зерно пошло туда-то и туда-то. И не надо бояться, потому что прозрачный баланс стимулирует рост продаж на экспорт. Если покупатель видит, сколько у нас продовольственного зерна осталось на экспорт, то он будет выстраивать свою стратегию и заранее договариваться с казахстанскими экспортерами. Что касается сегодняшнего дня, то во всех странах ажиотажный спрос, и, откровенно говоря, никто не ожидал, что такой будет спрос на казахстанское зерно.
Выводы пора делать Глава Союза фермеров Казахстана Арман Евниев позицию фермера Сауэра не разделяет, хотя отмечает, что правительство вполне могло бы предотвратить ситуацию, когда без своего рода кардинальных мер не обойтись. - Если с точки зрения интересов государства, населения, я уверен, что это просто обязанность государства в лице правительства обеспечить продовольственную безопасность страны и принять такие меры, - говорит Евниев. - Сейчас задача стоит так: нужно сохранить объем зерна до нового урожая. Поэтому какой тут механизм? Оно должно остаться физически, его не должны вывезти. А трейдеры сегодня думают о повышенной прибыли. Я могу предположить, что это перестраховочная мера, и могу с большой долей вероятности сказать, что та система учета зерна в стране, которая сейчас есть, не позволяет иметь четкой информации. Ежегодно поднимается проблема приписок - акимы областей, соревнуясь друг с другом, приписывают объемы валового сбора зерна, которые превышают два, а то и более миллионов тонн ежегодно. И, конечно, этот воздушный объем зерна в этих балансах болтается. Об этом знают и трейдеры, понимают и в правительстве, и в Министерстве сельского хозяйства. По цифрам - да, все нормально. При этом они, возможно, делают поправку на то, сколько зерна в наличии и сколько на бумаге. Нужно перестраховаться - а вдруг его больше уже не существует? Поэтому эта мера перестраховочная, и в данной ситуации в той системе, что мы имеем, любой на месте правительства предложил бы и поддержал такую меру. Просто выхода нет. Другой вопрос, что из этого выводы не делаются. В 2003 году была такая ситуация, теперь она зеркально повторяется. Выводы надо делать.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |