|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
14.04.2008 Сила национального интереса
В сложившихся условиях мирового финансового кризиса стоит всерьез задуматься о защите национальных интересов, поскольку практика показала, что Казахстан оказался уязвимым для внешних воздействий. В такой ситуации необходимо принимать своевременные управленческие решения. И Правительство сегодня, с одной стороны, вынуждено противостоять постоянным внешним вызовам, а с другой — продолжать достойно продвигать и отстаивать стратегические интересы нашей экономики.
Государство — это мы
В наши дни защита национальных интересов не ограничивается обеспечением боеготовности страны перед потенциальными военными угрозами и сохранением территориальной целостности государства. Интересами нации становится буквально все, что прямо или косвенно связано с благополучием страны в целом и каждой казахстанской семьи в отдельности. Не случайно Послание Президента народу Казахстана этого года называется «Повышение благосостояния граждан Казахстана — главная цель государственной политики». И все, что может угрожать этому благосостоянию, автоматически должно попадать в зону особого внимания Правительства. А таких угроз возникает немало. И продиктованы они главным образом неблагоприятной внешней конъюнктурой. Мировой финансовый кризис начался год назад, а сейчас испытывает «весеннее обострение». Этот недуг не может не сказываться на внутреннем экономическом климате страны, плотно интегрирующейся в мировое экономическое пространство. Как выяснилось, глобализация имеет свою цену. И прошлогодний ипотечный кризис это наглядно продемонстрировал, когда обвал на рынке недвижимости США вызвал цепную реакцию мирового масштаба. Тогда нашему Правительству пришлось в срочном порядке предпринимать антикризисные стабилизационные меры. Из Национального фонда было выделено четыре миллиарда долларов на поддержку банков. Легким испугом ту ситуацию не назовешь, но справились мы с ней достойно, и экономического коллапса, который прочили международные аналитики, к счастью, не произошло. Однако ситуация послужила поводом к пересмотру наших позиций по многим экономическим вопросам. Сегодня во многих государствах мира начала прослеживаться тенденция, когда в противовес подчинению общемировому процессу глобализации страны начинают противопоставлять свои сугубо национальные интересы. На первый план они выходят и у нас.
Продовольственная безопасность — под номером один
Высокие мировые цены на энергоносители провоцируют рост цен на продовольственные товары во всем мире. Например, в одной только Эстонии за последние полгода цены выросли на 54 процента. И мы не исключение, в прошлом году экономика Казахстана столкнулась с феноменом так называемого импорта инфляции. Поэтому Правительству пришлось предпринять ряд оперативных мер по обеспечению продовольственной безопасности и стабилизации инфляционной ситуации. В частности, под жесткий ежедневный контроль был взят рост цен на продукты питания, в первую очередь на хлеб, муку, масло, сахар. Были созданы оперативные группы по ежедневному мониторингу цен на уголь и ГСМ, и принимались решения, исходя из текущей обстановки. С основными производителями социально значимых товаров и услуг подписаны меморандумы, введены временные ограничения на вывоз некоторых продовольственных товаров, в частности растительного масла и семян подсолнечника, а импортные пошлины существенно снижены. Сформированы государственные продовольственные резервы на случай необходимости осуществления интервенции на внутреннем рынке. Применены также меры по таможенно-тарифному и экспортному регулированию. Например, в июле принят документ «О мерах по насыщению внутреннего рынка РК плодоовощной продукцией», который позволил четко скоординировать работу пограничных, таможенных и транспортных служб по обеспечению беспрепятственного ввоза плодоовощной продукции из стран Центральной Азии и России. Следует отметить, что, если бы не все эти меры, цены на продовольствие значительно выросли бы. При этом ключевая задача, которую ставит перед собой Правительство сегодня, — обеспечить продовольственную самодостаточность. То есть здесь приоритетом политики Кабмина и стратегическим национальным интересом становится создание условий для производства сельхозпродукции, повышения ее конкурентоспособности. Это и целевые кредиты в сферу АПК, и привлечение инвестиций, в том числе и государственное субсидирование приоритетных секторов агропромышленного комплекса.
Активная заинтересованность
Одной из важнейших задач дня сегодняшнего стало усиление роли государства в сырьевом секторе. Речь идет о национализации стратегических предприятий. Совершенно очевидно, что не должны находиться в частных руках объекты, от деятельности которых зависят безопасность и экономическая стабильность страны. У частника основной интерес — коммерческий. Он не будет считаться с интересами населения в условиях неблагоприятных факторов, вроде повышенного уровня инфляции, и сдерживать рост цен на свою продукцию ради защиты интересов населения. Раздавать подобные объекты частникам налево и направо может быть чревато последствиями в виде потери контроля над отраслью. И почему бы стратегически важным объектам не работать в интересах страны и ее граждан? Иностранный капитал — это хорошо, но в меру. И, что бы при этом ни говорили критики протекционизма, здесь государство должно руководствоваться, в первую очередь, своими национальными интересами. Даже в США, где приверженность к идеалам рынка и свободного обмена велика, правительство часто прибегает к протекционизму, чтобы защитить свои национальные интересы. Поскольку существенным недостатком процесса глобализации мировой экономики становится слишком высокая роль транснациональных корпораций и финансово-промышленных групп. Они поглощают все большее количество сфер влияния и стремятся диктовать повсеместно свои условия, вынуждая правительства стран подстраиваться под них в ущерб своим интересам. Аналитики уже поговаривают о появлении антиглобалистских настроений в экономической политике многих стран, или о так называемом экономическом национализме. Взаимопроникновение экономик — это хорошо, но до определенных границ, иначе в один прекрасный день это может обернуться утратой важнейшей демократической ценности — независимости. В связи с этим безоглядное доверие инвесторам необходимо сбалансировать, приблизив взаимоотношения с ними к интересам нации. В особенности если речь идет об эксплуатации наших недр. Прибыль от них должна быть, в первую очередь, достоянием наших граждан. Президент Нурсултан Назарбаев в прошлом году поручил Правительству повысить эффективность и макроэкономическую отдачу добывающего сектора. Правительством в госсобственность возвращено три крупнейших объекта в стратегических сырьевых отраслях — Кашаган, Экибастузская ГРЭС-2 и «МангистауМунайГаз». Даны поручения по возвращению дополнительных активов, в частности Правительством ведутся переговоры о выкупе доли участия в «Казахмыс плс». В результате такой национализации появляется возможность не только получать налоговые поступления в бюджет, но и прибыль в форме дивидендов от деятельности этих компаний. А в условиях бурного роста цен на энергоносители это особенно важно. Поэтому значение таких предприятий для национальной безопасности страны вообще трудно переоценить.
Власть над «рубильником»
Если говорить о стратегически важных объектах, то ни у кого не вызывает сомнений, что, например, деятельность предприятий энергетического сектора должна находиться под неусыпным контролем государства, иначе энергетическая безопасность страны может оказаться под угрозой. В особенности в условиях постоянно нарастающей потребности страны в электроэнергии. Поэтому вопрос энергетической безопасности также потребовал от нашего Правительства действенных шагов. Актуальность этой проблемы стала для всех абсолютно ясна, когда вновь зашла речь о повышении тарифов на услуги естественных монополистов — электроэнергию и услуги ЖКХ. Здесь Кабмину пришлось в буквальном смысле балансировать между Сциллой и Харибдой: потребностями монополистов, мощности которых порядком поизносились (по оценкам экспертов, как минимум, на 65 процентов), и интересами граждан, доходы которых вследствие инфляции могут не «поспеть» за новыми тарифными ставками. И Кабмин взял в качестве отправной точки запланированный показатель инфляции, выше которого мы не должны подниматься в этом году во избежание экономических потрясений. В общей сложности инфляция не должна быть выше десяти процентов по планам Правительства, при этом тарифам отведено здесь не более 1,5 процента. Как сказал К. Масимов: «Повышение тарифов не должно превышать полутора процентов в 2008 году, выше этого не будет». В результате Агентство по регулированию естественных монополий установило для всех тарифов предельные показатели роста, выше которых энергетики не имеют права подниматься в этом году. А тем, кого не устраивают такие тарифы, предложено изыскать внутренние резервы, например, сократить количество посредников в энергодоставке, работать над снижением издержек, предусмотреть механизм взимания оплаты за присоединение дополнительных мощностей, повысить эффективность менеджмента. А населению страны и производителям желательно задуматься об энергосбережении, ведь это в конечном итоге деньги из собственного кармана. Кроме того, энергодефицит становится ограничителем роста и развития экономики. Поскольку без должной инфраструктуры невозможно по большому счету начать ни одного мало-мальски значимого проекта. Из практических шагов по решению данной проблемы следует отметить наиболее значимые. Например, решен вопрос финансирования и строительства крупнейших в республике электростанций — Балхашской ТЭС, третьего и четвертого энергоблоков на Экибастузской ГРЭС-2, Мойнакской ГЭС, а также атомной электростанции в Актау. В этом году планируется завершить строительство первого этапа второй линии электропередачи «Север — Юг». Зависимость западного региона от поставок электроэнергии из других стран планируется снять за счет строительства линии «Северный Казахстан — Актюбинская область». В прошлом году Правительством был запущен механизм государственно-частного партнерства, который позволяет успешно решать вопросы инфраструктурного строительства. В частности, на концессионной основе начато строительство ТЭЦ-3 в Астане.
Экологическая безопасность
Охрана окружающей среды — проблема глобальная. В свою очередь, Казахстан играет особую роль в обеспечении экологической стабильности в Евразии. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом между Европой и Азией, Казахстан выполняет аналогичную связующую функцию в развитии ландшафтных и экологических систем на континенте. Размеры территории Казахстана, разнообразие климатических условий, особенности водного баланса региона влекут за собой существенную зависимость экологической ситуации на всей территории Евразии от ее стабильности в Казахстане. И проблема наша заключается в том, что прирост валового внутреннего продукта у нас сопровождается высоким уровнем загрязнения окружающей среды. По имеющимся оценкам, около 75 процентов территории страны подвержено повышенному риску экологической дестабилизации. Все это угрожает состоянию природной среды и здоровью населения. В прошлом году была принята Концепция перехода РК к устойчивому развитию на 2007—2024 годы. И экологическая составляющая является центральным элементом этой концепции. Поскольку никакой экономический прогресс не может оправдать нанесения непоправимого ущерба окружающей среде. Иначе получится, что одной рукой мы во благо нации развиваем экономику, а другой — отравляем будущие поколения, ради которых и стараемся. По результатам реализации предусмотренных концепцией мер планируется улучшить индекс нашей экологической устойчивости на десять процентов к 2012 году, 15 процентов — к 2018-му и 25 процентов — к 2024-му.
ВТО — перспектива или опасность?
Лоббирование национальных интересов на внешних экономических аренах в конечном итоге сводится к переговорам о вступлении нашей страны в ВТО. «Выйти на международный рынок!» — звучит заманчиво. Мы сразу получим доступ к мировым рынкам, получим приток инвестиций, через транзитные пути в нашу экономику потекут деньги. Но войти в ВТО — полдела. Вот достойно там себя представить и не раствориться — уже серьезная задача. И решать ее надо, с одной стороны, путем проведения грамотных переговоров со странами — членами сообщества, а с другой — работать над повышением нашей конкурентоспособности во всех отраслях. Если мы сможем достойно представить свои товары на мировом рынке, то можно будет считать, что и в этой части мы отстояли свои национальные интересы. А для этого необходимо провести тщательную подготовительную работу. В частности, привести все системы управления и стандартизации в соответствие с международными требованиями и стандартами качества и менеджмента. Нужно ориентироваться на выпуск наукоемкой, высокотехнологичной продукции, в том числе с высокой добавленной стоимостью. Опыт показывает, что проигрывают от вступления в ВТО слабо подготовленные страны, которые недостаточно проанализировали свои сильные и слабые стороны, прежде чем выходить в открытый мировой рынок. Например, весьма сомнительными оказались итоги вступления в ВТО Кыргызстана. И совершенно другой пример демонстрирует Китай, чьи позиции с вступлением в ВТО только окрепли. Нам необходимо обобщить этот полезный опыт, взвесив все «за» и «против». Своевременное вступление в ВТО даст нашей экономике ощутимый подъем, а преждевременное способно нанести непоправимый урон и поставить под сомнение существование целых отраслей. В этом суть нашего внешнеэкономического интереса. Проблем и задач, попадающих в разряд национальных интересов, у нас немало. И благо, что мы с ними справляемся: научились реагировать на внешние вызовы, не закрываем глаза на проблемы, а ищем пути для их решения. А основным стратегическим национальным интересом видим свою конкурентоспособность. Безопасность нации при этом остается государственным приоритетом высшего порядка.
Лия МИРГАЗИТОВА
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |