|
Данный материал выражает мнение автора и носит рекомендательный характер. Материал основан на нормативных актах, действующих на момент публикации
Налогообложение нерезидентов (Интернет-конференция НК МФ РК, 14 декабря 2007 года) Номер вопроса | Вопрос | 2850 | При реализации имущества на территории РК нерезидентами (физическими лицами) предполагается применять декларирование и уплата налога? | Ответ № 2850 | В соответствии с подпунктом 3) статьи 178 Налогового кодекса, доходы от прироста стоимости, получаемые в результате реализации имущества, находящегося на территории Республики Казахстан признаются доходами нерезидентов из источников в Республике Казахстан. То есть, прибыль нерезидента от реализации имущества в РК будет подлежать налогообложению. Согласно пункту 1 статьи 187 Налогового кодекса данный вид дохода физического лица-нерезидента, не связанный с постоянным учреждением такого лица, подлежит налогообложению у источника выплаты в порядке и сроки, определенные положениями статей 179-181 Налогового кодекса. При этом, по пункту 4 вышеуказанной статьи обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и уплате подоходного налога у источника выплаты в государственный бюджет возложены на лицо, выплачивающее доходы (в данном случае, покупатель имущества). Такое лицо в соответствии с подпунктом 20) пункта 1 статьи 10 Налогового кодекса признается налоговым агентом. Налоговый агент - индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, юридическое лицо, в том числе нерезидент, осуществляющий деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, филиал, представительство, на которых возложена обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налогов, удерживаемых у источника выплаты. Также сообщаем, что пунктом 1 статьи 190 Налогового кодекса предусмотрено, что доходы физических лиц-нерезидентов, полученные от лиц не являющихся налоговыми агентами в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса подлежат налогообложению без осуществления вычетов по ставкам, установленным статьей 180 Налогового кодекса, т.е. 20%. При этом, исчисление и уплата ИПН производится физическим лицом-нерезидентом самостоятельно не позднее десяти рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по ИПН за налоговый период. Декларация по ИПН по итогам налогового периода представляется физическим лицом-нерезидентом в налоговый орган по месту своей регистрации не позднее 31 марта года, следующего за налоговым периодом. | 2669 | Юридическое лицо-нерезидент (Украина) оказывает услуги по проведению и организации конференции (семинара) за пределами РК. За участие на этой конференции, проводимая в Украине, казахстанская компания оплатила 300 000 тенге за одного работника. | Ответ № 2669 | Согласно подпункту 9) пункта 3 статьи 179 Налогового кодекса доходы от выполнения работ, оказания услуг за пределами Республики Казахстан, не указанные в подпунктах 2) и 2-1) статьи 178 настоящего Кодекса не подлежат налогообложению у источника выплаты. Таким образом, указанные доходы юридического лица (резидента Украины) от оказания услуг по проведению конференции за пределами Республики Казахстан и без образования постоянного учреждения в РК не подлежат налогообложению в РК. | 2665 | Транспортная компания (Россия) - нерезидент (без образования постоянного учреждения в РК) оказывает услуги по перевозке груза Казахстанскому компанию на территорий Республики Казахстан и за ее пределами. Облагаются ли данные услуги налогом у источника выплаты и налогом на добавленную стоимость? | Ответ № 2665 | В отношении оказания Нерезидентом услуг по перевозке груза между пунктами в РК По КПН В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Налогового кодекса предусмотрено, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, применяются правила указанного договора. Учитывая, что между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации заключена Конвенция об устранении двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал (далее - Налоговая конвенция), то в отношении указанных доходов нерезидент вправе применить положения Налоговой конвенции. В случае, если деятельность Нерезидента в соответствии со статьей 5 Налоговой конвенции не приводит к образованию его постоянного учреждения в Республике Казахстан, то доходы нерезидента от оказания транспортных услуг подлежат освобождению от налогообложения в Республике Казахстан согласно статье 7 Налоговой конвенции. При этом порядок применения положений Налоговой конвенции в отношении указанных доходов установлен статьями 198, 198-1 Налогового кодекса. В отношении оказания Нерезидентом международных перевозок груза Согласно статье 8 «Международные перевозки» Налоговой конвенции прибыль, полученная резидентом Договаривающегося Государства от эксплуатации какого-либо транспорта (морских, речных, воздушных судов, железнодорожного или автомобильного транспорта) в международной перевозке облагается налогом только в этом Государстве. При этом, согласно статье 3 «Общие определения» Налоговой конвенции «международные перевозки» означает любую перевозку морским, речным, воздушным судном, железнодорожным или автомобильным транспортом, эксплуатируемым предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда такая перевозка осуществляется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве Налоговой конвенции. Учитывая изложенное, доходы Нерезидента от эксплуатации транспортных средств в международных перевозках, одной из сторон которых является Республика Казахстан, подлежат освобождению от налогообложения в Республике Казахстан. При этом порядок применения положений Налоговой конвенции в отношении указанных доходов нерезидента установлен статьей 199 Налогового кодекса. По НДС В отношении оказания Нерезидентом услуг по перевозке груза за пределами РК Учитывая, что Транспортная компания является резидентом Российской Федерации, следовательно, обложение НДС оборотов по реализации услуг по перевозке груза за пределами Республики Казахстан будет производиться в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. В отношении оказания Нерезидентом услуг по перевозке груза на территории Республики Казахстан В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса работы, услуги, предоставленные нерезидентом, не являющимся плательщиком НДС в Республике Казахстан, являются оборотом налогоплательщика Республики Казахстан, получающего работы, услуги, если местом их реализации является Республика Казахстан, и подлежат обложению НДС в соответствии с названным Кодексом. Поскольку подпунктами 1-4) пункта 2 статьи 215 Налогового кодекса не предусмотрены названные выше услуги, следовательно, место их реализации определяется в соответствии с подпунктом 5) пункта 2 указанной статьи, согласно которому местом реализации признается место осуществления предпринимательской или любой другой деятельности лица, выполняющего работы (оказывающего услуги). Учитывая, что услуги по перевозке груза на территории Республики Казахстан оказываются Транспортной компанией, не являющейся резидентом Республики Казахстан, соответственно, местом реализации указанных услуг не является Республика Казахстан. С учетом изложенного выше, у налогоплательщика Республики Казахстан, получающего указанные услуги, не возникает обязательства по уплате НДС за нерезидента. | 2645 | В налоговом кодексе отсутствует понятие «транспортные услуги» в Гражданском кодексе есть понятие договора перевозки и договора экспедиции. Поясните по какой ставке облагается КПН услуги по экспедированию грузов 5% или 20% , если 20 поясните почему. | Ответ № 2645 | В соответствии со статьей 708 Гражданского кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - отправителя или получателя груза) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на отправителя, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг. Таким образом, в случае если услуги, оказываемые нерезидентом подпадают под услуги, предусмотренные статьей 708 Гражданского кодекса, то такие услуги относятся к экспедиторским услугам. Согласно подпункту 5) статьи 180 Налогового кодекса доходы нерезидентов, определенные статьей 178 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 1)-4) статьи 180 Налогового кодекса подлежат налогообложению по ставке 20 %. Таким образом, доходы нерезидентов от оказания экспедиторских услуг, не предусмотренные в подпунктах 1)-4) статьи 180 Налогового кодекса, подлежат налогообложению в Республике Казахстан по ставке 20 %. В соответствии со статьей 689 Гражданского кодекса по договору перевозки груза одна сторона (перевозчик) обязуется доставить вверенный ему другой стороной (отправителем) груз в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза плату, согласно договору или тарифу. Согласно статье 690 Гражданского кодекса по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать уполномоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа. При этом, статьей 3 «Общие определения» Конвенций об избежании двойного налогообложения, заключенных Республикой Казахстан с иностранными государствами, определен термин «международная перевозка», согласно которой к международной перевозке относится любая перевозка морским, речным, воздушным судном, железнодорожным или автомобильным транспортом, эксплуатируемым предприятием Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда такая перевозка осуществляется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве. При этом согласно подпункту 13) статьи 178 Налогового кодекса доходы от оказания транспортных услуг в международных перевозках, одной из сторон которых является Республика Казахстан являются доходами нерезидентов из источников в Республике Казахстан. Таким образом, в случае оказания нерезидентом международных перевозок, одной из сторон которых является Республика Казахстан, доходы от оказания таких услуг согласно подпункту 4) статьи 180 Налогового кодекса подлежат налогообложению в Республике Казахстан по ставке 5 %. В случае, оказания нерезидентом перевозок исключительно между пунктами в Республике Казахстан доходы от оказания таких услуг согласно подпункту 5) статьи 180 Налогового кодекса подлежат налогообложению в Республике Казахстан по ставке 20 %. | 2637 | Добрый день! Очень рады за предоставленную возможность обратиться для разрешения следующих вопросов. У нас контракт с Российской фирмой на оказание консалтинговых услуг. По контракту были перечислены суммы - авансовые платежи. 1-авансовый платеж - 05.07 г. 2-авансовый платеж - 08.07 г. 3-авансовый платеж - 09.07 г. Вместе с тем, российской стороной не выполнены отдельные обязательства, в связи с чем, акты выполненных работ в настоящее время не подписаны. Нами же сумму по контракту перечислена в полном объеме. ВОПРОС: 1. Вправе ли мы самостоятельно применить положения статьи 200 НК РК при обязательном соблюдении требований данной статьи в части определения российской стороны по договору окончательным получателем доходов по контракту не имея в наличии актов выполненных работ, но имея документ подтверждающий резидентство российской стороны? 2. В связи с изложенным, также просим разъяснить можем ли мы применить нормы подпункта 5) статьи 180 НК РК, имея в наличии и акт выполненных работ и документ, подтверждающий резидентство российской фирмы? С уважением. Данный вопрос возник в связи с отсутствием каких-либо разъяснений со стороны налоговых органов. | Ответ № 2637 | В соответствии с пунктом 1 статьи 179 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, определенные статьей 178 Налогового кодекса, не связанные с постоянным учреждением в Республике Казахстан, подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов по ставкам, определенным статьей 180 Налогового кодекса. Согласно статье 181 Налогового кодекса подоходный налог у источника выплаты, удерживаемый с доходов юридического лица-нерезидента, подлежит перечислению налоговым агентом в государственный бюджет: 1) по начисленным и выплаченным суммам дохода - в течение двадцати рабочих дней после окончания месяца, в котором производилась выплата; 2) по начисленным, но невыплаченным суммам дохода при отнесении их на вычеты - в течение десяти рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по корпоративному подоходному налогу. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 65 Налогового кодекса налогоплательщики определяют объекты налогообложения и объекты, связанные с налогообложением, по методу начислений в порядке и на условиях, установленных Налоговым кодексом. Согласно подпункту 16) пункта 1 статьи 10 Налогового кодекса метод начислений - метод налогового учета, согласно которому независимо от времени оплаты доходы и расходы учитываются с момента выполнения работ, предоставления услуг, отгрузки товаров с целью их реализации и оприходования имущества. Таким образом, обязательство по удержанию и перечислению в бюджет подоходного налога с выплат, производимых нерезиденту за работы, услуги, у налогового агента возникает с момента выполнения работ, оказания услуг таким нерезидентом, то есть с момента возникновения дохода. Однако, в случае выплаты нерезиденту сумм авансовых платежей, при котором сумма окончательного платежа (последний транш) может составить сумму меньшую, чем сумма подоходного налога, подлежащего удержанию с доходов нерезидента, налоговый агент, учитывая положения пункта 6 статьи 179 Налогового кодекса, обязан своевременно удержать подоходный налог у источника выплаты с полной суммы авансовых платежей и перечислить удержанный налог в государственный бюджет Республики Казахстан в сроки, установленные статьей 181 Налогового кодекса, то есть при возникновении дохода из источников в Республике Казахстан. В случае применения нерезидентом положений Налоговой конвенции, если деятельность нерезидента по оказанию консультационных услуг в соответствии со статьей 5 Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, заключенной между Правительствами Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - Налоговая конвенция) не образует постоянное учреждение в Республике Казахстан, то согласно статье 7 Налоговой конвенции доходы от такой деятельности подлежат освобождению от налогообложения в Республике Казахстан в порядке, установленном статьей 200 Налогового кодекса. При этом, согласно пункту 1 статьи 200 Налогового кодекса налоговый агент имеет право в момент выплаты доходов нерезиденту или при отнесении доходов нерезидента на вычеты самостоятельно применить положения соответствующего международного договора на основании представленного нерезидентом документа, подтверждающего резидентство, соответствующего требованиям пункта 2 статьи 203 Налогового кодекса, если такой нерезидент является окончательным получателем доходов и имеет право на применение положений такого международного договора. Таким образом, в случае выплаты нерезиденту по условиям договора авансовых платежей налоговый агент вправе применить положения статьи 200 Налогового кодекса с момента получения нерезидентом доходов из источников в Республике Казахстан, то есть с момента фактического выполнения работ, оказания услуг при наличии у налогового агента на день фактического оказания нерезидентом услуг, документа, подтверждающего резидентство нерезидента, соответствующего требованиям пункта 2 статьи 203 Налогового кодекса. При этом факт оказания нерезидентом услуг подтверждается актом выполненных работ, счетом-фактурой и другими подтверждающими документами. | 2635 | Согласно статьи 204 Налогового кодекса, по требованию нерезидента налоговый орган представляет справку о суммах полученных доходов из источников в Республике Казахстан и удержанных налогов. Можно ли такую справку запросить налоговым агентом по просьбе нерезидента, который получает доход из казахстанского источника в связи с тем что физического присутствия нерезидента на данный момент в Казахстане нет. | Ответ № 2635 | В соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса налогоплательщик вправе представлять свои интересы по вопросам налоговых отношений лично либо через своего представителя или с участием налогового консультанта. Согласно пунктам 1 и 3 статьи 14 Налогового кодекса налогоплательщик вправе участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного или уполномоченного представителя. Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с органами налоговой службы. Уполномоченный представитель налогоплательщика действует на основе доверенности (учредительных документов), выдаваемой налогоплательщиком, в которой указывается конкретный перечень его полномочий. Таким образом, налоговый агент вправе получить справку о суммах полученных доходов и уплаченных налогах в РК за нерезидента при представлении соответствующей доверенности на совершение таких действий при обращении в налоговые органы РК. | 2514 | Казахстанская компания оплачивает Лондонскому арбитражному третейскому суду сумму, в связи с рассмотрением иска в данном суде. Необходимо ли с данного вида дохода нерезидента исчислять корпоративный подоходный налог у источника выплаты? | Ответ № 2514 | В соответствии с подпунктом 2) статьи 178 Налогового кодекса доходы, получаемые, в том числе, от юридических услуг, оказываемых резидентам или нерезидентам, осуществляющим деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, и связанных с таким постоянным учреждением, независимо от места фактического оказания услуг признаются доходами нерезидентов из источников в Республике Казахстан. Согласно пункту 1 статьи 179 Налогового кодекса доходы юридического лица - нерезидента, определенные статьей 178 настоящего Кодекса, не связанные с постоянным учреждением в РК, подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов по ставке, определенной статьей 180 настоящего Кодекса, т.е. 20%. При этом, согласно пункту 6 статьи 179 Налогового кодекса обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и уплате подоходного налога у источника выплаты в государственный бюджет возложены на лицо, выплачивающее доходы, т.е. на казахстанскую компанию. Такое лицо в соответствии с подпунктом 20) пункта 1 статьи 10 Налогового кодекса признается налоговым агентом. Также сообщаем, что в пункте 5 статьи 2 Налогового кодекса предусмотрено: если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, то применяются правила указанного договора. В связи с тем, что между Казахстаном и Великобританией заключена Конвенция об избежании двойного налогообложения и предотвращении налоговых уклонений относительно налогов на доходы и прирост стоимости имущества от 21 марта 1994г. (далее - Конвенция), то нерезидент (резидент Великобритании) вправе применить положения такой Конвенции. Налоговый агент на основании статьи 200 Налогового Кодекса имеет право в момент выплаты доходов нерезиденту применить соответствующий международный договор без подачи нерезидентом заявления на его применение на основании представленного нерезидентом документа, подтверждающего резидентство, если такой нерезидент является окончательным получателем доходов и имеет право на применение положений такого международного договора. Согласно пункту 76 Правил администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 03.10.02 г. № 469, документ, подтверждающий резидентство иностранного лица, представляет собой официальный документ, заверенный компетентным органом иностранного государства, резидентом которого оно является, о подтверждении того, что иностранное лицо - получатель дохода является резидентом соответствующего государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор. | 2327 | Здравствуйте! Наша фирма - резидент Казахстана является 50 % учредителем СП (Монголо-Казахстанское совместное предприятие), СП зарегистрировано на территории Монголии. Наша фирма имеет 50 % участника СП с Казахстанской стороны, 50 % - участник СП фирма с Монголской стороны. Наша фирма-резидент согласно Устава внесла 50 % - сумму свой вклад в Уставный капитал. И была перечислена сумма на пополнение оборотных средств. У меня вопрос: 1) Где и в каких гос.органах наша фирма должна зарегистрироваться? 2) Какие налоговые обязательства возникают перед бюджетом? 3) Какие формы отчетности должны предоставляться ? Нашей фирме оказаны консультационные услуги Российской фирмы (нерезидент). Согл. ст. 221 НК НДС мы должны перечислить в бюджет за нерезидента. Но у нас по НДС зачетная сторона около 2-х миллионов тенге. А за нерезидента надо заплатить 500000 тенге. Вопрос: Мы имеем право взять на зачет суммы налога за нерезидента не перечислив в бюджет? | Ответ № 2327 | Статьей 178 Налогового кодекса определен перечень доходов нерезидентов из источников в РК, при этом пополнение учредителем оборотных средств нерезидента (совместного предприятия) не включено в указанный перечень доходов нерезидентов. Следовательно, указанные выплаты, произведенные учредителем в уставный капитал нерезидента (совместного предприятия), не являются доходами такого нерезидента из источников в РК и, соответственно, не подлежат налогообложению в Республике Казахстан. По налогу на добавленную стоимость сообщаем, что согласно подпункту 8) статьи 225 Налогового кодекса взносы в уставный капитал освобождаются от обложения НДС. В соответствии с подпунктами 2), 5-1), 6), 7) пункта 1 статьи 521 Налогового кодекса государственной регистрации в Республике Казахстан в качестве налогоплательщиков подлежат следующие нерезиденты: - юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан с образованием постоянного учреждения, - по месту нахождения постоянного учреждения; - физические и юридические лица, являющиеся нерезидентами, получающие доходы от прироста стоимости при реализации ценных бумаг, указанные в подпункте 3) статьи 178 Налогового кодекса, подлежащие налогообложению согласно статье 183 или 190 Налогового кодекса, - по месту регистрации резидента - эмитента или юридического лица-резидента, имущество которого составляет более 50 процентов стоимости реализованных акций, долей участия или активов юридического лица-нерезидента; - нерезиденты, владеющие в Республике Казахстан объектами налогообложения, - по месту нахождения и (или) регистрации объектов налогообложения; - нерезиденты, открывающие текущие счета и карт-счета в банках-резидентах, не подлежащие государственной регистрации по основаниям, предусмотренным в подпунктах 1)-3), 5) и 6) пункта 1 статьи 521 Налогового кодекса, - по месту нахождения банка-резидента. Таким образом, в случае, если юридическое лицо-нерезидент не подпадает под вышеуказанные подпункты 2), 5-1), 6), 7) пункта 1 статьи 521 Налогового кодекса, то у него не возникает обязательств по постановке на государственную регистрацию в Республике Казахстан в качестве налогоплательщика. Относительно государственной регистрации в органах юстиции сообщаем, что согласно статье 3 Закона Республики Казахстан от 17 апреля 1995 года № 2198 «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» государственной регистрации подлежат все юридические лица, создаваемые на территории Республики Казахстан, независимо от целей их создания, рода и характера их деятельности, состава участников (членов). Филиалы и представительства юридических лиц, расположенные на территории Республики Казахстан, подлежат учетной регистрации без приобретения ими права юридического лица. Следовательно, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, не подлежат государственной регистрации в органах юстиции Республики Казахстан. б) В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Налогового кодекса превышение суммы налога, относимого в зачет, над суммой начисленного налога за налоговый период, зачитывается в счет предстоящих платежей по НДС. Согласно подпункту 3) пункта 6 статьи 251 Налогового кодекса, кроме случаев, указанных в пунктах 2 и 3 данной статьи Налогового кодекса, возврату подлежит сумма НДС, излишне уплаченная в бюджет в порядке, установленном статьями 39 и 40 Налогового кодекса. Таким образом, Вы вправе провести зачет суммы НДС в счет НДС за нерезидента только в случае наличия излишне уплаченной суммы НДС в соответствии со статьей 39 Налогового кодекса. | 2299 | Согласно статьи 196 НК РК подтверждающими документами для отнесения на вычеты управленческих и административных расходов юридического лица-нерезидента филиалом является в том числе копия финансовой отчетности юр. лица нерезидента. Имеет ли право налоговый специалист при проведении налоговой проверки не принять представленную финансовую отчетность на основании того, что она не соответствует требованиям. Представленная финансовая отчетность, распечатанная из электронной программы содержит необходимые данные указанные в статье. Существуют ли строгие требования или эталон, согласно которому юридическое лицо-нерезидент должно готовить финансовую отчетность специально для местных налоговых органов? | Ответ № 2299 | В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона Республики Казахстан от 28 февраля 2007 года № 234-III «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее - Закон) финансовая отчетность представляет собой информацию о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении индивидуального предпринимателя или организации. Согласно пункту 2 статьи 15 Закона финансовая отчетность, за исключением отчетности государственных учреждений, включает в себя: 1) бухгалтерский баланс; 2) отчет о прибылях и убытках; 3) отчет о движении денежных средств; 4) отчет об изменениях в капитале; 5) пояснительную записку. При этом порядок составления финансовой отчетности и дополнительные требования к ней устанавливаются в соответствии с международными стандартами и требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Таким образом, в случае если финансовая отчетность юридического лица - нерезидента не будет соответствовать требованиям установленным в пункте 2 статьи 15 Закона, сотрудник налогового органа в праве не принимать такую финансовую отчетность. | 2278 | Здравствуйте! Вопрос: В пункт 2 статьи 527 Налогового кодекса исключили Регистрацию остальных физических лиц нерезидентов, которые обязаны пройти государственную регистрацию в налоговых органах в момент приобретения резидентства. Объясните пожалуйста, на основании какой статьи обязаны проходить регистрацию в налоговых органах физические лица-нерезиденты, которые нанимаются у наших резидентов? Или может им не надо проходить регистрацию и получать РНН в нашей Республике. | Ответ № 2278 | В соответствии с подпунктом 5) пункта 1 статьи 521 Налогового кодекса физические лица-нерезиденты, указанные в пункте 2 статьи 192 Налогового кодекса (за исключением лиц, указанных в подпункте 5-1) данного пункта статьи 521 НК), а также осуществляющие индивидуальную предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан и применяющие специальные налоговые режимы в соответствии с Налоговым кодексом, обязаны пройти государственную регистрацию в Республике Казахстан в качестве налогоплательщиков - по месту пребывания в Республике Казахстан. Согласно пункту 2 статьи 527 Налогового кодекса указанные физические лица-нерезиденты обязаны пройти государственную регистрацию в налоговом органе в течение 30 рабочих дней с даты начала осуществления предпринимательской деятельности. В случае, если иностранец либо лицо без гражданства в соответствии с положениями Налогового кодекса и международного договора об избежании двойного налогообложения признается резидентом Республики Казахстан, то указанное иностранное лицо подлежит государственной регистрации в Республике Казахстан в качестве налогоплательщика по месту его жительства согласно подпункту 4) пункта 1 статьи 521 Налогового кодекса, т.е. после получения статуса резидентства. При этом согласно статье 528 Налогового кодекса налогоплательщик в соответствии с законами Республики Казахстан несет ответственность за нарушение срока прохождения государственной регистрации налогоплательщиков. | 2259 | Мы заключили с нерезидентам из германии договор об аренде оборудования, нужно ли нам при оплате обязательств по аренденачислять ИПН у источника выплаты или во избежание двойного налогообложеня на нерезидента распостраняется порядок применения международного договора? Спасибо за ответ. | Ответ № 2259 | Согласно подпункту 27) статьи 10 Налогового кодекса роялти представляет собой платеж, в том числе, за использование или право использования промышленного, торгового или научно-исследовательского оборудования. В соответствии с подпунктом 9) статьи 178 Налогового кодекса доходы в форме роялти, получаемые от резидентов или нерезидентов в связи с деятельностью в Республике Казахстан через постоянное учреждение, признаются доходами нерезидентов из источников в Республике Казахстан. Согласно пункту 1 статьи 179 Налогового кодекса доходы юридического лица-нерезидента, определенные статьей 178 настоящего Кодекса, не связанные с постоянным учреждением в Республике Казахстан, подлежат обложению подоходным налогом у источника выплаты без осуществления вычетов по ставкам, определенным статьей 180 настоящего Кодекса. Таким образом, доходы нерезидента в форме роялти должны подлежать обложению в Республике Казахстан подоходным налогом у источника выплаты по ставке 20%. При этом, обязанность и ответственность по исчислению, удержанию и уплате подоходного налога у источника выплаты в государственный бюджет возложены на лицо, выплачивающее доходы, т.е. на Вас, как на компанию. Порядок и сроки перечисления подоходного налога у источника выплаты, а также представление налоговой отчетности регламентируются статьями 181-182 Налогового кодекса. Согласно пункту 5 статьи 2 Налогового кодекса, если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в Налоговом кодексе, то применяются правила указанного договора. Принимая во внимание, что между Республикой Казахстан и Федеративной Республикой Германия заключено Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (далее - Соглашение), то нерезидент (резидент Германии) вправе применить положения данного Соглашения. Согласно статье 12 Соглашения термин «роялти» означает, в том числе, платежи любого вида за использование или за предоставление права использования промышленного, коммерческого или научного оборудования. Доходы нерезидента из Германии в форме роялти подлежат обложению подоходным налогом в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан, но по ставке, установленной в соответствующей налоговой Конвенции, т.е. 10%. Также сообщаем, что налоговый агент (т.е. Вы) на основании статьи 200 Налогового Кодекса имеет право в момент выплаты доходов нерезиденту применить соответствующий международный договор без подачи нерезидентом заявления на его применение на основании представленного нерезидентом документа, подтверждающего резидентство, если такой нерезидент является окончательным получателем доходов и имеет право на применение положений такого международного договора. Согласно пункту 76 Правил администрирования международных договоров об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доход и капитал, утвержденных Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 03.10.02 г. № 469, документ, подтверждающий резидентство иностранного лица, представляет собой официальный документ, заверенный компетентным органом иностранного государства, резидентом которого оно является, о подтверждении того, что иностранное лицо - получатель дохода является резидентом соответствующего государства, с которым Республикой Казахстан заключен международный договор. | 2203 | Уважаемые работники НК, прошу дать ответ на следующий вопрос: Почему и на основании какой статьи Налогового Кодекса в Уведомлениях/Подтверждениях о предоставлении налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности в электронном виде по ф. 201.01 «Расчет сумм ИПН с нерезидентов, удерживаемого у источника выплаты», полученных за 1,2,3 квартал 2007г указывается дата срока уплаты индивидуального подоходного налога (КБК 101201) - 15число месяца , а не 20 число месяца. | Ответ № 2203 | Согласно положениям пункта 1 статьи 187 Налогового кодекса в отношении доходов физических лиц-нерезидентов из источников в Республике Казахстан, указанных в данном пункте 1 статьи 187 срок уплаты ИПН по начисленным и выплаченным суммам дохода - установлен в течение 20 рабочих дней после окончания месяца, в котором производилась выплата; по начисленным, но невыплаченным суммам дохода при отнесении их на вычеты - в течение 10 рабочих дней после срока, установленного для сдачи декларации по ИПН. Согласно пункту 2 статьи 187 Налогового кодекса в отношении доходов физических лиц-нерезидентов из источников в Республике Казахстан, указанных в данном пункте 1 статьи 187 срок уплаты ИПН по начисленным и выплаченным суммам дохода установлен до 20 числа месяца, следующего за месяцем выплаты дохода. В случае наличия в Уведомлениях/Подтверждениях о предоставлении налогоплательщиком (налоговым агентом) налоговой отчетности по форме 201.01 в ИНИС РК несоответствия с положениями Налогового кодекса указанные нарушения будут устранены в ближайшее время. | 2005 | Здравствуйте! Меня интересует, как я должен платить налог, если торгую на фондовой бирже США через интернет, от чистой прибыли или как? И законно ли это в Казахстане? Я сам торгую через сетевую компанию Интвей-инвестментс? Заранее спасибо! | Ответ № 2005 | Согласно пункту 1 статьи 6 Конвенции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, заключенной между Республикой Казахстан и Соединенными Штатами Америки (далее - Налоговая конвенция), прибыль от предпринимательской деятельности резидента Республики Казахстан облагается налогом только в Республике Казахстан, если только этот резидент не осуществляет или не осуществлял предпринимательскую деятельность в Соединенных Штатах Америки через расположенное там постоянное представительство. В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Налоговой конвенции если резидент Республики Казахстан, осуществляет деятельность в США через агента, то резидент будет рассматриваться как имеющий постоянное представительство в США в связи с любой деятельностью, которую агент осуществляет для этого резидента, если агент отвечает каждому из следующих условий: а) он имеет полномочия заключать контракты в этом другом Государстве от имени этого резидента; b) он обычно использует эти полномочия; с) он не является агентом с независимым статусом, к которому применяются положения пункта 6 Налоговой конвенции; и d) его деятельность не ограничивается видами деятельности, упомянутыми в пункте 4 Налоговой конвенции. Однако, согласно пункту 6 статьи 5 Налоговой конвенции резидент Республики Казахстан не будет рассматриваться как имеющий постоянное представительство в США только в силу того, что он осуществляет предпринимательскую деятельность в США через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом, при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной предпринимательской деятельности. Статьями 163, 170 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее - Налоговый кодекс) установлено, что полученный Вами доход из источников за пределами Республики Казахстан, относится к категории прочих доходов, не облагаемых у источника выплаты. Пунктом 1 статьи 164 Налогового кодекса установлено, что исчисление индивидуального подоходного налога по доходам, не облагаемым у источника выплаты, производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения ставки 10 процентов к сумме дохода, не облагаемого у источника выплаты, уменьшенного на сумму налоговых вычетов, установленных в соответствии со статьей 152. Таким образом, доходы физического лица - резидента Республики Казахстан, полученные из источников в США, не осуществляющего или не осуществлявшего там предпринимательскую деятельность через постоянное представительство, а также получающего доходы через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом, при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной предпринимательской деятельности подлежат налогообложению в Республике Казахстан по ставке 10 процентов. При этом согласно подпункту 3) пункта 1 статьи 171 и пункту 1 статьи 172 Налогового кодекса физические лица, получающие доходы за пределами Республики Казахстан, представляют в налоговый орган по месту регистрационного учета не позднее 31 марта года, следующего за налоговым годом, декларацию по индивидуальному подоходному налогу. |
Доступ к документам и консультации от ведущих специалистов
|