|
|
|
21.04.2008 Инвестору — гарантия и перспектива
Деловая активность отечественных компаний все чаще выходит за пределы страны. Казахстанские инвесторы вкладывают значительные средства за рубежом, в том числе и в странах СНГ — России, Украине, Грузии, Кыргызстане. Однако их деятельность не столь активна на рынке Узбекистана, нашего южного соседа. В то время как возможности выгодного вложения капиталов в этой стране огромны. В пользу этого говорит обилие полезных ископаемых, причем по запасам меди, серебра, золота, свинца, цинка, вольфрама и природного газа Узбекистан — среди ведущих в мире. Разведанные запасы минеральных ресурсов по некоторым данным оцениваются в три триллиона долларов. И все же инвестиционная привлекательность Узбекистана в большей степени обуславливается благоприятной законодательной базой, относительно низкими затратами на факторы производства (электроэнергия, природный газ, рабочая сила), значительным внутренним рынком сбыта (около 27 миллионов человек населения), беспошлинным выходом на рынки стран СНГ. При этом создание привлекательных условий для зарубежных инвесторов стало приоритетным для руководства страны. Принятые законы служат основой перспективности и долгосрочности экономического сотрудничества, надежности привлечения иностранного капитала. Законодательством установлена широкая система гарантий, льгот и стимулов для иностранных инвесторов. Так, предприятия, привлекающие прямые частные иностранные инвестиции, освобождаются на срок от трех до семи лет от уплаты налога на доходы от основной деятельности, налога на имущество, налога на развитие социальной инфраструктуры и благоустройство территорий, экологического налога, единого налога для малых предприятий, обязательных отчислений в республиканский дорожный фонд. Иностранные предприятия, кроме занимающихся торговой, посреднической и сбытовой деятельностью, в первый год освобождаются от налога, во второй — уплачивают 25 процентов, а в третий год — 50 процентов от установленной ставки налога. В случае же производства экспортоориентированной и импортозамещающей продукции не платят налог пять лет, если 25 процентов объема — товары детского ассортимента. А производственные предприятия с иностранными инвестициями в сельской местности освобождаются от налога на три года и в последующие два года уплачивают налог в размере 50 процентов от действующей ставки. Предприятия с долей иностранного капитала в 50 и более процентов освобождаются от налогообложения прибыли с условием направления средств на развитие и расширение производства. К числу других льгот относится и двухлетнее освобождение предприятий с иностранными инвестициями от земельного налога, а предприятия по производству непродовольственных потребительских товаров (за исключением табачных и ювелирных изделий, мыла, бензина) освобождаются от уплаты акцизного налога. Кроме того, таможенными пошлинами не облагается имущество, ввозимое иностранными инвесторами для собственных производственных и личных нужд. Не налагаются импортные таможенные пошлины на товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, вложившими в экономику Узбекистана более 50 миллионов долларов. Не требуют таможенных платежей запасные части и комплектующие к технологическому оборудованию, завозимые в счет инвестиционных обязательств для технического перевооружения и модернизации производства. В случае импорта товаров и услуг от НДС освобождаются технологическое оборудование, сырье, материалы и заготовки для использования в собственном производстве, ввозимые инвесторами, специализирующимися на производстве детской обуви. В Узбекистане законодательно поощряются прямые иностранные инвестиции в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство товаров народного потребления и строительных материалов, медицинского оборудования, сельскохозяйственных машин и оборудования, электроэнергетику, нефтегазовый комплекс, добычу полезных ископаемых, легкую и пищевую промышленность, заготовку и переработку вторичного сырья и бытовых отходов. Особое внимание уделяется развитию регионов республики. Проведенные исследования емкости инвестиционного рынка Узбекистана свидетельствуют о том, что на модернизацию и техническое перевооружение предприятий перерабатывающих отраслей в ближайшие годы необходимо привлечь три миллиарда 700 миллионов долларов инвестиций. К примеру, целевым ориентиром дальнейшего развития текстильной отрасли является доведение объема перерабатываемого в ткани и готовые изделия хлопкового волокна до 50 процентов, для чего необходимо привлечь более 700 миллионов долларов. Отрасль имеет стабильную сырьевую базу: в республике ежегодно производится не менее миллиона тонн хлопкового волокна, из которого сегодня перерабатывается только 23 процента. В Узбекистане ежегодно выращивается около семи миллионов тонн плодоовощной продукции, из которой перерабатывается около семи процентов. Инвестиционная емкость отрасли — около 150 миллионов долларов, а средний срок окупаемости проектов — три года. В целом можно отметить значительный потенциал Узбекистана в привлечении прямых казахстанских инвестиций. Вложение средств отечественных компаний в узбекскую экономику позволит не только развивать торгово-экономические отношения между двумя странами, но и создавать новые производства и рабочие места. Это в конечном итоге будет способствовать дальнейшему росту авторитета нашей республики и укреплению связей между братскими государствами.
Заутбек ТУРИСБЕКОВ, Чрезвычайный и Полномочный Посол РК в Узбекистане
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |