|
|
|
Источник: Делового еженедельника «Бизнес&Власть» (www.and.kz)
25.04.2008 Союзник поплыл Узбекистан крайне заинтересован в тесном экономическом сотрудничестве с относительно богатым Казахстаном. Признаться в этом Исламу Каримову не позволяют политические амбиции, однако приоткрыть границу для торговли с соседом Ташкент вроде бы готов. В ходе своего официального визита в Астану, состоявшегося на этой неделе, президент Узбекистана Ислам Каримов ясно дал понять, что проект создания Союза центральноазиатских государств (СЦАГ) его не интересует. «Для нас эта инициатива неприемлема. Хочу это раз и навсегда заявить, чтобы не было спекуляций на эту тему», - отрезал Каримов на брифинге после переговоров с Нурсултаном Назарбаевым, подчеркнув, что для создания межгосударственного союза уровень экономического и социального развития его членов должен быть сопоставим, а политика - не противоречива. Назарбаев не стал дискутировать с коллегой, скромно заметив, что никто и не предполагал, что СЦАГ возникнет в один день. Зато Каримов признал, что собственно Казахстан и Узбекистан испытывают серьезную потребность друг в друге. «В этой связи есть необходимость встретиться еще раз в этой непростой ситуации, которая складывается в нашем регионе, определиться по нашим приоритетам, задачам как двустороннего, так и многостороннего характера», - отметил глава Узбекистана. Похоже, сейчас южного соседа больше всего волнует узкий ассортимент взаимного товарооборота. «Я очень внимательно просмотрел перечень товаров, которые сегодня поставляются Узбекистаном в Казахстан и наоборот. К сожалению, вынужден отметить, что из 26 наименований важнейших товаров только 4 составляют от 80% до 90%», - посетовал Каримов. Он предложил серьезно заняться этой проблемой, создать максимально благоприятные условия и снять препоны, мешающие двустороннему товарообмену. В свою очередь Назарбаев сообщил о том, что правительствам двух стран поручено подготовить соглашение о создании зоны свободной торговли, и первым шагом в этом направлении станет открытие торговых представительств в Астане и Ташкенте. Брифинг двух лидеров не обошелся без мини-сенсации со стороны Каримова. «Согласно рейтингу по ведению бизнеса, который Узбекистану сегодня дается на международном уровне, мы находимся в лучшем положении, чем Казахстан. Малый бизнес в Узбекистане сегодня определяется в размере 49% от валового продукта. И тех преференций, которые созданы в Узбекистане, практически нет ни в одной постсоветской стране», - шокировал, по крайней мере казахстанских журналистов, лидер Узбекистана. Неформат Опрошенные «&» специалисты назвали результаты встречи предсказуемыми. Позиция Узбекистана традиционно ориентирована на двусторонние отношения, Ташкент всегда выступал против создания союзных региональных объединений в рамках Центральной Азии (ЦА), сказал политолог Досым Сатпаев. Казахстан ничего не потерял, считает политолог Андрей Чеботарев. По его мнению, Назарбаев прекрасно понимает, что создание СЦАГ сейчас невозможно в принципе, поэтому он никак и не отреагировал на высказывания Каримова. После длительной войны амбиций между двумя президентами, которая наблюдалась в 1990-х годах и в начале этого века, сегодня отношения двух стран носят стабильный характер, отметил г-н Чеботарев. При этом договоренность о создании зоны свободной торговли между двумя государствами он оценивает скептически. «Такие зоны пытаются наладить все страны ЦА еще с 1993 года. Если до сих пор этого не удалось, я сомневаюсь, что сейчас это станет реальностью», - рассуждает г-н Чеботарев. В лучшем случае, по его словам, Узбекистан и Казахстан покончат с практикой произвольного закрытия границ. Казахстан - лидер в регионе, по всем экономическим показателям опережающий остальные государства ЦА, подчеркнул экономист Магбат Спанов. «Как только по Казахстану прошли колебания мирового финансового кризиса, резко ухудшилась экономическая ситуация в Узбекистане, Кыргызстане и Таджикистане. Это говорит о том, что наши экономики тесно взаимосвязаны», - добавил он. Г-н Сатпаев перечислил ряд причин, которые, по его мнению, препятствуют созданию СЦАГ. Одна из них - личные симпатии и антипатии Каримова, у которого очень сложные отношения с Рахмоновым, непростые - с Бакиевым, а с Назарбаевым и вовсе личная конкуренция. Вторая причина - разные темпы экономического и политического развития стран ЦА. Евросоюзу в этом смысле было легче, поскольку под крышей ЕС объединялись похожие страны, тогда как в Казахстане полурыночная экономика, а в Узбекистане - командно-административная. Более того, обе эти экономики сырьевые, а значит, им неизбежно суждено конкурировать между собой на мировых рынках. Соответственно, у двух стран мало желания таким вот образом «взаимодополнять» друг друга, пояснил г-н Сатпаев. Кроме того, создание любого союза предполагает наличие наднационального органа наподобие Таможенного союза между Россией, Беларусью и Казахстаном. «А Каримов не согласится на это, учитывая, что парад суверенитетов в ЦА еще не закончился. Для Каримова появление органа, которому придется доверить часть суверенных прав Узбекистана, неприемлемо», - отметил г-н Сатпаев, добавив, впрочем, что в перспективе первым кирпичиком в образовании СЦАГ может стать водно-энергетический консорциум. Издержки ограниченности Заявление Каримова о вольготном положении бизнеса в Узбекистане вызвало у экспертов недоумение. «Это миф, по степени ведения бизнеса Узбекистан занимает одно из последних мест в регионе. Просто любой президент любыми способами продвигал бы собственную страну в ситуации, когда инвесторы туда не идут», - отметил г-н Сатпаев, уточнив, что по объемам вложенных за последние годы иностранных инвестиций Казахстан существенно опережает соседа. «После андижанских событий 2005 года количество иностранных, в том числе американских, инвестиций в Узбекистан резко сократилось», - напомнил политолог. Да и вообще, в Узбекистане сегодня очень много проблем для предпринимательства, включая неясные правила игры, добавил г-н Сатпаев. «Мы уже несколько лет присутствуем в Узбекистане и можем констатировать, что благоприятные условия для ведения бизнеса там есть лишь у людей, имеющих родственные отношения с властью», - утверждает казахстанский производитель, пожелавший остаться неназванным. По его словам, основная проблема, существенно снижающая товарооборот Узбекистана с любой третьей страной, - это сложная и забюрократизированная процедура конвертации валюты, которая по закону осуществляется только в госбанках. «Процедура обмена валюты занимает 3-9 месяцев. Для приближенных к власти людей удачным считается срок в 1-2 недели. Также порядочно бьет по карману 20% НДС», - сообщил собеседник, добавив, что в Узбекистане достаточно много разного рода административных ограничений. «Там все делается в приказном порядке. К примеру, властью определяется минимальный и максимальный допустимый ценовой предел при реализации товаров. Многих инвесторов не устраивают такие нерыночные условия. Более того, в Узбекистане фактически нет МСБ, так как частный предприниматель сталкивается с такими административными барьерами, которые невозможно преодолеть, даже имея на руках приличные деньги», - рассказал аноним. Основная часть трудоспособного населения Узбекистана работает за пределами страны, в том числе в Казахстане, подхватывает г-н Сатпаев. Этот факт, по его мнению, и является одним из показателей того, у кого из соседей экономические условия более благоприятны. Г-н Спанов считает, что узбекский лидер живет в плену иллюзий, если он и впрямь полагает, что его страна динамично развивается. Невозможно, оградившись от всего мира, быть конкурентоспособным, и Ташкент однозначно проиграл в этом плане Астане, поскольку в последние годы в Узбекистан инвестируют в основном казахстанские бизнесмены, подчеркнул экономист. Схожая позиция у г-на Чеботарева: «Заявления Каримова о бизнесе - всего лишь попытка привлечь внимание европейских и зарубежных инвесторов к Узбекистану, некий призыв, адресованный внешнему миру». Сейчас, по его словам, Каримова волнует геополитический расклад сил в ЦА, который сформируется после смены президента России. В последние годы Москва заметно усилила свои позиции в регионе, и именно это заставило Узбекистан стать членом ЕврАзЭС и даже вернуться в ОДКБ, откуда Ташкент вышел в 1999 году, рассуждает г-н Чеботарев. «Здесь «сыграл» персональный фактор Владимира Путина, поэтому Назарбаев с Каримовым и уговаривали его остаться еще на один срок», - сказал политолог, подчеркнув, что неслучайно буквально накануне визита Каримова в Астану приезжал Бакиев. «Каждый из лидеров стран ЦА хочет заручиться поддержкой Казахстана, особенно на фоне его грядущего председательства в ОБСЕ, ведь в этом качестве Астана может стать своего рода политическим буксиром для продвижения интересов своих соседей в Европе», - резюмировал г-н Чеботарев. Справка В 2007 году объем взаимного товарооборота между Узбекистаном и Казахстаном по сравнению с 2006 годом увеличился вдвое, превысив $1,4 млрд., при этом казахстанский экспорт составил $871,8 млн., импорт - $538,5 млн. По данным «&», 80-90% товарооборота приходятся на следующие 4 позиции: минеральные продукты, в том числе нефтепродукты, руды и концентраты; газ; продовольственные товары, в том числе зерно, мука; металлы и изделия из них.
Айжан Шалабаева
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |