|
|
|
Источник: Газеты «Казахстанская правда» (www.kazpravda.kz)
29.04.2008 Токсикоз от бюрократии
Институт прописки в нашем государстве все еще несовершенен и подкидывает порой фельетонные сюжеты. Начнем с того, что зарегистрироваться в столице, как, впрочем, и в любом другом городе, невозможно, не имея на руках определенного пакета документов. Особо выделю наличие листка убытия. Казалось бы, пустяковая бумажка, но именно ее отсутствие порой является камнем преткновения на пути к заветному штампу в домовой книге. Некоторые наши сограждане, переезжая в столицу, совершенно напрасно игнорируют данное требование. В результате сталкиваются с ситуацией, когда не могут прописаться даже в собственном жилище. Без листка убытия официальное прибытие в столицу возможно лишь на временном основании. И потому людям, оказавшимся в подобной ситуации, остается одно — отпрашиваться с работы (вопрос: отпустят ли?), выезжать порой за тысячи километров, чтобы выписаться с прежнего места жительства, тратить деньги, время и нервы. Увы, в век компьютерных достижений о дистанционной форме регистрации граждан нам пока что приходится только мечтать. И это в то время, прошу заметить, когда мы говорим о внедрении е-правительства. Казалось бы, при современном развитии технологий вычеркнуть человека из базы данных по старому адресу, чтобы прописать по новому, совсем несложно. Но, увы, вместо оперативного обмена информацией в режиме он-лайн мы сталкиваемся с неуклюжим сервисом. Потребители услуг вручную заполняют листки убытия и прибытия (причем в нескольких экземплярах), а также статистический талон, и совершают ряд других необходимых действий, которые могли бы выполняться одним нажатием клавиши. Оставляет желать лучшего и уровень консультаций по проблеме. Прописывая дочь, недавно сам столкнулся с анекдотической ситуацией, когда в оформлении платежа за регистрацию в качестве плательщика указал собственные данные. Но кто же мог предположить, что моя шестилетняя девочка выросла уже настолько, что сама должна оплатить государственную услугу! По крайней мере, потребовали, чтобы в квитанции была указана ее фамилия и РНН. Пришлось платить дважды... О низком уровне оказываемых услуг косвенно свидетельствуют официально разработанные стандарты для ЦОНов. То есть правила, определяющие то, какой должна быть государственная услуга в идеале. Любопытно, что разработчики стандартов возвели в разряд норматива наличие очередей. Время ожидания при сдаче документов, по их версии, не должно составлять более 40 минут. Аналогичный временной лимит «стояния» распространяется, кстати, и на участников Великой Отечественной войны, чернобыльцев, воинов-интернационалистов и других льготников. Такая вот неподдельная забота о населении! Очевидно, по тем же стандартам государственная услуга в части регистрации населения характеризуется как «частично автоматизированная». Что подразумевается под этой фразой, после посещения ЦОНа для меня осталось загадкой. Предполагаю, что имеется в виду наличие компьютеров у операторов и все та же, но усовершенствованная «электронная» очередь... Когда же услуга будет автоматизированна полностью? Наверное, после создания единой электронной базы и внедрения качественно новых принципов работы. В этом смысле, безусловно, есть определенные подвижки. В частности, уже прошла приемочное испытание формируемая система «Государственная база данных физические лица» (ГБДФЛ). Основной сос-тав сведений, которые будут хранится в ней, — это персональные данные, удостоверяющие личность, адресные справки и тому подобное. Думается, следующим шагом будет оказание государственных услуг в скоростном электронном режиме. Но когда это произойдет? Вопрос остается открытым. А до тех пор пока он открыт, народ будет искать более легкие, обходные пути решения своих проблем в ЦОНах. Что же касается ситуации с отсутствием листка убытия, то есть, оказывается, в законодательстве лазейка, которая позволяет проводить дистанционную прописку. В инструкции, регламентирующей процесс документирования и регистрации населения, наличествует интересный пунктик № 57, в котором говорится: «в исключительных случаях регистрация может быть оформлена гражданам, не снявшимся с регистрации по прежнему месту жительства в пределах Республики Казахстан». На вопрос, что же относится к «исключительным случаям» и возможно ли воспользоваться этой нормой, ответить помог эксперимент. Для этого одной из моих коллег пришлось срочно... забеременеть! Причем непосредственно в ЦОНе! Оказалось, что на данный вид услуг могут рассчитывать будущие матери, инвалиды и ряд других категорий граждан, имеющих уважительную причину на снисхождение. Так как инвалидность доказать было сложнее, выбрали первый вариант. Сразу оговорюсь, и это было непросто. С гражданки потребовали подтвердить ее положение справкой от гинеколога. Но при этом, парадокс, легитимной могла считаться лишь справка от государственной консультации! В итоге дамочке удалось таки благополучно откреститься от этого требования на том основании, что она не имеет прописки (для этого собственно и пришла), а без штампа в домовой книге гинеколог не принимает! Таким образом, уже через два дня прописка была оформлена. И ехать никуда не потребовалось, но вот «привкус» от бюрократического токсикоза остался...
Владимир КУРЯТОВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |