|
|
|
29.04.2008 Наш бренд - инкогнито
Современные тенденции казахстанской культуры - этничность, эклектичность, ориентация на прошлое. Неясные культурные очертания затрудняют выработку имиджа страны и представление ее на мировой сцене
Примерно год назад по каналу «Евроньюс» крутился Этнография против искусства«В современном искусстве существует сильная экспертиза, - говорит искусствовед, директор Центра современного искусства Валерия Ибраева. - Любой куратор международной биеннале сразу отличит голую этнографию от современного искусства. Не только мы, казахи, подозреваем себя в этнографизме. Существует такой регион, как Африка, чья культура востребована на мировом рынке и является главным поставщиком этнографических артефактов». В то же время, по мнению Преобладание этнографизма в казахстанском искусстве объясняется еще и тем, что это центральная составляющая культурной политики государства. А национальные культурные сообщества являются средством централизации управления и строгой иерархизации. На толковании культуры с позиции этничности основана и идеология возрождения и консервирования народных корней. Историческое прошлое стало главной темой самых разных видов казахстанского искусства. Воздвижение памятников как старым, хорошо знакомым, так и неизвестным, новым героям прошлого приобрело нешуточный размах. В аулах, городах, на станционных разъездах устанавливаются десятки Абаев, Валихановых, местных биев и батыров. Выполненные в камне и бронзе, данные произведения вызывают большие сомнения относительно их художественного уровня и ценности. Историческая тематика является главной в репертуаре театров, литературной и кинематографической деятельности. Эклектизм как трендУмами деятелей культуры владеет мифологема о создании самобытного современного искусства, которое трактуется как соединение западных техник и приемов с этническими элементами местной традиционной культуры (см. статью «Разрушение мифа», «ЭК» №14, 2008). Монумент Независимости на площади Республики в Алматы сочетает в себе коновязь, барочные мотивы, суровый стиль советской монументальной пластики и пр. Подобная эклектичность во многом объясняется отсутствием развитого института критики в обществе и невысоким уровнем образования. Не сформировались критерии, требующие качества от производимых в местной художественной среде артефактов. Это приводит к тому, что представления о современном искусстве основываются на смешении любых, нередко не органичных между собой форм и стилей. Эклектизм становится главным методом творчества и истолковывается как новый ход или новое видение. Немало примеров этому можно встретить в архитектуре, на театральной сцене, в кинематографе, литературе и т.д. Например, монументальные постройки новой Астаны: центральная мечеть В стране ощущается нехватка институтов образования в сфере искусства и культуры. Назвать можно только Академию искусств со специализациями: изобразительное искусство, театр, кино и тележурналистика, хореографическое училище и три художественных колледжа - два в Алматы и один в Шымкенте. К этому скромному списку можно добавить факультет дизайна в Казахской государственной академии строительства и архитектуры. Кроме этого, существует несколько музыкальных школ, музыкальное училище и Государственная консерватория. Совсем нет учебных заведений, работающих с поэтами, писателями, драматургами, сценаристами. Все программы обучения основаны на академическом классическом методе, но в образовательных программах отсутствует ориентация на современные тенденции и новые технологии. Где наши Маринины и Акунины?Что касается казахстанской литературы, то издания местных авторов Несмотря на это, как считает писательница, президент благотворительного фонда развития культуры «Мусагет» Ольга Маркова, за последнее десятилетие в Казахстане появилась плеяда молодых интересных авторов: Ербол Жумагулов, Тигран Туниянц, Михаил Земсков, Елена Терских. Но они становятся известными прежде всего за пределами своей страны. Как, например, пианист Амир Тебенихин или сестры Бековы. Однако оценить их общество неспособно - показателен сам факт отсутствия в Казахстане престижных литературных премий. Есть только госпремия и литературная номинация в учрежденной казахстанскими меценатами общенациональной независимой премии «Тарлан». «В других странах премия - это длительный процесс, привлекающий внимание общественности. Разрабатываются положения о премии. Она превращается в действо нескольких месяцев, когда рассматриваются рукописи, публикуется За последние 20 лет в литературе не появилось ни одной яркой фамилии вроде Акунина и Пелевина или хотя бы Марининой и Перумова. По мнению Ольги Марковой, это у нас и невозможно. «Частные издательства не будут рисковать потому, что на казахстанском рынке не развита дистрибьюторская сеть. У нас очень дорогая полиграфия, нет льготного налогообложения на издание и продажу книг. Наши издательства мечтают не об издании книги наших Марининой с Акуниным, а о получении госзаказа, который оплатит тираж и снимет все заботы о его распространении. Пиар требует вложений, а вкладывать деньги в систему, не имеющую развитой дистрибуции, никто не будет», - говорит она. Подающие надежды писатели (как, впрочем, художники и режиссеры) эмигрируют в другие страны, где живут и работают, внося вклад в чужую культуру, либо меняют род деятельности, изыскивая более благодарные и прибыльные занятия. Например, бывший казахстанец Сергей Лукьяненко приобрел популярность и большие тиражи, переехав жить в Россию. То же самое можно сказать про экранизировавшего его фэнтези режиссера Тимура Бекмамбетова. Приходится признать, что мы неконкурентоспособны и можем экспортировать лишь природные ресурсы, а не культурные достижения. На грани выживания сложно говорить о развитииВ Казахстане функционируют преимущественно национальные академические театры, созданные еще в советское время. Немногие экспериментальные труппы, появившиеся в 90−х годах, как и художественные галереи, закрылись. Положение академических национальных театров тоже остается незавидным. Сейчас два театра Алматы - академический национальный театр драмы им. Лермонтова и национальный немецкий театр - не играют на своих площадках. Что значительно понизило тонус театральной жизни. Зрителю сложно воспринимать театры вне зависимости от их местоположения. Затянувшиеся ремонты помещений этих театров могут привести к потере их зрительских аудиторий. Общественная позиция театров слаба, и они не у руля общественного мнения. Финансирование сократилось, госчиновники делают ставку Спонсоры требуются не только частным, но и государственным театрам, которые неполностью финансируются государством. Льготное налогообложение мотивировало бы очень многих предпринимателей и компании давать деньги на искусство. Такая практика существует в очень многих странах, и это правильно. Сегодня театры больше закрываются, чем открываются. В провинции дела обстоят хуже, чем в столицах. Провинциальные театры вынуждены сокращать свой штат и зарплаты. Отсутствие государственного и спонсорского финансирования очень сильно влияет на состояние культуры. По мнению Приходится констатировать - у нас до сих пор не разработана эффективная модель культурной политики. А принятый накануне прошлого года закон о культуре не выдерживает критики (см. «Управлять или развивать?», «ЭК» № 1-3, 2007). Действует президентская программа «Сохранение культурного наследия». Сохранять культуру, конечно, необходимо, но этого недостаточно. Полноценная культурная политика должна быть направлена на развитие культуры, поддержание современного культурного процесса.
Ольга Власенко, корреспондент «Эксперт Казахстан»
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |