|
|
|
29.04.2008 Обмен опытом способствует интеграции стран ШОС в мировое сообщество - председатель Верховного суда К. Мами
АСТАНА. 29 апреля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/ - 19-21 мая в Астане состоится III Совещание глав верховных судов стран-членов Шанхайской организации сотрудничества. Они намерены обсудить вопросы применения и исполнения миграционного и экологического законодательства. Сотрудничество высших судов государств так называемой «Шанхайской шестерки» осуществляется с 2006 года и направлено на совершенствование механизмов отправления правосудия в различных сферах деятельности сторон, связанных рамками международной организации. О том, насколько эффективно и плодотворно проходит совещание представителей судебных систем стран, входящих в эту организацию, какие проблемы освещаются во время встреч, каковы перспективы подобного сотрудничества и о предстоящей встрече в беседе с нашим корреспондентом рассказывает председатель Верховного суда РК Кайрат Мами. - Кайрат Абдразакович, какие задачи стоят перед главами верховных судов стран «Шанхайской шестерки» и насколько успешно они решаются? - Опыт сотрудничества государств-членов ШОС, накопленный за первые пять лет существования организации, показал, что эффективно решать проблемы, возникающие в регионе, невозможно без согласования на международном уровне национальных законодательств по тем или иным вопросам и принятия единых документов, обязательных к исполнению на территории каждой страны. Обобщение судебной практики, обмен опытом по вопросам отправления правосудия позволяет наладить процесс интеграции наших стран в общемировое экономическое, торговое пространство, наилучшим образом решить проблемы обеспечения безопасности в регионе. Впервые председатели верховных судов стран ШОС собрались в Шанхае в 2006 году. Тогда возникла необходимость обсудить законодательство и правоприменительную практику в делах об экстремизме и незаконном обороте наркотических средств. Следующее совещание - в Санкт-Петербурге также было посвящено созданию единого правового заслона распространению этих негативных явлений. Заодно мы обсудили вопросы применения международных принципов и норм права в национальных законодательствах. Нам удалось достигнуть взаимопонимания по всем тем вопросам, которые были вынесены на повестку совещаний предыдущих двух лет. Были подписаны итоговые документы, согласно которым стороны должны осуществлять обмен информацией, связанной с вопросами судебной практики по делам об экстремизме и незаконном обороте наркотических средств. Реализация итоговых документов, подготовка регламента следующих встреч возложена на вновь созданный орган - Секретариаты совещаний. - На III Совещании председателей верховных судов будут обсуждаться вопросы применения экологического и миграционного законодательства. Каково состояние судопроизводства по экологическим и миграционным делам в Казахстане? Какие проблемы требуют обсуждения на международном уровне? - Как показывает практика, нелегальная миграция приобрела в регионе масштабный характер. Она стимулирует рост теневой экономики, способствует притоку дешевой рабочей силы, что развращает работодателей и стимулирует рост преступности. Все это ведет к социальному напряжению и экономической нестабильности страны. Печально известные события в Атырауской области, когда на одном иностранном предприятии столкнулись казахстанские и иностранные рабочие, показывают, к чему может привести недостаточный контроль над миграционными потоками. По данным Генеральной прокуратуры, только за прошлый год, за различные правонарушения в Казахстане к административной ответственности было привлечено около 139 тысяч человек из стран дальнего зарубежья. В основном привлекались граждане Китая, Турции и Пакистана. К административной ответственности было привлечено и около 129 тысяч граждан СНГ. Причем, из страны было выдворено, в совокупности, более 30 тысяч человек. Наибольшее количество рассмотренных в судах дел составляют дела о нарушении иностранцами правил пребывания в республике Казахстан: незаконный въезд в страну; уклонение от выезда в установленные сроки; несоответствие цели въезда целям, указанным в визе или миграционной (регистрационной) карточке. Основная сложность при рассмотрении дел с участием иностранцев заключается в том, что между нашими странами отсутствуют международные договоры, регулирующие признание и исполнение судебных постановлений по делам об административных правонарушениях. Признание и исполнение приговора с условным осуждением или в виде штрафа применяются лишь между государствами, ратифицировавшими Кишиневскую Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В отношении граждан государств СНГ, не ратифицировавших эту Конвенцию, приговор об условном осуждении или штрафе не подлежит исполнению. Не менее важно обсудить широким составом применение экологического законодательства для лучшего решения экологических проблем. Заинтересованные органы Шанхайской организации сотрудничества уже начали обсуждение экологической ситуации в регионе. В частности, большое внимание странами-партнерами уделено проблеме Арала. Экологическое благополучие в Казахстане напрямую зависит от политики соседей в плане охраны окружающей среды. То же могут сказать и другие. Что касается внутреннего законодательства, то в Казахстане разработаны необходимые правовые механизмы решения экологических проблем. Указом Главы государства одобрена Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы, подразумевающая и обеспечение экологической устойчивости. Разработана и одобрена Концепция экологической безопасности РК на 2004-2015 годы, с которой началось реформирование всей системы охраны окружающей среды в нашей стране. Первым из стран СНГ Казахстан кодифицировал экологическое законодательство. Наряду с Таджикистаном и Кыргызстаном - членами ШОС - мы ратифицировали Орхусскую Конвенцию «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». К сожалению, при изучении судебной практики, приходится констатировать, что в нашей стране крайне низка роль общественности в решении и обсуждении экологических проблем. Иски по большинству гражданских дел, как правило, предъявляются либо природоохранными прокурорами, либо территориальными подразделениями Министерства охраны окружающей среды, и они, в основном, касаются вопросов взыскания ущерба за загрязнение окружающей среды. Иски же от общественных объединений имели место лишь в судах городов Астаны, Алматы и Карагандинской области. Причиной тому, возможно, является незначительная осведомленность граждан о Конвенции, пассивность экологических общественных объединений, отсутствие для этой категории лиц льгот при подаче исков и распределении судебных расходов. К тому же, не разработаны правовые механизмы снижения финансовой нагрузки при обращении в суд по подобным вопросам. По этой причине экологические организации предпочитают по доверенности представлять интересы тех лиц, которые обратились к ним за помощью. Вы понимаете, что и суды не имеют возможности совершенствовать практику применения экологического законодательства, когда процент подобных дел все еще невысок и не разнообразен. Граждане Казахстана имеют возможность и должны отстаивать свое право на здоровую окружающую среду. Принятие Орхусской Конвенции подтвердило намерение Казахстана сделать прозрачным процесс контроля общественностью экологического состояния в стране. - Спасибо за интервью.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |