|
|
|
Источник: Международное информационное агентство «КазИнформ» (www.inform.kz)
29.04.2008 Усиление роли ревизионных комиссий маслихатов позволит повысить качество контроля - взгляд из региона
КОКШЕТАУ. 29 апреля. КАЗИНФОРМ /Жанмурат Жанайдаров/ - «Усиление роли ревизионных комиссий маслихатов позволит повысить качество контроля, улучшит финансовую дисциплину на местном уровне», - сказал в интервью корреспонденту Казинформа заместитель начальника Управления финансового контроля и государственных закупок по Акмолинской области Амангельды Сембаев. В республике постоянно проводится работа по созданию и совершенствованию системы государственного финансового контроля. Закон РК «О местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан», принятый в 1993 году, законодательно закрепил статус и полномочия ревизионных комиссий маслихатов, осуществляющих контроль за исполнением местных бюджетов. Был создан Государственный комитет финансового контроля Республики Казахстан, преобразованный в 1995 году в Комитет финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан, а затем - в Комитет финансового контроля и государственных закупок МФ РК. В 1996 году в соответствии с Конституцией РК был образован Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета. Таким образом, в республике сложились органы внутреннего и внешнего финансового контроля, отмечает А.Сембаев. В целях разграничения функций и полномочий органов, осуществляющих внутренний и внешний контроль, в 2002 году был принят Закон Республики Казахстан «О контроле за исполнением республиканского и местных бюджетов». Согласно Закону, органом внешнего контроля за исполнением республиканского бюджета является Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета, за исполнением местных бюджетов - ревизионные комиссии маслихатов, а также территориальные органы Комитета финансового контроля МФ РК. Внутренний контроль за исполнением республиканского бюджета осуществлял Комитет финансового контроля МФ РК и его территориальные подразделения. Внутренний контроль за исполнением местных бюджетов осуществляли уполномоченные Акимом государственные органы - ревизионные отделы областного управления финансов. Это привело к дублированию в работе по контролю за исполнением местных бюджетов. Поэтому, после принятия Бюджетного кодекса Республики Казахстан, ревизионные отделы областных управлений финансов были упразднены. Тем не менее, считает замначальника областного управления финконтроля, сложившаяся система государственного финансового контроля в республике имеет свои недостатки. К сожалению, до сих пор ревизионные комиссии маслихатов не сложились как полноценные органы внешнего контроля за исполнением местных бюджетов. Как на районном, так и на областном уровне ревизионные комиссии маслихатов - это один освобожденный работник - председатель ревизионной комиссии, избираемый из числа депутатов. В основном они не являются счетными работниками, не имеют необходимых теоретических знаний, соответствующего образования и опыта работы. Так, например, из 20 председателей ревизионных комиссий маслихатов Акмолинской области 7 человек по образованию учителя, 3 инженера, 2 ветеринарных врача и зоотехника, 1 врач, представителей др. специальностей - 4 и только 3 экономиста и бухгалтера (без опыта работы по специальности). Такое же положение и в других регионах республики. Нет аппарата, специалистов, которые бы могли провести контрольные мероприятия. Более того, за ревизионными комиссиями маслихатов законодательно не закреплен статус юридического лица. А без статуса юридического лица ревизионные комиссии маслихатов нельзя отнести к органам государственного финансового контроля. Вместе с тем, после внесения изменений от 5 июля 2006 года в Бюджетный кодекс РК органами государственного финансового контроля в соответствии со статьей 132 являются как Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета и Комитет финансового контроля и госзакупок МФ РК, так и ревизионные комиссии маслихатов. По мнению А.Сембаева, чтобы ревизионные комиссии маслихатов в соответствии с действующим законодательством действительно стали органами государственного финансового контроля на местном уровне, их необходимо наделить статусом юридического лица и полномочиями государственного органа, т.е. выделить их в самостоятельные государственные учреждения, обеспечив их необходимой штатной численностью и материально-технической базой. Разработать и утвердить на сессиях маслихатов Положения о ревизионных комиссиях маслихатов. Так, например, государственное учреждение «Ревизионная комиссия областного маслихата» численностью в пределах 10-12 штатных единиц, а государственное учреждение «Ревизионная комиссия районного маслихата» численностью до 3 единиц. Причем, это должны быть квалифицированные специалисты - экономисты, бухгалтера, специалисты по аудиту с опытом работы способные реализовать определенные законодательством полномочия. «Председатель ревизионной комиссии станет независимым, если его, во-первых, назначит маслихат, а во-вторых, он не будет депутатом» - считает Омархан Оксикбаев, председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (по аналогу Счетного комитета). Председатель Счетного комитета не является депутатом Парламента. Вместе с тем, в соответствии с действующим в республике законодательством государственный орган должен возглавлять административный государственный служащий. Ревизионную комиссию маслихата должен возглавлять административный государственный служащий, назначаемый, непосредственно подчиненный и подотчетный маслихату. Для этого необходимо, чтобы председатель ревизионной комиссий областного маслихата был приравнен к категории должностей начальника областного управления (категория Д-О-1), председатели районных, городских ревизионных комиссий - к категории должностей начальников райгоротделов (категория Е-R-1). Усиление роли ревизионных комиссий позволит повысить качество контроля , улучшит финансовую дисциплину на местном уровне, считает А.Сембаев. При проведении комплексных проверок исполнения районных и городских бюджетов местными исполнительными органами Управлением финансового контроля и госзакупок ежегодно выявляются финансовые нарушения на сотни миллионов тенге. Так, в 2005 году сумма выявленных нарушений при использовании бюджетных средств, выделенных из райгорбюджетов, составила 506510 тыс.тенге, в 2006 году 636911 тыс.тенге, в 2007 году 661095 тыс.тенге. Надо отметить, что при этом управление проводит лишь выборочные проверки. Большинство госучреждений остаются вне контроля. Так, например, в Щучинском районе из 107 государственных учреждений и госпредприятий комплексными проверками охвачены 16 , или 15%, в Зерендинском районе из 144 объектов контроля проверены 14 , или 10 %, в г.Кокшетау из 288 объектов проверены 47, или 16,3%. Ревизионными комиссиями маслихатов ежегодно осуществляются не более 5-6 комплексных проверок. Таким образом, при имеющейся численности ревизионных комиссий (по одному освобожденному работнику) большинство объектов в районах не могут быть подвергнуты внешнему контролю. - В настоящее время высказываются различные мнения по совершенствованию системы государственного финансового контроля, - говорит Амангельды Сембаев. - На мой взгляд, в республике должны быть государственные органы, осуществляющие внешний и внутренний контроль. При этом необходимо законодательно определить и разграничить функции и полномочия органов, осуществляющих внешний и внутренний контроль, четко определить механизмы реализации предписаний и постановлений, принимаемых по итогам проведенных проверок по устранению нарушений, создать единый центр по подготовке и повышению квалификации кадров органов государственного финансового контроля. Необходимо создать территориальные органы Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, укрепить материально и обеспечить штатной численностью ревизионные комиссии маслихатов, что позволит повысить эффективность системы государственного финансового контроля.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |