|
|
|
30.04.2008 Судебный диалог в формате ШОС - Кайрат МАМИ, председатель Верховного суда РК
Во второй половине мая делегации верховных судов стран — членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) соберутся в Астане. На очередном третьем совещании они намерены обсудить вопросы применения и исполнения миграционного и экологического законодательства. Сотрудничество верховных судов стран так называемой «Шанхайской шестерки» осуществляется с 2006 года и направлено на совершенствование механизмов отправления правосудия в различных сферах деятельности сторон, связанных рамками международной организации. Так, на первой встрече председателей верховных судов обсуждалась правоприменительная практика по вопросам экстремизма, терроризма и сепаратизма. Тогда же было подписано совместное заявление, в котором отражены основные задачи и принципы осуществления сотрудничества. Вторая встреча, состоявшаяся в Санкт-Петербурге на следующий год, была посвящена судебной практике стран — участниц ШОС по делам об экстремизме и незаконном обороте наркотических средств. Участники совещания также обсудили вопросы применения судами общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. Третье совещание было предложено провести в Астане. О том, насколько эффективно и плодотворно проходит совещание представителей судебных систем стран «Шанхайской шестерки», какие проблемы освещаются во время встреч, каковы перспективы подобного сотрудничества и о предстоящей встрече — в интервью с председателем Верховного суда РК Кайратом МАМИ. — Кайрат Абдразакович, Шанхайская организация сотрудничества образовалась в 2001 году. Спустя пять лет в ее рамках на регулярной основе договорились встречаться и представители верховных судов. Почему назрела такая необходимость? И по каким направлениям осуществляется данное сотрудничество? — Изначально в качестве органов Шанхайской организации сотрудничества значились Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Региональная антитеррористическая структура (РАТС), секретариат и совет национальных координаторов. Отдельным пунктом оговаривалась возможность совещания руководителей министерств или ведомств по актуальным вопросам. Раз в год на регулярной основе проходят встречи секретарей советов безопасности стран — участниц ШОС и генеральных прокуроров. В 2006 году совещания начали проводить и председатели верховных судов, спикеры парламентов. В этом же году в рамках ШОС созданы деловые структуры — Межбанковское объединение и Деловой совет, призванные содействовать торгово-экономическому сотрудничеству. В этом же году запущен механизм так называемого второго канала — Форума научно-политических кругов Шанхайской организации сотрудничества. То есть 2006 год явился для организации чрезвычайно плодотворным в плане расширения сфер сотрудничества. Это закономерный результат стремительного роста авторитета ШОС. Таким образом, совещание руководителей верховных судов «Шанхайской шестерки» назрело само собой. Эффективно решать проблемы, возникающие в регионе и требующие участия всех членов ШОС, невозможно без согласования на международном уровне национальных законодательств по тем или иным вопросам и принятия единых документов, обязательных для исполнения на территории каждой страны. Обобщение судебной практики, обмен опытом по вопросам отправления правосудия позволяет наладить процесс интеграции наших стран в общемировое экономическое, торговое пространство, наилучшим образом решить проблемы обеспечения безопасности в регионе. — Насколько органично взаимодействует национальное законодательство Казахстана с международными принципами и нормами права? Наверняка основная сложность, возникающая перед верховными судами стран — членов ШОС после соглашения по тому или иному вопросу — это как раз необходимость «состыковки» международных норм с внутренним законодательством? — В действующем казахстанском законодательстве достаточно четко регламентирована практика применения норм международного права и международных договоров. И уже накоплен соответствующий опыт. Согласно Конституции, международные договоры и иные обязательства республики являются составной частью действующего права и имеют приоритет перед национальными законами. К тому же многие нормы, установленные в национальном законодательстве, имеют «международное» происхождение. Применение судами норм международного права особенно важно в тех случаях, когда в национальном праве нет необходимой ясности или имеются пробелы по тому или иному вопросу. Все это в конечном итоге позволяет обеспечить более эффективную защиту прав и свобод граждан. Конечно, правильно истолковать и применить зарубежное право сквозь призму действующего национального законодательства — дело непростое. Действительно, исполнение части решений или соглашений, принимаемых в рамках ШОС, откладывается на какие-то сроки, в том числе и по причине, как вы говорите, «несостыковки» внутренней и международной правовых систем. Но для решения подобных вопросов и существует сотрудничество. — Диалог верховных судов в рамках ШОС осуществляется третий год. Есть ли уже ощутимые результаты или партнерству судебных систем наших стран еще предстоит набрать обороты? Другими словами, насколько результативными были предыдущие две встречи? — Это, мне кажется, немного некорректная постановка вопроса. Судебная система Казахстана всегда была нацелена на международное сотрудничество. До 2006 года, когда состоялось первое совещание председателей верховных судов, нами был уже накоплен огромный опыт как двухстороннего, так и многостороннего сотрудничества со странами ближнего и дальнего зарубежья, в том числе и со странами — членами Шанхайской организации сотрудничества. Другое дело, что именно в таком составе легче решать актуальные региональные проблемы, в которые страны ШОС вовлечены ввиду соседства, такие, например, как проблемы незаконного оборота наркотических средств, распространения экстремизма, терроризма и сепаратизма, о чем и шла речь на предыдущих встречах глав верховных судов государств ШОС. Обобщение судебной практики по этим делам, выработка единой стратегии противодействия распространению наркотиков и идей экстремистского, сепаратистского и террористического толка являются важной мерой по обеспечению мира, безопасности и благополучия в регионе. По итогам встреч в Шанхае и Петербурге стороны достигли договоренности о взаимодействии и обмене информацией по вопросам судебной практики по делам о преступлениях, связанных с незаконным оборотом наркотических, психотропных, сильнодействующих средств и ядовитых веществ. Участники совещания также подчеркнули важность координации усилий по делам об экстремизме. Решение данных проблем будет осуществляться в рамках положений Хартии ШОС, Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом и другими ратифицированными международными документами. Кроме того, во время совещания в Санкт-Петербурге было принято решение о создании секретариата совещаний председателей верховных судов. На секретариаты возлагаются функции подготовки регламента встреч и реализации итоговых документов. — Не так много времени осталось до третьего совещания председателей верховных судов стран — членов ШОС, на котором, как уже известно, стороны обсудят практику применения судами миграционного и экологического законодательств. Каким вам видятся перспективы сотрудничества в этом направлении? — Обсуждение и согласование экологического и миграционного законодательств были предложены нами на прошлом совещании в Санкт-Петербурге. Проблемы действительно злободневные, масштабные. И если тема миграции является закономерным продолжением нашего сотрудничества по проблемам незаконного оборота наркотических средств и распространения экстремизма, то решение экологических проблем — это уже новое направление взаимодействия, подтверждающее намерение стран «Шанхайской шестерки» комплексно подходить к вопросам обеспечения безопасности и благополучия в регионе. Миграционные процессы, бурно развивающиеся именно в границах Шанхайской организации сотрудничества, трудно поддаются контролю. Для этого необходима координация усилия всех стран-партнеров. Перед нами стоит действительно сложная задача — минимизировать стихийное развитие миграционных потоков, насколько это возможно снизить их негативное влияние на социально-экономическую обстановку и национальную безопасность стран — членов ШОС. Одновременно регулирование миграции должно происходить при полном соблюдении прав мигрантов, обеспечиваемых актами Международной организации труда. Для Казахстана, как для страны, во-первых, динамично развивающейся, а во-вторых, занимающей транзитное положение относительно остальных стран — членов ШОС, проблемы стихийной миграции встают особенно остро. Как показывает практика, нелегальная миграция приобрела масштабный характер, она стимулирует рост теневой экономики, способствует притоку дешевой рабочей силы, развращает работодателей, стимулирует рост преступности. Все это в конечном счете ведет к социальному напряжению и экономической нестабильности страны. Во что это может вылиться, мы уже увидели на примере событий в Атырауской области, когда на одном из иностранных предприятий произошло столкновение между казахстанскими и иностранными рабочими. По данным Генеральной прокуратуры, только за прошлый год за различные правонарушения в Казахстане к административной ответственности было привлечено около 139 тысяч человек из стран дальнего зарубежья (в основном привлекались граждане Китая, Турции и Пакистана) и примерно 129 тысяч граждан СНГ. Причем из страны было выдворено в совокупности более 30 тысяч человек. Наибольшее количество рассмотренных в судах дел составляют дела о нарушении иностранцами правил пребывания в республике: незаконный въезд в страну, уклонение от выезда в установленные сроки, несоответствие цели приезда целям, указанным в визе или миграционной регистрационной карточках. Основная сложность при рассмотрении дел с участием иностранцев заключается в том, что между нашими странами отсутствуют международные договоры, регулирующие признание и исполнение судебных постановлений по делам об административных правонарушениях. Признание и исполнение приговора с условным осуждением или в виде штрафа применяются лишь между государствами, ратифицировавшими Кишиневскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. В отношении граждан государств СНГ, не ратифицировавших эту конвенцию, приговор об условном осуждении или штрафе не подлежит исполнению. Между тем решить проблему незаконной миграции без должного внимания к правовому регулированию этих процессов, к ужесточению наказаний за повторные нарушения и обеспечения исполнения этих наказаний невозможно. И ясно, что невозможно эти вопросы решить силами одного государства без взаимодействия со всеми участниками миграционных процессов. — Не менее важным представляется второй вопрос повестки совещания — применение экологического законодательства. Нельзя сказать, что страны — члены Шанхайской организации сотрудничества имеют хорошо продуманную и, главное, действенную политику в сфере защиты охраны окружающей среды. Как в Казахстане обстоят дела с эффективностью экологического законодательства? И что по этому повод говорит судебная практика? — Казахстану в этом плане есть что сказать. Указом Главы государства одобрена Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007—2024 годы, подразумевающая и обеспечение экологической устойчивости. Разработана и одобрена Концепция экологической безопасности РК на 2004—2015 годы, с которой началось реформирование всей системы охраны окружающей среды в нашей стране. Первым из стран СНГ Казахстан кодифицировал экологическое законодательство. Казахстан наряду с Таджикистаном и Кыргызстаном ратифицировал Орхусскую конвенцию «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды». Если говорить о работе Верховного суда, то мы совместно с Министерством охраны окружающей среды и участием международных организаций провели ряд международных научно-практических экологических конференций. В настоящее время экспертами ОБСЕ и судьями Верховного суда осуществляется проект по подготовке учебно-методического пособия для обучения судей в области доступа общественности к правосудию по экологическим вопросам. Прорабатывается возможность подготовки учебных программ дистанционного обучения судей в ходе реализации проекта ЮСАИД «Содействие судебной системе Казахстана». На официальном web-сайте Верховного суда РК публикуются судебные акты, в том числе и по экологическим спорам, имеется форум-страничка по экологическим вопросам и многое другое. То есть правовые механизмы решения экологических проблем в Казахстане в целом проработаны. — Но проблемы остаются. Смог над Алматы, каспийская фауна, Арал — это лишь несколько ключевых слов, характеризующих состояние экологии Казахстана. Значит ли это, что правовые механизмы работают слабо? — Во всех развитых странах в деле охраны окружающей среды важную, если не главную, роль играют общественные организации, активная позиция в этих вопросах общественности, которые способны через суд отстоять свое право на жизнь в благополучной окружающей обстановке. В Экологическом кодексе Казахстана само понятие охраны окружающей среды расшифровывается как система государственных и общественных мер, направленных на сохранение и восстановление окружающей среды. Принятие Орхусской конвенции подтвердило намерение Казахстана сделать прозрачным процесс контроля общественностью экологического состояния в стране. Но, как показывает судебная практика, иски по большинству гражданских дел, как правило, предъявляются либо природоохранными прокурорами, либо территориальными подразделениями Министерства охраны окружающей среды, и они в основном касаются вопросов взыскания ущерба за загрязнение окружающей среды. Иски же от общественных объединений имели место лишь в судах Астаны, Алматы и Карагандинской области. Причиной тому, возможно, является незначительная осведомленность граждан о конвенции, пассивность экологических общественных объединений, отсутствие для этой категории лиц льгот при подаче исков и распределении судебных расходов и другое. К тому же не разработаны правовые механизмы снижения финансовой нагрузки при обращении в суд по подобным вопросам. По этой причине экологические организации предпочитают по доверенности представлять интересы тех лиц, которые обратились к ним за помощью. С другой стороны, нельзя отрицать и допущение судами ошибок при рассмотрении дел по экологическим спорам. Проблемы начинаются уже с определения подсудности дела. Но над всеми этими ошибками идет работа, в том числе и по рекомендациям Комитета по вопросам соблюдения положений Орхусской конвенции Европейской экономической комиссии ООН. В общем, нам есть что обсудить и чем поделиться с партнерами по Шанхайской организации сотрудничества. К тому же экологические проблемы не имеют границ, и их необходимо решать сообща. Фарид ЮМАШЕВ
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |