|
|
|
Источник: Позиция.kz (www.posit.kz)
04.05.2008 На поле банки грохотали…
Если раньше банковские армии бежали на поле боя, закидывая население снарядами в виде банковских продуктов, причем не столь уж креативными (бутылки с разными этикетками были наполнены одной и той же зажигательной смесью), то сейчас кредитная деятельность резко остановилась - на клиентскую базу идут с саперными лопатками, избегая рискованных проектов. В этом году стратегии казахстанских банков, особенно тех, кого раньше называли флагманами рынка, резко изменились. В первую очередь речь идет об игроках первой шестерки. Но у медали всегда две стороны. Суровые сводки с западных финансовых фронтов дают шанс средним банкам перейти свой Рубикон и написать свою историю успеха. Особняком стоят военные стратегии компаний, разместивших акции на Лондонской бирже: Народного банка, Казкома, и Альянс банка. Все три армии совершенно разные как по тактике ведения боя, так и по харизме своих полководцев. Так что же происходит в их стане?
Большие больше не атакуют
Среди крупнейших игроков на поле военных действий сейчас наиболее вольготно себя чувствует армия Халыка - пожалуй, одна из самых многочисленных и матерых в Казахстане. Стратегия главнокомандующего Григория Марченко основывается на двух традиционных преимуществах банка: за 80 лет Народный оккупировал практически каждый мало-мальски стратегически значимый населенный пункт и глубоко проник в розничный сектор. Через Народные блок-посты проходит более 60% пенсий по стране, обслуживается более 50% всех зарплатных схем и всех карточек. Тяжелой артиллерией для развития всей финансовой группы считается пенсионный фонд, который на сегодняшний день является самым крупным в Казахстане. «Народная» армия не борется за первые места там, где низкая маржа и высокая конкуренция - в сфере торгового финансирования, обслуживании крупных корпоративных клиентов, необеспеченного потребительского кредитования или автокредитов. Основная цель, за которую бьется г-н Марченко и его штаб - показатель рентабельности и доходности на одну акцию. Больной мозолью для топ-менеджмента Народного банка можно назвать неповоротливость огромной махины, которой тяжело, несмотря не ее конкурентные преимущества, достигнуть максимальной эффективности. Кроме того, г-н Марченко мало напоминает дирижера, на малейшее движение палочки которого слаженно реагируют его командующие фронтами, в полномочиях же последних - привести в движение основные массы. Однако несомненным плюсом этого маститого главу казахстанской финансовой системы можно назвать омоложение своего топ-менеджмента. Свежая кровь народной армии не помешает точно. Самым же слабым местом, позволяющим пробить брешь в сильной и большой военной машине системы Халык, является сервис, а точнее его полное отсутствие. А это то, на чем строится банковский бизнес в борьбе за хороших клиентов … Что касается боевых сил Казкоммерцбанка, то стратегическая ставка на финансирование больших строительных объектов оказалась на данный момент не очень удачной. Массированный удар на застройку приостановился. Теперь армия Казкома, которая была в прошлом году перебрендирована, то есть, переодета в новую военную форму, должна несколько сократить свой бизнес и, что самое главное, атакующую стратегию роста. Все чем сейчас занимаются военизированные части банка - это расплачиваются по своим внешним займам. На «алтарь расплаты» приносится все - сокращение гарнизонов, расходов и т.д. Экспансия на соседние рынки, которая раньше рассматривалась как диверсификация бизнеса, сейчас выходит боком, ведь вести войну на нескольких фронтах всегда сложнее как с точки зрения координации сил, так и распределении ресурсов - денежных и человеческих. В войне за клиентов Казком отличается применением инновационного оружия. Наличие прорывных для Казахстана методов доставания клиентов через HOME-банкинг и кобрендинговые продукты делают эту армию одной из самых инновационных. Хотя назвать Интернет оружием массового поражения в Казахстане сейчас нельзя, однако опыт его использования в бою, ценен без сомнения.
Револьверы наголо
Если говорить об Альянс банке, то в этой армии наблюдается явная деморализация войск. Закрытие внешних рынков свело на нет агрессивные атаки, к которым привыкли АЛБанские батальоны. Как оказалось, вести войну при недостатке импортных боеприпасов эти ритейловые солдаты были просто не готовы. Очевидно, что у штаб-квартиры Альянса просто не было так называемого «плана Б». В результате банк начал уступать свои позиции в некоторых нишах, практически свернув кредитование и оставив ранее завоеванные плацдармы. После перехода на режим жесткой экономии, часть армейского состава была расформирована и отправлена по домам, гарнизоны выставлены на продажу, а из розничного кредитного арсенала оставшихся бойцов вооружают револьверами, точнее револьверными кредитами… С этим оружием бойцы и идут сейчас в массы. Что касается ставки главнокомандующего, то и в ней произошли определенные перестановки. Хотя на переправе коней не меняют, председатель правления Даурен Керейбаев был отозван с линии фронта. Какие новшества привнесет с собой новый полководец, покажет этот год. По прогнозам военных экспертов, в этом году армия Альянса должна уйти в глухую оборону, собирая розданные ранее ресурсы, так что о взятии новых рубежей говорить точно не приходится. Хотя от Альянса можно ожидать всего, чего угодно: к примеру, стратегического альянса (уж простите за каламбур!) с крупным международным игроком. Отметим еще одну потенциальную слабость, которая присуща всем трем армиям из разряда публичных компаний - это их зависимость от «стадного инстинкта» союзников-инвесторов, прикупивших размещенные ими акции на Лондонской фондовой бирже. С точки зрения вложений - всем инвесторам нужен быстрый рост стоимости акций, «… нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», - вот их песня. А это возможно, если бизнес растет и остается прибыльным. Но если с временным отсутствием роста международные инвесторы еще могут смириться, то со снижением прибыли - нет. Поэтому задача всех трех армий будет заключаться в том, чтобы сделать показатель прибыльности как можно красивее. А сделать это при закрытых рынках капитала - задача не из легких.
Наполеон идет за исламскими деньгами
Особняком со своей стратегией развития стоит Банк ТуранАлем. Не случайно главу совета директоров БТА Мухтара Аблязова журналисты окрестили банковским Наполеоном. Амбиции этого полководца не скромнее, чем у великого корсиканца. БТА стал своего рода банковским Чингисханом, который покоряет все рынки, на которые только падает взгляд. Но если раньше БТА и Казком соревновались в гонке для двоих «кто займет больше денег», то сейчас гонка сменила название на «кто быстрее расплатится с долгами». Стратегия БТА действительно похожа на стратегию французской армии эпохи Наполеона I, которая характеризовалась стремлением к достижению победы над противником в одном генеральном сражении. Наполеон нашел правильное стратегическое применение колоссальных вооруженных масс для разгрома сил врага, но его стратегия, выражавшаяся в стремлении завоевать мир, в целом была авантюристической. Выразителем французской стратегической мысли был Ф. Фош, сформулировавший «вечные», «неизменные» принципы ведения войны. Основной формой стратегических действий он признавал наступление и требовал сосредоточения сил по внутренним операционным линиям с целью разгрома важнейшей группировки противника. В штаб-квартире БТА срочно ищут союзников уже не на западных рынках, а в мусульманских странах, активно муссируя тему исламских финансовых вооружений. Однако пока армейская казна не наполняется теми же темпами, что и раньше, БТА перешел от длинных кредитов к коротким. Это связано с изменением структуры заимствований. Сейчас мы видим, что банк усилил акценты работы на рынке автокредитов и экспресс-кредитов. Радует, что бизнес-битвы казахстансих банков проходят не в формате локальной гражданской войны. Многочисленные военные обозреватели в этом году предсказывают смену диспозиций на казахстанском финансовом фронте: в страну проникает все больше интервентов-западных банков, привыкших вести весьма агрессивную политику на финансовых рынках стран бывшего социалистического лагеря. Однако больших побед и удачных нападений интервенты так и не показали, предпочитая действовать партизанским методом. Ни у Банка ЦентрКредит (покупка 30%-го пакета южнокорейским банком), ни у АТФБанка не было сколько-нибудь крупных вылазок. Если коротко обрисовать стратегию того же БЦК, то она соответствует поговорке «Война план покажет». Что касается АТФБанка, который вошел в международную группу Юникредит, то в армии с иностранным руководством идет борьба «дедов» и «духами»: европейские топ-менеджеры сталкиваются с прежним укладом военной жизни и испытывают неприятности с миноритарными акционерами.
Кто воспользуется временным перемирием?
А в это время тотальным затишьем на поле боя могут воспользоваться армии, которые никогда яростно не атаковали, в больших завоеваниях не участвовали. Из оставшихся банков в первой десятке к таким причисляют Каспийский банк, который рассматривается в качестве лакомого кусочка для инвесторов. В свое время активно муссировались слухи, будто бы каспийскую армию пытается купить группа Райффайзен. Однако как заявили в один голос нынешние полководцы Каспийского Михаил Ломтадзе и Вячеслав Ким, продаваться армия не намерена, самим нужна для реализации стратегии завоевания Средней Азии. Какую военную тактику культивирует эта консервативная боевая машина? Банк не вышибает соперников с занятых ими позиций, поскольку не хочет тратить на это живые силы и ресурсы. Со стратегической точки зрения, забегать с криком «Ура!» оголтело всем банком на гору без укрепленного тыла, чтобы занять нужную высоту, Каспийская армия не собирается. Что же делают командиры с западным образованием, пришедших в эту армию, после того как контроль над ней получил международный фонд прямых инвестиций Бэринг Восток? Делают один шаг - закрепляются. Делают следующий шаг - закрепляются, оставляют свои дозоры и ресурсы. Что означает? Что потом с таких укрепленных позиций армию сдвинуть будет невозможно. Оценивая картину на месте банковских баталий можно говорить о том, что армии агрессивных игроков прижаты к стене, и единственный выход для них оставаться боеспособными - привлечь в свои ряды иностранцев в качестве стратегических инвесторов. В этом смысле показательны заявления штаба Альянс банка и Темирбанка, которые готовы к продаже, однако, по словам непосредственно потенциальных инвесторов, нынешние собственники казахстанских банков должны преодолеть некий психологический барьер. Должно пройти некоторое время, чтобы они привыкли к реалиям и объективно оценили стоимость своего бизнеса, именно снижения ценовой планки и ждут банки-интервенты с Запада и с той же Южной Кореи. Рано или поздно это произойдет, ведь всем нужны деньги, чтобы продолжать эффективно дальше развиваться. Во всей этой истории есть очень большой плюс. Речь даже не о самих банках. Это изменение менталитета казахстанского или, как говорят в России, казахского бизнеса в целом. Если раньше предприниматели брали кредиты, строили свой бизнес, а на получаемую прибыль прикупали себе разные активы в виде побочных компаний или яхт и самолетов, то теперь они вынуждены продавать это и все больше личных денег вкладывать в свой основной бизнес. А это значит - переосмысливать, как они зарабатывали деньги до кризиса, и придумать, как они будут зарабатывать их сейчас.
Ботагоз Жуманова
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |