|
|
|
Источник: Прочие
13.05.2008 Создание барьеров для предотвращения регистрации лжепредприятий
Т. Цой, ведущий специалист УНА НК МФ РК
В своем Послании народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира» Глава государства в целях дальнейшей модернизации и диверсификации экономики Казахстана сконцентрировал внимание на необходимости проведения реформирования налоговой политики. В этой связи одной из задач налоговых органов является усиление налоговой дисциплины с целью пресечения деятельности «обнальных фирм» и лжепредприятий. Под лжепредпринимательством понимается создание коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющее целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, не причинившей крупный ущерб гражданину, организации или государству. То есть юридические лица создаются не для того, чтобы вести указанную в их уставах деятельность и получать от нее доход, а чтобы незаконно обналичить деньги, прикрыть какую-нибудь незаконную сделку. При этом лжепредприятия могут создаваться и для других целей, важно одно - руководители или учредители изначально не имеют намерения фактически заниматься и осуществлять предусмотренные учредительными документами этих организаций виды предпринимательской деятельности. Зачастую такие юридические лица регистрируются на подставных лиц по утерянным удостоверениям личности, на лиц без определенного места жительства и т.п. на непродолжительное время (до месяца, полугода). Лжепредпринимательской деятельностью наносится существенный вред государству путем недопоступления налогов в бюджет. Как показывает проведенный Налоговым комитетом МФ РК анализ, только за период с 2003 г. по 1 декабря 2005 г. налогоплательщиками-лжепредприятиями выписаны счета-фактуры на общую сумму 4 млрд. 267 млн. тенге, в том числе сумма НДС, не уплаченная в бюджет, составила 640,6 млн. тенге. В этой связи Налоговым комитетом МФ РК в течение 2006 г. внесены ряд изменений в законодательство, в том числе, в ст. 11 Закона РК «О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств» от 17.04.1995 г. № 2198 (далее - Закон) в части отказа в регистрации (перерегистрации) юридических лиц, в случае, если учредителем является бездействующее юридическое лицо и (или) если учредитель и (или) руководитель юридического лица соответствуют одному из перечисленных ниже условий: - являются учредителями и (или) руководителями бездействующих юридических лиц; - признаны недееспособными, ограниченно дееспособными, безвестно отсутствующими, объявлены умершими; - осуждены за преступления по ст. 192, 216, 217 Уголовного кодекса РК; - представлены утерянные документы, удостоверяющие личность. Резюмируя изложенное, можно сказать, что на сегодняшний день в борьбе с лжепредпринимательством налоговые органы используют все законно возможные способы для предотвращения потерь государственного бюджета. Но борьба с лжепредпринимательством только силами налоговых органов невозможна. Необходимо активное участие других государственных органов. С целью автоматизации процесса проверки и исключения человеческого фактора при принятии решения о регистрации юридического лица на совместном совещании государственных органов, инициированном Налоговым комитетом МФ РК, разработан План мероприятий по взаимодействию государственных органов по механизму передачи сведений по отдельным категориям физических и юридических лиц в рамках государственных баз данных с целью пресечения регистрации лжепредпринимательства, утвержденный и.о. генерального прокурора РК от 20.10.2006 г., Министром юстиции от 13.10.2006 г. и Министром финансов от 23.10.2006 г., Председателем Агентства РК по информатизации и связи от 16.10.2006 г. Согласно вышеуказанному Плану, в течение 2007 реализован механизм по предотвращению регистрации в соответствии со ст. 11 Закона, который запущен в опытную эксплуатацию с 1 февраля 2008 г. Так, по состоянию на 14.02.2008 г. произведено 1 235 отказов в регистрации по вышеуказанной причине. Таким образом, уже сейчас, если субъект при регистрации юридического лица в органах юстиции является учредителем или руководителем какого-либо бездействующего предприятия либо представляет недействительные документы, в автоматическом режиме формируется отказ в регистрации такого юридического лица. Другими словами, создан дополнительный барьер для предотвращения регистрации лжепредприятий.
Доступ к документам и консультации
от ведущих специалистов |